Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
2-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
2-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

Первый месяц жизни - период новорожденности - прошел. Малыш адаптировался к окружающему миру. У него сформировался суточный ритм жизни: сон - преимущественно ночью и бодрствование - днем. Дитя уже узнает ваши прикосновения, голос, эмоционально реагирует на "разговор" с ним.

Умения, наметившиеся в сенсорном, эмоциональном, речевом и двигательном развитии ребенка в период новорожденности, к концу второго месяца жизни малыша приобретут яркий и выразительный характер. Главные из них:

  1. ребенок умеет зрительно хорошо выделять в пространстве взрослого и те предметы, которые он ему демонстрирует;
  2. может сосредоточить взор на предмете, рассматривая его;
  3. целенаправленно прислушивается к звукам;
  4. вступает в эмоциональный контакт со взрослым, реагируя на его слова улыбкой;
  5. способен недолго удерживать головку в положении лежа на животе.

Родителям необходимо знать, что в раннем младенчестве даже здоровые малыши очень индивидуальны в своем росте и развитии. Одни "укладываются" в общепринятую схему показателей микропериода, другие - несколько отстают. Последним необходимо большее время для овладения навыками.

Следует учитывать, что эмоциональное благополучие малютки во многом определяется общим самочувствием, физическим состоянием. Он еще очень беспомощен. Огромную роль играет уход за ребенком. Старайтесь исключить из жизни малыша дискомфорт (голод, холод, мокрые пеленки и т.п.). 2-3 раза в день (но не после кормления) кладите кроху на живот: ему необходимо "тренироваться" в подъеме и удерживании головки. Движения головки необходимы для развития анализаторов -зрения, слуха - "сбора" информации об окружающем мире. В ребенке самой природой заложены познавательные потребности в виде ориентировочных реакций. Ему необходимы ваши глаза, руки, прикосновение, улыбка, общение, разговор, эмоции.

Не бойтесь чаще брать малютку на руки. "Избаловать" кроху в этом нежном возрасте еще невозможно, а материнская ласка является для него эликсиром жизни, роста и развития. Спокойнее и организованнее стройте свою жизнь и жизнь ребенка. Знайте: у спокойных, выдержанных родителей растут здоровые и спокойные дети.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций.
  2. Способствовать совершенствованию бинокулярного зрения (это координированные движения глаз при сосредоточении взора на предмете).
  3. Развивать поисковые предметно направленные действия, связанные с установлением источника звука.
  4. На основе ладонного (хватательного) рефлекса вызывать рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь ребенка.

Задачи

  1. Формировать более длительное, чем во время первого месяца, прослеживание за движущимся предметом, игрушкой.
  2. Формировать более длительное сосредоточение взора на неподвижном предмете.
  3. Совершенствовать восприятие предметов во взаимодействии различных анализаторов (зрение, слух, осязание и др.).
  4. Обогащать тактильную чувствительность рук (контакт с предметами), подготавливающую появление осязания.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Занятие 1

Материалы. Колокольчик и небольшие погремушки (основная часть погремушки должна быть не менее 5 см в диаметре); различные сюжетные игрушки и погремушки, удобные для показа (имеющие ручку или монтирующиеся на палочке-держателе), демонстрирующиеся под удобным углом зрения.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ним, называет по имени. Наклоняется влево-вправо, удерживает на своем лице взгляд, улыбается, добивается ответной улыбки. Затем показывает ребенку игрушку, которая располагается на высоте 50-70 см (расстояние устанавливается, исходя из индивидуальных возможностей малыша) и зависает над ним. При показе сюжетной игрушки следует изменять ракурс, демонстрируя ее в фас, затем в профиль (личико куколки, мордочка поросенка, головка петушка и т.п.). Взрослый добивается того, чтобы время, в течение которого ребенок непрерывно реагирует на игрушку, увеличилось до 10-15 сек. и более.

Занятие 2

Материалы. Мелодичная погремушка, бубен, колокольчик и т.п.

Ход занятия. Аналогичен занятиям, проводимым в первый месяц жизни малыша. Задача усложняется тем, что звучащий предмет сразу ребенку не показывают, побуждая его к активному поиску источника звука. Взрослый, находясь вне поля зрения ребенка, приводит в движение игрушку на расстоянии 40-70 см, извлекая звук (оптимальное расстояние устанавливается, исходя из индивидуального слухового восприятия малыша). Ребенок лежит на спине. Он вслушивается в звуки не менее 5 сек. и поворачивает головку в сторону звучащего предмета.

Занятие 3

Материалы. Две ленточки (атласная и джутовая или джинсовая) шириной 1-1,5 см, тонкий шнурок длиной 15-20 см с узелками, завязанными на расстоянии 5 см один от другого.

Ход занятия. Взрослый берет гладкую ленточку и накручивает ее на указательный палец своей правой руки (как бы бинтует его). Поглаживая руку ребенка, взрослый проводит обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем по ладони ребенка. Также проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3-4 занятия можно вкладывать в руку ребенка поочередно ленточки, шнурок, не фиксируя предмет рукой взрослого. Желательно использовать моменты, когда малыш делает попытки раскрыть ладошку, выпрямить пальчики.

Показатели развития ребенка

Фиксирует взглядом неподвижный предмет в течение 20-25 сек. Следит за движущейся игрушкой или взрослым непрерывно в течение 10-20 сек., поворачивая головку влево и вправо по траектории движущегося объекта. Поворачивает голову в сторону источника звука. Меняет положение головы при перемене места источника звука. Способен вслушиваться в звуки в течение 5 сек.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Обогащать эмоционально общение с ребенком, придавая ему более яркую социальную направленность в режимных и игровых ситуациях.
  2. Создавать ситуации, побуждающие ребенка "отвечать" взрослому улыбкой.

Задачи

  1. Формировать двусторонний эмоциональный контакт на основе улыбки, которая приобретает все более явную социальную направленность.
  2. Формировать эмоциональный контакт, используя яркие игрушки и образцы народного поэтического слова (потешки, поговорки, пестушки).

Реализация мини-программы и задач воспитания

  1. Взрослый прибегает к разным способам социального контакта: визуальному (вглядывается в глазки малыша, наклонившись над ним), вербальному (активизирует малыша речью: называет его по имени, интонационно меняет свою речь и т.п.), эмоциональному (наклонившись над ребенком, общается с ним. При этом ребенок видит меняющуюся мимику его лица, различное выражение: спокойное, радостное, грустное, удивленное и т.п.).
  2. Взрослый способствует социальной улыбке, которая является первым для ребенка инициативным эмоциональным контактом со взрослым. Ребенок все чаще начинает "отвечать" улыбкой в ответ на улыбку взрослого. Возникая на основе подражания (имитации), эта эмоциональная реакция все более социализируется, обеспечивая двусторонний контакт взрослого с ребенком.

Показатели развития ребенка

Ребенок широко и длительно улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Улыбка приобретает яркую эмоциональную выраженность: улыбается все лицо, расплывается в широкой улыбке рот.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Продолжать формировать ситуации, побуждающие ребенка реагировать на человеческий голос, отличая его от других звуков (музыка, шумы).
  2. Разговаривать с ребенком, интонационно обогащая речь, - способствовать развитию речевого слуха.

Задачи

  1. Создавать ситуации, побуждающие ребенка прислушиваться к звукам речи.
  2. В процессе эмоциональных речевых контактов давать образцы для формирующегося речевого подражания и освоения звуков родного языка.
  3. Осуществлять подготовительные этапы развития активной речи: побуждать малыша к вокализациям (это отдельные гласные звуки, которые ребенок произносит на выдохе и которые впоследствии переходят в речевую реакцию, называемую гулением) и речевым реакциям.
  4. Включать в занятия с малышом не только речевые и интонационные образцы, но и пение: развивать речевой и музыкальный слух.

Реализация мини-программы и задач воспитания

  1. Взрослый продолжает активизировать малыша, побуждая выделять звуки речи и человеческий голос. Взрослый ласково разговаривает, поет (3-5 сек.), находясь вне поля зрения малыша, сбоку от него (на расстоянии 40-50 см). Ребенок прислушивается (примерно 5 сек.) к голосу взрослого, поворачивает голову в сторону последнего. После удачной поисковой реакции взрослый появляется, "вознаграждая" малыша улыбкой. Как правило, ребенок "отвечает" тем же.
  2. Взрослый побуждает ребенка к быстрому эмоциональному реагированию улыбкой на его речь. Ребенок широко улыбается после двух-трех обращений к нему взрослого.
  3. Взрослый создает ребенку условия для любых речевых проявлений. Ребенок издает гортанные звуки в момент эмоционального контакта, который приобретает все более длительный и социальный характер.

Занятие

Материалы. Малые жанры детского фольклора (пестушки, потешки, подговорки и т.п.). Рекомендуется выбрать интонационно богатое произведение, например "Ладушки".

Ход занятия. Малыш лежит на спине. В первой части занятия взрослый ласково разговаривает с малышом, дает образец речевых звуков. Если ребенок произносит какие-либо звуки, взрослый повторяет их, показывая "пример" речевого подражания. Во второй части занятия вводится потешка. Взрослый произносит ее слова не торопясь, подчеркивая смену интонации:

Ладушки-ладушки! (Веселое звучание)
Где были? (Вопрос)
У бабушки! (Восклицание)
Что ели? (Вопрос)
Кашку! (Восклицание)
Что пили? (Вопрос)
Простоквашку! (Восклицание)

Ребенок пока не понимает смысла потешки, но на яркие речевые интонации реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Показатели развития ребенка

Поворачивает голову в сторону голоса. Прислушивается в течение 5-7 сек. Все чаще издает короткие гортанные звуки ("кхы", "гы"), в которых уже начинают "вырисовываться" звуки речи "г-г-г", "га-га", "гу-гу-гу" и т.п., - первые речевые реакции, так называемое гуканье.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Продолжать активизировать движения головки ребенка: побуждать его поднимать и удерживать некоторое время головку в положении лежа на животе.
  2. Развивать сенсомоторную активность при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи

  1. Обогащать ребенка впечатлениями, показывая ему различные предметы, игрушки и т.п., побуждающие к двигательной активности: поворачивать голову влево и вправо в поисках источника звука; придерживая головку, поднимать малыша ненадолго в вертикальное положение.
  2. Начать развивать тактильную чувствительность ладоней и мышечное усилие пальцев рук, побуждая схватывать и зажимать палец взрослого, ленточку и т.п.
  3. Побуждать ребенка делать попытки более длительного удерживания головки в положении лежа на животе.

Реализация мини-программы и задач воспитания

  1. Взрослый кладет ребенка на живот и побуждает его поднимать и удерживать головку, прибегая к зрительным и звуковым стимулам, например показывает ребенку яркую звучащую игрушку. Ребенок поднимает голову и некоторое время удерживает ее в этом положении.
  2. Взрослый побуждает ребенка к поворотам головки влево и вправо в положении лежа на спине. При этом он использует те же стимулы, что в предыдущем упражнении. Ребенок быстро реагирует на перемену источника звука, "ожидает" появления игрушки вслед за ее звучанием.
  3. Взрослый прикасается к ручке ребенка, активизируя тактильную чувствительность. Ребенок цепко схватывает палец взрослого, а затем любой предмет, попадающий в ладонь, например ленточку.

Показатели развития ребенка

Приподнимает голову и удерживает ее не менее 5 сек. Раскидывает ручки, хотя пальчики еще сжаты в кулачок. Цепко схватывает взрослого за палец, вложенный в его ладошку.

Советы родителям

Игрушки для детей в возрасте 0-3 месяцев

  • Игрушки-подвески: шарики, кольца, цилиндры, куклы, грибочки, шарики из ткани разного цвета и фактуры, деревянные и металлические колокольчики, цветные ленты. Каждая игрушка используется отдельно или помещается на модуле.
  • Модули кольцевые, вращающиеся представляют собой кольцо диаметром 40-50 см, на котором равномерно в специальном порядке подвешены игрушки. Модуль медленно вращается, меняя местоположение игрушек по отношению к ребенку. Это устройство способствует развитию сосредоточения на предмете, а затем слежению за его перемещением. Такие игрушки часто имеют музыкальное сопровождение. Ребенок не должен находиться под модулем этого типа более 5 мин.

    Категорически запрещается подвешивание игрушек на резинке, т.к. существует возможность "отстрела" при натяжении. Хаотические движения предмета, "скачущего" на резинке, вредно действуют на сетчатку глаза. Ребенок может испугаться.

  • Малышу необходимы также сюжетные игрушки размером 10-12 см, издающие звуки (собачка, козочка, кошечка, курочка и пр.). Очень важно подобрать образцы, имеющие выразительные глаза, т.к. именно глаза и нос являются узнаваемым для ребенка "т"-образным знаком зрительного сосредоточения (имитация лица человека).
  • Музыкальные игрушки: колокольчики, бубенчики, металлофон и пр., а также шумовые: султанчики, кастаньеты, ложки.

    Все игрушки должны быть изготовлены из экологически чистых материалов, иметь сертификат качества. Громкость звуковых игрушек должна соответствовать слуховым возможностям младенца.

Самостоятельное изготовление игрушек

Игрушки-вкладыши, развивающие тактильную чувствительность малыша, можно изготовить самостоятельно. Это валики длиной 7-8 см, диаметром 1,5-2 см; шарики, различные по весу, материалу диаметром 2-2,5 см; кольца, обтянутые сутажом, полиэтиленовые, деревянные и пр.; сюжетные и образные игрушки-вкладыши (грибок, огурец, ягодки, морковка).

Сюжетные игрушки делают так: сначала готовят выкройку, повторяющую очертание объекта. Для огурчика - овал, для морковки - вытянутый треугольник, для ягоды или яблока - круг. Делают чехольчик, прошивают с изнаночной стороны, выворачивают. Затем один образец набивают поролоном или похожими материалами очень туго, другой оставляют мягким. К игрушке необходимо пришить петельку.

Грибок изготавливают из двух частей: шляпку обтягивают шершавой тканью, ножку оборачивают шелковым шнурочком.

Размеры игрушек 5-10 см. Ребенок может действовать с вкладышами только под присмотром взрослого.

© 2008-2017, rebyenok.ru