Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
3-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
3-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

У малыша на третьем месяце жизни появляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ребенку. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в два месяца. Теперь он всем своим существом словно отвечает на ваше приветствие: улыбается и вокализирует - вытягивает губки: "Гу-гу-гу". Он замирает, а затем оживляется - выпрямляет ручки и ножки, своим видом подчеркивая, что стремится вам "навстречу". Эту совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений называют "комплексом оживления". Он получил такое название, во-первых, потому, что выглядит как синтез отдельных проявлений (комплекс); а во-вторых, малыш демонстрирует взрослому свое оживление, желание общаться "в ответ" на его действия или слова. Налицо двусторонний контакт взрослого с ребенком.

Появление "комплекса оживления" -серьезное достижение. Оно сигнализирует взрослому, что дитя взрослеет и успешно развивается, усложняется его психическая жизнь. Появление "комплекса оживления" необходимо для дальнейшего успешного общего развития малыша.

Другое абсолютное новшество третьего месяца жизни ребенка - появление движений руки в сторону предмета. Вначале это происходит как бы "случайно": дитя пытается схватить "подвернувшуюся под руку" игрушку. Скоро ребенок научится не только схватывать игрушку из удобного положения, но и целенаправленно притягивать ее.

В вокализациях малыша все чаще будут слышаться четкие певучие гласные ("а-а-а", "у-у-у"). Однако пока это тоже случайность, а не закономерность. Вы чувствуете, что ваше пение, речитатив пестушек и потешек вызывают у ребенка усиленное ориентировочное поведение. Ориентировочными реакциями называют "реакции на новизну". Они возникают у ребенка рефлекторно, потому что даны от природы как безусловные. Это значит, что как только в поле зрения ребенка попадает что-то новое, необычное, непривычное, занимательное, он непроизвольно переключает свое внимание на этот объект. Аналогично дитя ведет себя, если рядом начинает звучать музыка, возникают какие-то звуки. Малыш замедляет свои движения, начинает прислушиваться, затем искать источник звука. Особую слуховую ориентировочную реакцию у малютки вызывает речь взрослого. Он ищет говорящего, поющего. У ребенка возникает потребность увидеть его лицо; как правило, в эти моменты и появляется "комплекс оживления". Это уже не отдельные зрительные или слуховые, тактильные и другие ориентировочные реакции на новизну, а ориентировочно-исследовательская активность, направленная на сбор информации об окружающем с помощью взрослого.

Лежа на животе, малыш приподнимается, опирается на предплечья рук (классическая поза трехмесячного грудного малыша) и в этом исходном положении уже хорошо держит головку.

Весьма показательны и его попытки овладения общими движениями. Малютка еще не умеет самостоятельно поворачиваться на бок и на живот, но в системе массажа и ранней гимнастики для этого периода младенчества должны быть упражнения, подготавливающие ребенка к овладению ими. Это важно, потому что движения необходимы малышу для укрепления мышц, улучшения дыхания и кровообращения. Но следует учитывать, что для ребенка двигательная активность - важнейшее условие психического развития, совершенствования органов чувств. Как только ребенок научился лежать, опираясь на предплечья с высоко поднятой головой, в поле его зрения попадает больше предметов. Следует помнить, что чем больше анализаторов участвуют в восприятии предмета, тем больше информации получает о нем ребенок.

Хорошо, когда крохе многое удается, потому что удавшееся действие обязательно вызывает его повторение. Ребенок повторяет не только движения, но и удавшиеся звуки речи. Неужели малыш сознательно себя "тренирует"? Конечно нет. Пока что действуют первые условно-рефлекторные связи. Реагирование проходит без волевого усилия малютки. Данные от природы безусловные рефлексы в ситуациях вашего взаимодействия с ребенком, повторяясь изо дня в день, формируют поведение малютки, создавая условные связи. Значит, все успехи вашего ребенка реальны только при вашей помощи и непосредственном участии в его жизни.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Совершенствовать зрительное восприятие предметов: в различных плоскостях (вертикальной и горизонтальной), под разным углом, при разной удаленности.
  2. Продолжать развивать предметность восприятия, показывать различные свойства игрушек (предметов), обнаруживаемые зрением, слухом, осязанием, т.е. всеми органами чувств.

Задачи

  1. Продолжать совершенствовать зрительное и слуховое сосредоточение, показывая предметы, выполненные из разных материалов, различные по физическим свойствам: цвету, форме, величине, а также звучанию и положению в пространстве. Включать их в более широкие показы, способствующие совершенствованию ориентировочно-исследовательской активности.
  2. Активизировать действия руки. Создавать ситуации, побуждающие ребенка к самостоятельному прикосновению и притягиванию игрушки-подвески, подведенной на ленте к руке ребенка.
  3. Способствовать активизации моторики кистей рук, раскрытию ладони. На основе ладонного рефлекса начать формирование схватывания предмета (игрушки), вложенного в ручку ребенка.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Занятие 1

Материалы. Яркая звучащая погремушка или музыкальная игрушка, например детский бубен (его надо повернуть яркой стороной к ребенку).

Ход занятия. Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30-40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждает ребенка прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как ребенок 1-2 раза поднимет голову, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. Во время последующих двух-трех занятий повторять весь комплекс дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы в течение примерно 30-40 сек. При следующих занятиях следует менять звучащие игрушки.

Занятие 2

Материалы. Музыкальная игрушка (например, танцующий мишка, зайчик, бьющий в барабан) или другие звучащие игрушки (ярко-желтая "крякающая" уточка, звенящая матрешка-неваляшка) среднего размера (20-25 см).

Ход занятия. Взрослый берет ребенка на руки вертикально (но не сажает его), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживает его за спину. Подносит малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит игрушка, поворачивается к полочке так, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и дает ему возможность проявить самостоятельность в зрительном поиске в течение 30-40 сек. Затем второй взрослый начинает заниматься с малышом: обращается к нему, акцентирует внимание на игрушке, встряхивает ее, заводит или включает, приводит в движение, извлекает звук. Делает паузу. Затем повторяет действия, удаляя и приближая к ребенку предмет, называя его, интонационно выделяя голосом, чуть замедляя свою речь, т.е. стремится вызвать у ребенка ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, устойчивость реакции сосредоточения на предмете в течение 30-40 сек. и более.

Показатели развития ребенка

  1. Способен к зрительному сосредоточению на предмете в течение 25 сек. и более, находясь в горизонтальном положении (лежа на спине). В вертикальном положении на руках у взрослого -до 10 сек.
  2. Проявляет интерес к игрушке, находясь в разных положениях: лежа на спине, на животе, на боку или на руках у взрослого.
  3. Поднимаясь на предплечья, высоко удерживая головку, активно реагирует на передвигающегося взрослого. Недолгое время следит за его действиями.
  4. Оживляется, выпрямляет руки в сторону зависшей игрушки, "наталкивается" на игрушки, низко подвешенные над его грудкой.
  5. Пытается приблизить руку к игрушке, разжать ладонь.
  6. Вложенную в руку ленточку удерживает в два месяца - в течение 2-3 сек., в три месяца - до 10 сек. и более.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мини-программа

  1. Способствовать появлению "комплекса оживления".
  2. Обогащать общение с ребенком, создавая ситуации эмоционального взаимодействия.

Задачи

  • Формировать двусторонний контакт на основе "комплекса оживления" в процессе эмоционально-личностного общения.
  • Побуждать ребенка к эмоциональным, речевым, двигательным проявлениям - элементам "комплекса оживления".

    Реализация мини-программы и задач воспитания

    Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком (на расстоянии примерно 30-40 см), улыбается, называет малыша по имени, ласково разговаривает с ним. Если малыш вначале инертен к действиям взрослого, следует неоднократно попытаться осуществить эмоциональный контакт. С целью активизации малыша можно погладить его по плечику, животику. Если дитя издает какие-либо вокализации, взрослый должен "поддержать" его. С этой целью взрослый подражает речевым проявлениям маленького, затем переходит вновь на эмоциональное общение. Ребенок, как правило, проявляет "комплекс оживления" в ответ на эмоциональное общение с ним: смотрит на лицо взрослого, широко улыбается, издает тихие и короткие звуки; сгибает и разгибает ручки и ножки, тянется как бы "навстречу" взрослому.

    Показатели развития ребенка

    1. В периоды бодрствования малыш проявляет яркую сенсорную активность ко всему, что его окружает, и попадает в поле зрения. При этом эмоциональные состояния неустойчивы, импульсивны.
    2. "Комплекс оживления" возникает:
      1. "В ответ" на эмоциональное общение с близкими.
      2. Не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса.
      3. На показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.
      4. В моменты комфорта и удовольствия.
    3. Ребенок "делает попытки" использовать эмоциональные реакции (улыбка, повороты головы, вокализации, слежение за действиями взрослого, прислушивание к звукам и голосам), чтобы привлечь к себе внимание близкого человека.

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    Мини-программа

    1. Расширять ассортимент игрушек. Подбирать их по принципам сходства и различия (например, ленточки и шнурочки, шарики и валики).
    2. Способствовать речевой реакции гуканья и появлению элементарного гуления.

    Задачи

  • Активизировать "речевой" контакт с ребенком всеми доступными средствами.
  • Широко использовать фольклорные произведения для маленьких - пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и общение с ребенком.

    Реализация мини-программы и задач воспитания

    1. Взрослый, положив малыша на спину, вызывает у ребенка "комплекс оживления", прислушивается к вокализациям ребенка, давая ему возможность проявить себя.
    2. Взрослый поддерживает речевую активность малыша: в речевом общении старается употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например "а-а", "о-о", "у-у". Использует пестушки, потешки, песенки, включающие вокальные образцы, близкие к гулению ребенка. Ребенок вслушивается в речевые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при произнесении последним гласных звуков "а", "о", "у" и др. Вначале это получается как бы случайно, затем все чаще и ближе к образцу.

    Занятие

    Материалы. В процессе общения с ребенком используются фольклорные тексты, включающие звуки, произношение которых взрослый хочет закрепить у малыша.

    Ход занятия. Чтение потешек на занятии следует сочетать с разговорной речью, обращениями к ребенку. Для появления гласных звуков "о", "а", согласных "г, к" можно использовать, например, такой текст:

    Наши уточки с утра-а-а:
    Кря-а-а, кря-а-а, кря-а-а.
    Наши гуси у пруда-а-а-а:
    Га-га! Га-га! Га-га!
    Наши курочки в окно-о-о:
    К-ко, к-ко, к-ко!

    Каждое двустишие потешки читается отдельно, между ними необходимо делать паузу, добиваясь отклика, потом повторять все произведение сначала.

    Показатели развития ребенка

    1. Замирает, услышав речь взрослого. Одинаково реагирует улыбкой как на ласковое, так и на "строгое" обращение к нему - как на отрицательные, так и положительные интонации речи взрослого.
    2. Делает попытки гулить в "ответ" на произносимые взрослым протяжные гласные звуки.
    3. В вокализациях и речевых реакциях все чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от глубины и яркости эмоционального контакта со взрослым.

    МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

    РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

    Мини-программа

    1. Продолжать развивать сенсомоторную активность.
    2. Развивать общую двигательную активность.
    3. Способствовать активизации движений рук.

    Задачи

    1. Способствовать развитию устойчивого удерживания головки в горизонтальной плоскости из положения "лежа на животе".
    2. Подготавливать ребенка к овладению поворотами со спины на бок.
    3. Поднимать ребенка в вертикальное положение (на руках у взрослого): учить удерживать несколько секунд головку в этом положении.
    4. Развивать активность действий руки, побуждая к самостоятельному притягиванию предметов.

    Реализация мини-программы и задач воспитания

    Взрослый применяет легкие поглаживания, которые активизируют проявление врожденных рефлексов (подошвенного, спинного, ножного) и природных сил, помогающих ребенку научиться владеть своим телом.

    Занятие 1

    Материалы. Твердые, мягкие, пружинящие поролоновые шарики диаметром 2,5 см и валики длиной 7-8 см, диаметром 1,5 см, обшитые различной тканью, грибок, куколка, колечко диаметром не менее 5 см, морковка и т.п. Размеры этих предметов должны соответствовать руке малыша.

    Ход занятия. Взрослый вкладывает один шарик в ладонь сначала левой, затем правой руки ребенка. Валики вкладываются в момент раскрытия ладошки поперек нее так, чтобы их можно было схватить четырьмя сложенными пальчиками (большой палец отводится). В первый момент взрослый придерживает предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками до 10 сек. Вкладывание предметов повторяется 3-5 раз в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть).

    Показатели развития ребенка

    1. Лежит на животе, опираясь на предплечья, способен высоко поднять голову. Сохраняет это положение до 1 мин. и более.
    2. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. При прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.
    3. Удерживает голову прямо в вертикальном положении (на руках у взрослого) до 1 мин.
    4. Способен до 10 сек. и более удерживать в руке "случайно" подведенную к руке игрушку-вкладыш.

    Советы родителям

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО КРИКА

    Интонационная окрашенность крикаПредполагаемая причина крика
    Крик резкий, "взрывающийся", ребенок сучит ножкамиБоль в животе от скопления газов в кишечнике
    Громкий, требовательный крик, переходящий в хныканьеМалыш "просит" пить
    Громкий крик, переходящий в хныканье или стон, лицо красноеРебенку жарко
    Крик не громкий, но "натруженный": кряхтение и хныканьеНеудобное положение тела: ребенок пытается сам изменить его
    Интенсивность крика идет "по нарастающей": от хныканья до интенсивногоПотребность в отдыхе и сне
    Крик малыша нежен и мелодичен, в нем преобладают гласные звукиРебенок нуждается в общении со взрослым, устал от одиночества
    Крик громкий, требовательный, в котором как бы звучит "протест"Мокрые пеленки, ползунки
    Длительный, громкий, не смолкающий крикРебенок голоден
  • © 2008-2017, rebyenok.ru