Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
От рождения до года :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От рождения до года

Малыш родился... Он начал свой жизненный путь, встретил первый рассвет, ощутил первый луч солнца. Он еще очень беспомощен - ваш ребенок, но при правильном уходе и воспитании таит в себе неограниченные возможности развития. Как важно создать малышу условия, которые обеспечат реализацию его возможностей. Для этого необходимо как можно раньше установить с малюткой двусторонний контакт, важно услышать и понять его, когда он еще не владеет словом, а о своих проблемах заявляет по-своему - криком. Это его первый язык - язык эмоций. Как по интонационной окраске этого языка распознать физическое состояние вашего малыша? Ответ один - стать просвещенными родителями.

Просвещенные родители - знающие родители, понимающие свою высокую роль и большую ответственность. Младенчество и раннее детство - годы родительского творчества: вы как умные зодчие выстраиваете храм телесного и душевного совершенства своего ребенка, стараетесь заложить фундамент здоровья и высокого интеллекта, индивидуальности. Это важно. В ранние годы интенсивно формируется (дозревает) мозг малютки. Общение со взрослым, речевой и телесный контакт, начальная рефлекторная ориентировочная активность, "врожденный" интерес к человеку - все за вас и вместе с вами!

Как молоко матери необходимо младенцу для его физического роста, так впечатления окружающего мира и общение с вами являются "пищей" для формирующейся психической жизни и ума: мозг учится анализировать и отражать окружающий мир, уподобляя ребенка той социальной среде, в которой он растет. Значит, развивающая среда, общение, занятия и игры с малюткой являются необходимостью. Малыш все, что видит или слышит, пропускает через "свое сердечко", т.е. эмоционально реагирует на мир, который трогает и удивляет кроху своей новизной. Ребенок растет, завоевывая мир, он "работает", прикладывая определенные усилия ко всему, что ему приходится выполнять впервые: первые действия руки, первый поворот, первый шаг, первое слово - все требует от малютки усилий и навыка.

Стиль поведения и характер, можно сказать, закладываются в ребенке с раннего детства, с молоком матери, на основе его подражательных действий. Малыш должен быть любим родителями и охраняем обществом. Только тогда он сам научится любить людей и окружающий его мир. Подарите ребенку радость общения, радость детства.

Педагогикой раннего возраста выделены следующие микропериоды младенчества:

  • новорожденность (первые 3-4 недели);
  • от 1 до 3 месяцев;
  • от 3 до 6 месяцев;
  • от 6 до 9 месяцев;
  • от 9 до 12 месяцев.

Каждый микропериод младенчества отличается от предыдущего и имеет свои выразительные особенности. В эти микропериоды происходит смена режимов кормления, сна и бодрствования ребенка. Периоды бодрствования имеют тенденцию к расширению форм общения. К "эмоциональному общению", свойственному детям до шести месяцев, начиная с седьмого месяца, добавляется общение "деловое", т.е. овладение действиями с предметами - "предметная деятельность". Интенсивно меняется целенаправленная двигательная активность ребенка: если на первом месяце жизни он не умеет даже просто удерживать головку, то к двенадцати месяцам уже самостоятельно делает первые шаги. Уникальные метаморфозы развития в период младенчества по интенсивности не имеют аналогов во всей последующей жизни человека.

Окружающая среда может быть названа развивающей, если она обеспечивает ведущие линии развития в каждый микропериод младенчества и способствует ведущим видам деятельности. Ведущей называют такую деятельность, которая в данный период детства оказывает стратегически важное влияние на психическое развитие ребенка.

Ведущие линии развития - познавательное развитие (его педагогическая направленность - сенсорное воспитание и развитие действий с предметами); социальное (эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым); речевое (ознакомление с окружающим и подготовительные этапы развития речи и мышления); моторное (развитие общих движений и действий руки). Ведущие линии развития включают своевременное появление ведущих навыков деятельности, что обеспечивает и физическое, и психическое развитие малыша.

Сайт расскажет о воспитании ребенка от момента рождения до 1 года. На его страницах вы найдете стройную систему программных требований и задач, средств реализации (занятий), приводящих к определенным результатам по показателям развития.

Поступательное развитие ребенка обеспечивается системой педагогических воздействий, в том числе развивающими играми-занятиями, которые представлены в каждом возрастном периоде. Воспитательные задачи и средства меняются от месяца к месяцу: малыш растет на глазах. Взрослые постоянно ориентируются на ближайшее развитие ребенка. Это способствует пропедевтике более сложных умений и навыков, т.е. необходимости в сегодняшнем дне прогнозировать день завтрашний.

Поговорим о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги - чему малыш научился за этот период. Успешное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних показателей на 15 дней. Если малыш к концу месяца не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном, или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше - как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: педагога, психолога, невролога, педиатра и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения.

Раннее развитие малыша, как и его задержка, должно быть под контролем специалистов. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии.

1-й месяц102030
Характеристика периода>>>>>>
Сенсорное воспитание>>>>>>
Эмоциональное и социальное воспитание (общение)>>>>>>
Подготовительный этап речевого развития>>>>>>
Моторное (двигательное) развитие>>>>>>

2-12-й месяцы23456789101112
Характеристика периода>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослыми
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с окружающим. Подготовительные этапы развития речи
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие общих движений и действий руки
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
© 2008-2017, rebyenok.ru