Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
4-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
4-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

Что же принесет четвертый месяц жизни малютки?

Появление "комплекса оживления" будет способствовать формированию первых хватательных движений руки. Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Игрушки должны быть удобными для захватывания и соответствовать руке малыша. Дитя поворачивает ладошку и захватывает игрушку. Мама, находясь рядом, ярко и эмоционально реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок снова и снова повторяет удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию. Дорогие мамы, активно реагируйте на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции - ведь они оправданны: ребенок на четвертом месяце жизни начинает радоваться первым успехам и на удивление чутко откликается на ваше настроение. Вероятно, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На четвертом месяце жизни!

Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и... он делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет чуть позже. Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве.

А сейчас, когда дитя находится в начале четвертого месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются эмоциональное общение со взрослым в системе "комплекса оживления", овла- дение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуются, но на этом этапе они идут вслед за эмоциональным развитием.

Обратите внимание, что "комплекс оживления" возникает уже по желанию ребенка. А что это значит? Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство.

Чуткие родители постепенно начинают понимать "язык эмоций" младенца. Каким образом? К примеру, как много может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Речь идет о позиции языка. И она может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Это не оговорка: к концу этого месяца вы услышите смех вашего ребенка -чудную эмоциональную реакцию. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать сенсорную сферу ребенка, демонстрируя предметы и игрушки, различные по своим физическим (цвет, форма, величина, положение в пространстве и т.п.) и звуковым (шуршание, журчание, жужжание, треск, звон, стук и пр.) свойствам.
  2. Развивать предметность восприятия: обращенность ко всем органам чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
  3. Создавать ситуации, дающие ребенку возможность познавать предмет (игрушку) как "комплекс свойств", а затем запоминать и узнавать в сочетании "знакомый" и "незнакомый" (предмет, игрушка, человек).

Задачи

  1. Продолжать развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы (игрушки).
  2. Способствовать появлению у ребенка движений рук по направлению к предмету.
  3. Побуждать притягивать игрушку при "случайном" прикосновении, ощупывать.
  4. Обогащать чувственный опыт ребенка, осуществляя подбор предметов, различных по своим физическим свойствам (величина, форма, масса, фактура, соотношение частей и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Занятие 1

Материалы. Игрушки, знакомые ребенку, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе, и новая игрушка, например, матрешка или куколка.

Ход занятия. Взрослый поочередно показывает ребенку знакомые игрушки, удаленные от него на расстояние 60-70 см, перемещая их влево-вправо. Темп перемещения игрушки устанавливается индивидуально, затем убыстряется или замедляется с целью формирования навыка активного слежения за предметом. Убедившись, что ребенок следит за игрушкой, мама устанавливает ее так, чтобы она зависла над ребенком. Таким образом, малыша учат фиксировать взглядом неподвижный предмет. Как только зрительная реакция угасает, взрослый опять приводит предмет в движение. Зрительное сосредоточение на предмете возобновляется 2-3 раза. Далее взрослый побуждает малыша протянуть руку к игрушке, которую приближают к нему. Если ребенок не проявляет активности, взрослый накладывает его ладонь на предмет. То же повторяют другой рукой. Во второй части занятия взрослый осуществляет те же действия, но с новым предметом. Показ должен быть более длительным, чтобы ребенок мог рассмотреть незнакомую игрушку. Затем взрослый побуждает малыша обозревать предмет из разных положений (например, лежа на животе - не более 2-2,5 мин.). В конце занятия полезно попеременно продемонстрировать знакомую игрушку и впервые увиденную.

Во время занятия мама разговаривает с малышом, называет по имени, эмоционально откликается на его удачные действия, называет игрушки.

Занятие 2

Материалы. Предметы, издающие звуки (колокольчик, погремушка, бубен). Образные игрушки - передающие образ живого существа (кукла, медведь, птичка). Размер- 10-12 см. При нажатии или встряхивании они издают писк, свист, гудение, шуршание и т.п.

Ход занятия. Взрослый кладет ребенка на середину манежа (или кроватки), боковые стороны которого закрыты салфетками, и сбоку, на расстоянии не далее 1 м, приводит в движение колокольчик (или бубен). Вначале извлекаются тихие звуки, чтобы внезапный громкий звук не испугал ребенка, потом звук усиливается, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука. Взрослый повторяет сигналы до того момента, пока ребенок не повернет голову в его сторону, т.е. определит направление звука. При появлении реакций взрослый отодвигает салфетку и звенит колокольчиком, давая возможность увидеть источник звука. Затем приближает колокольчик к краю манежа (кроватки), звенит им, сильно не раскачивая, чтобы сосредоточить взор малыша на звучащем предмете. Когда ребенок зафиксирует взглядом предмет (до 10 сек.), звенящий колокольчик убирается, взрослый переходит к другой стороне манежа, повторяет свои действия уже с этой стороны. Ребенку дают возможность не только рассмотреть, но захватить и притянуть колокольчик к себе. С этой целью игрушку направляют то к одной, то к другой его руке, осторожно касаясь и побуждая к захватыванию.

Занятие 3 (музыкальное)

Материалы. 1\Жалл6фон, бубен, барабанчик и деревянные ложки.

Ход занятия:

  1. Сосредоточение внимания ребенка на взрослом.
  2. Ласковая речитативная (растягивание гласных) речь в адрес малыша.
  3. Переход к пению. Выбирается одна музыкальная фраза, например: "Во поле береза стояла", "Ах, вы сени, мои сени" или вокал (произвольная тема), чтобы у ребенка возникло слуховое сосредоточение на мелодии и он мог прореагировать на нее в ответ улыбкой, гулением, "общим" оживлением.
  4. Пауза.
  5. Желательно эту же фразу исполнить на музыкальном инструменте, например на металлофоне, музыкальном модуле.
  6. Закончить занятие следует звуками, составляющими контраст пению, - звучанием колокольчика, бубна, стуком ложек, барабанчика (шумы) и т.п.

Показатели развития ребенка

По-разному реагирует на знакомый и незнакомый предмет. Узнает знакомую игрушку. Четко поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами: слушает 2-3 сек., затем, найдя звучащий предмет, вглядывается в него, фиксирует взглядом до 10 сек. и более.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать культуру эмоций. Создавать ситуации, формирующие у ребенка предпосылки копирования основных человеческих эмоций (радость, огорчение, удивление, интерес).
  2. Эмоционально обогащать реакцию ребенка яркими проявлениями чувств в процессе эмоционально-личностного общения.
  3. Постепенно усиливать содержательную сторону общения с ребенком, акцентируя его внимание на предметах (игрушках) и действиях с ними.
  4. На удачные действия малыша реагировать эмоционально, ярко (смех, поглаживание малыша, улыбка, ласковое тормошение).

Задачи

  1. Эмоционально взаимодействовать с ребенком, давая "образцы" адекватного реагирования в процессе чувственного контакта с окружающим миром (в радости - смех; при огорчении - печаль, сожаление, обида).
  2. В процессе ухода за ребенком и в моменты предметно-игрового взаимодействия побуждать к смеху, проявлениям радости.
  3. Обогащать "комплекс оживления" радостными эмоциями.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый наклоняется над ребенком, улыбается, старается установить двусторонний контакт ("глаза в глаза"), дает возможность ребенку вглядеться в его лицо. Взрослый не опережает инициативу малыша, вызывая у него "комплекс оживления". Затем ярко, эмоционально-выразительно обыгрывает все поводы эмоционально-личностного общения. Утрированно, с некоторым энтузиазмом, радостным возбуждением демонстрирует ребенку свои чувства и способы их выражения, исходя из конкретной ситуации.

Ребенок реагирует на контакт со взрослым эмоционально, сильным "комплексом оживления", в процессе которого слышатся смех и вокализация ребенка. Наиболее яркая реакция - на знакомого взрослого.

Показатели развития ребенка

  1. В период бодрствования часто и легко возникает "комплекс оживления": малыш рассматривает игрушку, следит за взрослым. Такое состояние может длиться до 4 мин.
  2. Узнает близкого человека, радуется его присутствию, смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении взрослого делает попытки возобновить контакт, привлечь его внимание: оживляется, иногда гулит и тянется. Если взрослый уходит, может разразиться криком. К незнакомому взрослому равнодушен, безразличен к его уходу.
  3. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
  4. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Плясовая мелодия вызывает радость, "комплекс оживления", длящийся до 10 сек. и более. При переходе на спокойную мелодию, например колыбельную, дитя успокаивается, "замирает".

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Расширять вокальные возможности ребенка, давая точные звуковые образцы для речевого подражания в процессе общения с ребенком.
  2. Способствовать появлению гуления (ранее у малыша были гортанные гласные звуки) - устойчивой членораздельной артикуляции гласных звуков, основы в овладении речевой реакцией.

Задачи

  1. Побуждать ребенка к самостоятельной речевой активности (вокализациям).
  2. Создавать ситуации "вслушивания" в голос взрослого и собственные речевые проявления.
  3. Вывести ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление.
  4. Способствовать обогащению "комплекса оживления" гулением.
  5. Заложить в общении с ребенком первые речевые навыки в качестве средства коммуникации со взрослым.

Реализация мини-программы и задач воспитания

  1. Взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, улыбается, разговаривает, ласкает, обращается по имени. Вызывает "комплекс оживления". В процессе эмоционально-личностного общения четко произносит нараспев гласные звуки "а", "у", "и", "о". Используя малые фольклорные жанры, подбирает пестушки, песенки, стихи, потешки и др., где ударный гласный звук растягивается. Например, взрослый привлекает внимание ребенка к гласному звуку "о". Использует потешку: "Петушок-петушок, петуш-о-о-о-о-к! Ты подай голос-о-о-о-к через дальний лесо-о-о-о-к!" Затем делается пауза.
  2. Взрослый дает возможность ребенку отреагировать на звучание гласного "о-о-о", т.е. повторить в собственном исполнении. Аналогично проводится "разучивание" и других гласных звуков. Фольклорные тексты взрослый сочетает с разговором, полезно их повторение речитативом и в пении. Ребенок вначале гортанно произносит гласные, вслед за взрослым у него "отрабатывается" артикуляция данного звука. В процессе этого "речевого" контакта со взрослым и возникает речевая реакция, напоминающая воркование голубя - гуление.

Показатели развития ребенка

  1. У ребенка появляется эмоционально-выразительная, интонационно насыщенная, яркая речевая реакция - гуление.
  2. Ребенок гулит часто, откликаясь на разные ситуации. Как правило, начинает гулить сам или через 1-3 мин. после побуждающих действий взрослого, общения с ним.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать общие движения, закрепить достижения первых трех месяцев: "классическая поза" - выкладывать ребенка на живот, чтобы у него была возможность, опираясь на предплечья, высоко поднимать голову.
  2. Особое внимание уделять появлению активных действий рук ребенка (хватание).

Задачи

  1. Способствовать развитию крепости мышц рук, плечевого пояса и шеи из положения "лежа на животе". Из этого положения малыш, опираясь на предплечья, должен держать головку. Развивать координацию общих движений. Этому способствуют занятия, описанные ниже.
  2. Проводить подготовку к овладению самостоятельными поворотами с живота на бок, затем на спину.
  3. Развивать двигательную активность рук - самостоятельно притягивать, удерживать и ощупывать предметы, находящиеся рядом.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Ставится задача укрепить мышцы рук, ног, спины и подготовить ребенка к освоению поворотов с живота на бок. С этой целью мама может выполнять с малышом следующие упражнения:

  1. Берет ребенка на руки, развернув его к себе спиной. Одной рукой держит под коленями, другой - под грудкой.

    Ребенок удерживает голову и напрягает спинку.

  2. Опускает ребенка на пеленку, подложив под животик маленькую подушку. Располагает подушку "уголком" (на конус).

    Ребенок, приподнимаясь на предплечья, высоко удерживает себя, поддерживаемый поверхностью "уголка" подушки.

Занятие

Материалы. Сюжетные и образные игрушки, которые можно использовать для вкладывания в руку ребенка, игрушки-подвески, выполненные из различных материалов и тканей разной фактуры. Размер игрушек - 5-10 см.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Взрослый попеременно вкладывает в ладони его рук игрушки: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и чуть-чуть потяжелее. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывании, когда предмет помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Взрослый побуждает ребенка к сжатию и расслаблению пальцев, своей рукой через тыльную сторону руки ребенка.

Во второй части занятия эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные к ленточкам за специальные петельки. Мама фиксирует на ленте предмет, задерживает его на ладони ребенка, а затем вытягивает, побуждая малыша к более цепкому схватыванию и удерживанию.

Показатели развития ребенка

  1. Хорошо удерживает голову и верхнюю часть туловища (спину), опираясь на предплечья в положении "лежа на животе". Активность ребенка связана с наблюдениями за действиями взрослого, а также рассматриванием окружающих предметов, близко расположенных игрушек.
  2. Аналогичное поведение в вертикальном положении, на руках у взрослого.
  3. Рассматривает, ощупывает и захватывает игрушки, низко висящие над грудью. Смотрит на игрушку, следит за нею взглядом, рассматривает, захватывает, удерживает. Отталкивает игрушку и вновь повторяет эти действия. Способен действовать до 3 мин. и более.

Навыки и умения

Целенаправленность действий рук проявляется в умении придерживать бутылочку руками: при виде бутылочки тянется к ней и захватывает; во время приема пищи руки малыша находятся на бутылочке. При подготовке к кормлению грудью дитя оживляется, тянется к матери. Во время кормления рука ребенка находится на ее груди, регулируя приток молока легким нажатием.

Советы родителям

Игрушки для детей в возрасте 3-6 месяцев

  • Подвески разной формы и величины. Погремушки. Кубики легкие. Бубенчики, флажки, ленточки.
  • Куклы-неваляшки и другие лаконичные по образному решению куклы, игрушечные животные, птицы из пластмассы, резины, ткани (размер 35-40 см для совместных занятий и 15-20 см для самостоятельной игры малыша).
© 2008-2017, rebyenok.ru