Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Возраст 20 дней :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Возраст 20 дней
Страницы: 1 2 3 4 5   

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Задачи сенсорного воспитания

  1. Создавать ситуации, развивающие способность видеть объект (игрушку), определять его место в пространстве; удерживать в поле зрения неподвижный объект.
  2. Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка.

Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка)

Занятие 1

Материалы. Однотонная, озвученная погремушка или какая-либо другая игрушка яркого цвета, закрепленная для демонстрации с помощью палочки-держателя.

Ход занятия. Взрослый показывает ребенку яркую игрушку на расстоянии 50-60 см от его глаз, затем перемещает ее влево и вправо на 30 см. Вызвав сосредоточение на предмете, прекращает его перемещение, давая возможность до 5-10 сек. фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

При повторных занятиях можно использовать не только объемные, но и плоскостные предметы, например плакетки, изготовленные из картона и цветной бумаги. Это может быть оранжевый круг диаметром 12 см, в центр которого для облегчения зрительного сосредоточения приклеивается яркое "пятно" - синий кружок диаметром 5 см. Плакетки могут иметь форму квадрата, треугольника, звездочки с закругленными концами и т.п. Когда малыш научится фиксировать взгляд на неподвижном объекте, например на лице взрослого, можно использовать плакетки, на которых изображено лицо и даны мимические выражения: смеющееся, удивленное, спокойное.

Занятие 2

Материалы. Погремушка или колокольчик.

Ход занятия. Взрослый вне поля зрения ребенка встряхивает погремушку или колокольчик, стремясь вызвать слуховое сосредоточение в течение 15-20 сек., повторяет эту ситуацию. Затем показывает ребенку игрушку, издававшую звук. При появлении зрительного и слухового сосредоточения пытается вызвать фиксацию взгляда ребенка на неподвижном предмете.

Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

  1. Сосредотачивает взгляд на лице говорящего взрослого.
  2. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, например игрушку, расположенную на высоте 40-50 см от глаз.
  3. Замирает при звуках голоса взрослого, находящегося вне поля зрения (до 20 сек.).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (ОБЩЕНИЕ)

Задачи эмоционального и социального воспитания

  1. Способствовать эмоциональным контактам с ребенком во время общения с малышом и ухода за ним.
  2. В процессе эмоциональных контактов обогащать ребенка эмоционально, демонстрируя всю палитру человеческих эмоций (радость - улыбка, огорчение - печаль и т.п.).

Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка)

В момент общения взрослый первый улыбается ребенку, побуждая к эмоциональному ответу всеми доступными для него средствами. Он поддерживает все действия ребенка эмоционально.

Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

"Физиологическая" (рефлекторная) улыбка возникает на лице ребенка (глаза у малыша при этом закрыты) в момент насыщения при кормлении, засыпании у груди мамы.

На лице малыша в периоды бодрствования появляется выражение "интереса" (сосредоточение взора на лице мамы, ее глазах и линии лба). Аналогичная эмоциональная реакция на яркую движущуюся, а затем неподвижно зависающую над ребенком игрушку.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задачи предречевого развития

  1. Формировать у ребенка эмоциональное отношение к говорящему с ним взрослому.
  2. Наклонившись над ребенком, взрослый утрированно демонстрирует не только слова, короткие фразы, но и фонемы (звуки) родной речи.

Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка)

Ситуация специальная: в процессе речевых занятий с ребенком с использованием речевых, шумовых, музыкальных и вокальных стимулов.

Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

Ребенок будто "ожидает" от взрослого речевого обращения, интонационных эффектов. Он эмоционально реагирует на речь взрослого (замирает или возбуждается).

МОТОРНОЕ (ДВИГАТЕЛЬНОЕ) РАЗВИТИЕ

Задачи моторного развития

Побуждать к сенсомоторной активности на чувственной основе первых реакций на "новизну" в окружающем.

Воспитательные воздействия взрослого (методика формирования и выявления навыка)

Ситуация естественного контакта в процессе разговора с малышом, общения в моменты показа игрушки, звучащего предмета. Во время подготовки к кормлению продолжать формировать первые условные реакции на "положение ребенка под грудью".

Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

Ребенок ярко демонстрирует первые условно-рефлекторные двигательные реакции: замирает и готов к приему пищи в позе "под грудью". В моменты показа игрушки способен к повороту головы влево-вправо вслед за перемещением игрушки, а также при поиске источника звука. Обнаруживает более координированные движения глаз и головы (в положении лежа на спине).

© 2008-2017, rebyenok.ru