Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
1-й месяц. Характеристика периода :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
1-й месяц. Характеристика периода
Страницы: 1 2 3 4 5   

Первый месяц жизни ребенка - его называют периодом новорожденности - выделяют особо. Задача, стоящая перед родителями в этот период - адаптация малютки к окружающему миру, - важная и очень ответственная, потому что в это время полностью меняется характер жизнеобеспечения ребенка. Акт рождения малютки связан с переходом на автономное легочное дыхание и с перестройкой кровообращения. Включается безусловный сосательный рефлекс, начинают работать пищеварительный тракт и выделительная система.

Педиатры-неонатологи и педагоги делят первый месяц жизни ребенка на три микропериода - условно три десятидневки, различные по задачам сенсорного, эмоционального и социального развития. Эти линии развития являются ведущими в младенческий период, они играют важную роль в формировании психики маленького человечка, начиная с первого месяца его жизни.

Что же представляет собой малыш периода новорожденности? Прежде всего, обратим внимание на физиологические особенности: сердце новорожденного бьется намного быстрее - 135-140 ударов в минуту (у взрослого - 60-70); дыхание - 35-42 раза в минуту (у взрослого - 16-18); давление в сосудах - 85/45 миллиметров ртутного столба (у взрослых - 120/80). Показатели и рекомендации даются для физиологически зрелых детей, не требующих специальной коррекции. Цифры доказывают, что дитя не является уменьшенной копией взрослого. И - что, пожалуй, главное - подчеркивают, что обменные процессы в ранний период младенчества протекают с невиданной скоростью, обеспечивая интенсивность роста и развития малютки.

Не надо путать понятия "доношенный" и "физиологически зрелый". Ребенок может родиться доношенным (по срокам беременности), но при этом развитие функций его организма может не соответствовать возрасту. Первыми признаками физиологической зрелости малыша являются: установление нормальной температуры тела (пока только в прямой кишке), высокий тонус мышц-сгибателей (у незрелых детей отмечается пониженный мышечный тонус; ручки и ножки расслаблены); хорошо выражены хватательный рефлекс, подошвенный рефлекс, рефлекс ползания. Хватательный рефлекс проявляется, если вложить в руку младенца палец взрослого человека: кроха, которому от роду всего несколько дней, тут же цепко схватывает его. Если прикоснуться к подошве малыша, тут же разгибаются и сгибаются пальчики ног. Это подошвенный рефлекс, он тоже присущ физиологически зрелым детям. Чтобы проверить рефлекс ползания, ребенка кладут на живот, его ручки поджимают под грудку, и, если взрослый приставляет свою ладонь к его подошвам, малыш тут же оттолкнется и даже слегка сдвинется с места. Если кроху держать под мышки, он станет попеременно отталкиваться ножками и переступать - это рефлекс переступания. Эти рефлексы проверяет педиатр родильного дома, а также доктор, наблюдающий малыша после выписки из стационара. На основе этих рефлексов в дальнейшем развиваются общие движения и действия руки.

Ребенок - самое беспомощное существо из всех новорожденных на земле. Крик - единственная обращенная к взрослому реакция, которая сигнализирует о неблагополучии в ощущениях малютки. Но уже на первом месяце жизни в крике ребенка начнут возникать интонации, позволяющие судить о различии его "обращений" (мокрые пеленки, голод, холод, потребность в общении и т.п.).

Что же помогает ребенку адаптироваться к окружающему миру? Безусловные рефлексы - пищевой (его не нужно учить сосать грудь матери), защитный (малыш отстраняется от неприятного объекта), ориентировочный (рефлекторно реагирует на малейшую новизну в окружающем мире); эмоциональные рефлекторные проявления и т.п.

Основными задачами воспитания и психофизического благополучия являются: гигиенический уход, правильное вскармливание, формирование суточного ритма: сон - ночью, бодрствование - днем (к концу первого месяца следует сформировать последовательность, четкое чередование сна и бодрствования в течение дня).

Сенсорное развитие - основа ознакомления с окружающим миром с помощью органов чувств. Зрение, слух, осязание - это те "ворота", в которые входит информация извне. Это же и первостепенное условие развития (дозревания) мозга ребенка. Общение со взрослым - главная задача этого возраста.

© 2008-2017, rebyenok.ru