Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
5-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
5-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

В этот период самым важным в развитии малютки является моторный компонент, т.е. формирование двигательной активности. К концу пятого месяца дитя научится делать самостоятельно повороты с живота на бок, а затем - на живот, сможет менять положение своего тела. Это очень важно не только для физического, но и для психического развития.

Продолжают совершенствоваться ручные умения, координация движений рук. Ребенок захватывает, отталкивает, вновь притягивает игрушки-подвески, ловит и даже пытается их ощупывать, т.е. всеми доступными для него средствами "собирает" сенсорную информацию о физических свойствах предметов. Идет накопление чувственного опыта. При этом, лежа на спине, дитя проделывает забавные "пируэты" ногами, поднимая и напрягая их при захватывании висящих предметов. Также при действиях руки активизируются все мышцы еще маленького, но такого "умного" тельца.

Абсолютно новым в развитии малыша можно считать появляющуюся к пятому месяцу способность перехватывать предмет (игрушку) из руки взрослого. Например, мама протягивает малышу деревянную ложку: "На! Возьми!" Она держит ложку за самый кончик, оставляя ее ручку свободной для захвата, располагая ее для перехватывания в удобном для ребенка положении. Малыш тянет ручку к ложке, раскрывает ладонь и захватывает ее за ручку. Так он будет поступать и с погремушками, которые необходимы для развития активных самостоятельных действий.

С каждым днем движения руки малыша становятся более действенными. Он раскачивает игрушки, ударяет по ним, трясет, сталкивает их. Параллельно происходит познавание не только цвета и формы предмета (его видимых свойств, "лежащих на поверхности"), но и скрытых качеств - звука, динамики, массы. С пятого месяца жизни ребенок начинает "учиться" манипуляциям с предметами (ознакомительная игра). Ему необходим набор геометрических и сюжетных погремушек с удобными ручками. Желательны игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Эти цвета и их оттенки более полезны для глаз детей, т.к. их цветовая гамма созвучна живой и неживой природе окружающего мира (цвет солнца, неба, песка, воды, растительности и т.п.). Важны и различные звуковые свойства игрушек.

Эмоциональная жизнь ребенка на пятом месяце значительно обогащается. Что нового привносится этой линией развития?

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой реакции на знакомого взрослого, которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии двух-трех метров в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека ребенок узнает по голосу, даже если последний и не попадает в поле его зрения. Малыш начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию. Если взрослый им недоволен, это может вызвать плач. При ласковом общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое "а-а-а", "ау-ау", "у-ва, у-у-ва" и т.п.

Малыш научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка - тренировка достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому прежде всего о том, что дитя чувствует, - оно овладело новым для него умением.

И все же на пятом месяце жизни малютки главной считается сенсомоторная двигательная активность. В начале месяца дитя лишь делает попытки к поворотам. Ребенку нелегко овладевать этим умением. Оно приходит к нему не сразу. Но постепенно вы видите, как ребенок высоко поднимает себя на предплечья, "укладывает себя" так, чтобы сделать первый самостоятельный "поворот". К концу пятого месяца малыши обычно уже умеют переворачиваться на живот. А вот переворачиваться с живота на спину ребенок начнет позже, месяцам к шести. Сначала он переворачивается резким, быстрым движением, а вскоре научится свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым.

Эти движения поддерживают у ребенка радостное настроение, они очень полезны и подготавливают его к ползанию.

На пятом месяце малыш никогда не должен оставаться без присмотра взрослого, даже если вы знаете, что ребенок еще не умеет переворачиваться. Он может выполнить поворот на бок или живот неожиданно для вас, когда вы на секунду отойдете. Малыш захочет посмотреть, например, куда вы исчезли, и сделает то, о чем вы мечтали, но в неподходящий для него и для вас момент.

Малыш уже многое умеет. И все же в начале месяца убедитесь, что ребенок достиг показателей развития четвертого месяца. Если малыш еще что-то не умеет, не расстраивайтесь, продолжайте "работать" по программе прошедшего месяца. Если же дитя "сдало экзамен" на "хорошо" или "отлично", переходите к реализации программы следующего месяца.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать у ребенка восприятие предметов, предлагая ему для рассматривания и практического действия игрушки, обладающие различными видимыми (цвет, форма, величина и пр.) и скрытыми свойствами (упругость, динамичность, масса, фактура, звучание), с которыми ребенок знакомится в процессе непосредственного самостоятельного действия (манипулирования).
  2. Обогащать сенсорный опыт ребенка, привнося в занятия с предметами более сложные виды ориентировки: зрительно-слуховые, зрительно-осязательные и др., возникающие при формировании первых навыков манипулирования с предметами (игрушками).

Задачи

  1. Учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из различных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
  2. Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.
  3. Побуждать малыша из положения лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять поворот на бок с целью овладения игрушкой (предметом), находящимся от него сбоку.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Занятие 1

Материалы. Матрешка-неваляшка.

Ход занятия. Взрослый показывает ребенку, лежащему на спине, игрушку в течение 1-2 мин. на расстоянии 50 см, например матрешку-неваляшку. Затем перемещает игрушку так, что она оказывается сбоку, раскачивает ее, привлекая внимание малыша.

Взрослый подтягивает край пеленки, на которой лежит ребенок, и таким образом стимулирует его поворот на бок. Вместе с тем малыш делает это как бы сам. При этом методе "пассивного" обучения (с помощью пеленки) ребенок получает все те ощущения, которые соответствуют реальному самостоятельному действию, и очень скоро овладевает поворотами на бок (влево и вправо), со спины на живот и т.д.

Когда малыш перевернется на бок, мама помогает ему высвободить ручку. Последнее необходимо, если ребенок делает поворот на живот. Когда малыш принимает устойчивую позу, взрослый придвигает к нему игрушку. Ребенок тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.

Варианты. Взрослый показывает матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого. Ребенка поддерживают под спинку. Он "узнает" неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Занятие 2

Материалы. Два гладких цветных кольца (например, красного и белого цвета) диаметром 10-12 см и толщиной 1-1,5 см, к которым прикреплены маленькие колокольчики или бубенчики. Можно использовать также шарик-погремушку, укрепленную на кольце.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама показывает малышу колечко, встряхивает его, приводя в движение колокольчик. Затем осторожно вкладывает кольцо в руку малыша между большим и четырьмя другими пальцами и помогает удержать предмет, обхватив руку ребенка своей рукой. Встряхивает кольцо. Говорит: "Динь-динь!", имитируя голосом звук колокольчика. Делает паузу (15 сек.). Убедившись, что дитя удерживает предмет, постепенно отпускает руку, давая возможность действовать самостоятельно. Аналогичные действия проводятся с колечком другого цвета.

Во второй части занятия мама укрепляет на ленточке эту же игрушку. Теперь игрушка зависает на высоте 10-15 см над грудью ребенка слева или справа от него. Мама подводит кольцо на ленте к руке малыша, чтобы оно коснулось его пальцев, побуждая ребенка схватить и притянуть его к себе.

В третьей части занятия, если ребенок овладел действием захватывания кольца, мама может повторить это упражнение, положив ребенка на живот.

Аналогичные занятия проводятся с другими игрушками (цветными трубочками, шариками, вертушками и пр.), расположенными перед ребенком на низко натянутом шнуре (на уровне его полусогнутых или поднятых вверх рук). Ребенок может не только захватывать предметы, но и смещать их влево или вправо.

Занятие 3

Материалы. Три разноцветных шарика (диаметр 3-4 см) и три разноцветных кубика (3x3x3 см), пластиковые или деревянные, имеющие сквозное отверстие. Их цвет выбирается произвольно, но так, чтобы при нанизывании на ленту длиной 150 см получилась красочная гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.

Ход занятия. Ребенка кладут на живот так, чтобы его туловище наполовину оказалось в кольце, очерченном лентой. Все предметы на другой части ленты располагаются полукругом перед малышом. Мама дает возможность ребенку рассмотреть лежащие перед ним шарики и кубики. Если малыш не делает попыток протянуть руку к предмету, взрослый передвигает шарик или кубик к нему поближе, а при необходимости выполняет это действие рукой малыша в замедленном темпе, давая возможность рассмотреть предмет. "Ш-а-р-и-к, ш-а-а-а-р-и-к! К-у-у-у-б-и-к!" - говорит мама, повышая и понижая голос, выделяя гласные звуки "а", "у", которые входят в состав речевых звуков при гулении. Через 2-3 мин. следует перевернуть ребенка на спину и дать ему возможность немного отдохнуть.

Во второй части занятия взрослый помогает ребенку сделать поворот со спины на бок и на живот. Лежа на животе, он вновь захватывает и подтягивает к себе игрушки. Так дитя действует 2-3 мин., после чего мама поворачивает его на спину. Аналогичные занятия проводятся с игрушками, которые ранее использовались как вкладыши (ягодка, грибок, куколка, морковка, огурчик, груша), а также с разноцветными колокольчиками.

Показатели развития ребенка

  1. У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов и игрушек с расстояния вытянутой руки (30-50 см) из удобного положения.
  2. Малыш может удерживать предмет в течение 30 и более секунд. В случае неудачи ребенок делает попытки к повторному действию без побуждений со стороны взрослого.
  3. Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от впервые увиденных. Знакомый предмет воспринимается как "комплекс свойств" не только визуально (зрительно), но и на основе практического действия - физического контакта. Взаимодействие с предметами и игрушками принимает характер манипулирования, в основе которого - активные исследовательские действия. Малыш стремится воздействовать на предмет (игрушку), выявить их "скрытые" свойства. Это подготовительный этап к развитию предметной деятельности.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Обогащать чувства ребенка, используя различные моменты режима и специальные игровые ситуации с предметами (игрушками).
  2. Активизировать практическое взаимодействие ребенка со взрослым в процессе игры с предметами.

Задачи

  1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком, находя яркие ситуации показа предметов, игрушек и просто ласкового общения.
  2. Эмоционально "подпитывать" ориентировочно-исследовательские действия малыша, направленные на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых объектов (людей, игрушек).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Близкий человек подходит к малышу. Затем сразу же подходит незнакомый. Ребенок при виде близкого человека радуется, оживляется. При виде незнакомого оживление угасает, движения тормозятся. Если знакомый взрослый уходит, малыш хмурится и может заплакать.

Незнакомый взрослый ласково разговаривает с малышом, лежащим на спине (30-60 сек.), после паузы (30 сек.) с ребенком заговаривает близкий человек. После следующей паузы вновь подходит и разговаривает с малышом незнакомый взрослый. Ребенок прислушивается к незнакомому голосу, ищет говорящего глазами. При повторных обращениях малыш демонстрирует нейтральное отношение. К голосу близкого человека прислушивается, ищет его, улыбается. Если взрослый замолкает и не подходит к малышу, может заплакать.

Показатели развития ребенка

  1. Ребенок отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего.
  2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, "откликается" на ее улыбку, смех, игровые действия. Отличает "строгие" нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения.
  3. Гуление часто сопровождает контакты взрослого с ребенком. Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать у ребенка подготовительные речевые навыки: вокализацию, гуление.
  2. Способствовать их возникновению без побуждающих действий со стороны взрослого, т.е. по инициативе ребенка, как результата его эмоциональной достаточности.

Задачи

  1. Давать "образцы" правильного произношения звуков родного языка.
  2. Включать их в фольклорные "переклички" с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание).
  3. Побуждать к вокализациям, используя магнитофонные записи речевых реакций самого ребенка (подражание самому себе).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый создает атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Голосовые проявления отражают его настроение. Малышу необходимо "услышать" самого себя. Ребенок начинает гулить, произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.

Если ребенок пассивен, взрослый может его активизировать. Используется магнитофонная запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и гулит. Ребенок, прислушавшись, начинает повторять свои голосовые реакции. Взрослый разговаривает с малышом ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. Ребенок на ласковую интонацию оживляется, на строгую - хмурится.

Показатели развития ребенка

  1. Ребенок подолгу певуче гулит. При этом демонстрирует сформировавшуюся артикуляцию гласных звуков, которые произносит в часы бодрствования без видимых действий со стороны взрослого, а не только при виде его или в момент яркой, игровой ситуации.
  2. Способен подражать самому себе, когда слышит свой голос в магнитофонной записи.
  3. Гуление является необходимым компонентом общения (двустороннего контакта ребенка и взрослого), начинает выступать как средство коммуникации. Произведения малых фольклорных жанров (потешки, песенки, присказки и т.п.) эмоционально воспринимаются ребенком и способствуют развитию речевых навыков.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Создавать ребенку условия для овладения более сложными общими двигательными умениями (поворотами).
  2. Продолжать формировать у ребенка целенаправленные движения руки к предмету, различные способы захвата и притягивания.
  3. Способствовать развитию действий руки: ладоней и пальцев, предлагая соответствующие виды игровых действий с предметами.

Задачи

  1. Продолжать развивать у ребенка крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи, побуждая к ярким поисковым, ориентировочно-исследовательским действиям, требующим удержания тела в положении лежа на животе и опираясь на ладони выпрямленных рук.
  2. Способствовать овладению ребенком поворотами с живота на бок, со спины на живот.
  3. Продолжать развивать соответствующее положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умению брать (перехватывать) игрушку, протянутую ребенку взрослым.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Общие движения

Повороты тела.

  1. Взрослый регулярно в часы бодрствования кладет малыша на живот, а на расстоянии 50 см от него - игрушку. Ребенок поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук. Проявляет интерес к тому, что демонстрирует взрослый, действуя с игрушкой, пытается дотянуться до нее, схватить и т.п.
  2. Взрослый создает ситуации, помогающие ребенку сделать самостоятельные повороты. С этой целью рядом с ребенком размещает игрушку так, чтобы он не мог ее взять без поворота. Ребенок следит за игрушкой, поворачивает голову, туловище, ложится на бок и сразу переворачивается на живот. Выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову.

Развитие действий рук. Взрослый демонстрирует ребенку предмет (игрушку) с длинной ручкой (10-12 см). На высоте 20-30 см над грудью ребенка взрослый держит (5-10 сек.) погремушку, привлекая к ней внимание.

Ребенок смотрит на игрушку, поднимает и выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее из рук взрослого. Может выполнить это действие и одной рукой.

Показатели развития ребенка

  1. Может относительно долго лежать на животе, приподняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук.
  2. Переворачивается со спины на живот.
  3. Ровно, устойчиво стоит, когда его поддерживают под мышки. Твердо опирается полностью выпрямленными ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 мин.
  4. Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее до 1 мин.

    С четвертого месяца начинает формироваться положение ладони и пальцев, удобное для захватывания предметов, в частности дифференцированное положение большого пальца. К пятому месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в течение 1-2 мин.

Советы родителям

Нужен ли ребенку манеж? Малыш взрослеет, ему необходимо большее пространство, которое имело бы ограждение, исключающее выпадение на пол. Именно такую функцию выполняет детский манеж. Существует два вида манежей. Один надпольный, с низкими бортами, используемый до семи месяцев, другой - напольный, с высокими бортами, используемый от семи месяцев до полутора лет.

© 2008-2017, rebyenok.ru