Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
6-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
6-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие. Если в пять месяцев малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на шестом месяце жизни он овладевает поворотами с живота на спину. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты во все стороны, практически на 360 градусов. Малыш, овладев поворотами, тренируется в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движениям и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным разговором.

Шестой месяц привносит еще одну двигательную реакцию в поведение ребенка: он начинает подтягивать свое тело на руках. Это еще не ползание, а только подготовка к нему, и называется оно подползанием. Как это выглядит? Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта. Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и приложить к стопам малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

Четвертым достижением малыша являются попытки садиться. Окончательно умение сидеть сформируется к восьми-девяти месяцам.

На шестом месяце ведущим в развитии ребенка становится предметная деятельность - это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное. В этом возрасте малыш эмоционально ярко реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Даже находясь на руках у взрослого, ребенок поворачивает головку то в одну, то в другую сторону, указывая ручкой, куда бы ему хотелось попасть. Если мама не выполняет его "просьбу", малыш раздражается, сердится и не откликается на ее ласку. Это начало их "делового" общения. В основе его - предметное игровое взаимодействие. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает ее вкус. Вот почему в этот период яркой сенсорной активности ребенку не следует давать в руки экологически опасные и мелкие предметы. Любая игрушка должна иметь медицинский сертификат качества, погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы, меньшие по объему, то тщательно закрепите их на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с ее активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой, неожиданностью "скрытых" свойств, звуком.

Еще одним большим достижением ребенка являются яркие речевые реакции. Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа "ауа", "уау", "ау", "иоа", то теперь вы четко слышите: "вау-вау-вау" или "бу-а-а", "бу-бу-б", "ва-ва-ва", "м-м-ма". Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Он включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков, возникающих при вашем участии. Если вы начнете вовремя их формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть с ложки, пить из чашки, которую держит взрослый, и т.п.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их чуть ближе или чуть дальше от малыша, приближая и удаляя от него.
  2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого. c Формировать ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

Задачи

  1. Продолжать формировать начальное ориентировочно-исследовательское поведение с предметами (игрушками): ознакомление с цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами в практическом действии.
  2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию, например: сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки-подвески, изменять положение других и т.п.
  3. Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Занятие 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность ладоней при соприкосновении с предметами.

Материалы. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1-1,5 см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровая, байковая, ситцевая, шелковая, джутовая и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

Занятие 2

Цель. Показать выполнение двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материалы. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарик, колокольчик). Притягивание одной игрушки изменяет положение другой, находящейся рядом. Занятие может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка.

Занятие 3

Цель. Обогащать сенсорный опыт ребенка при действии с игрушками, обладающими различными свойствами.

Материалы. 2-3 яркие игрушки из разных материалов, например резиновая пищалка, мягкая игрушка, пластиковая погремушка (лошадка, попугайчик и т.п.).

Ход занятия. Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

Занятие 4

Цель. Развивать опыт самостоятельных действий с предметами, приводящий к простому результату.

Материалы. Музыкальная игрушка: Петрушка, матрешка-неваляшка, бубен или др.

Ход занятия. Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, Петрушку, предварительно обвив ее в два-три оборота лентой шириной 3-4 см, длиной 60-80 см, на конце которой пришито кольцо диаметром 5-6 см. Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки. Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама "помогает" ему обнаружить занимательность Петрушки.

Показатели развития ребенка

  1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), который демонстрирует взрослый, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
  2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
  3. Способен 1-3 мин. заниматься одним предметом.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.
  2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка.
  3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

Задачи

  1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.
  2. Наряду с ласковым обращением к ребенку, например "солнышко", "заинька", "ягодка" и т.п., нужно обязательно называть его и по имени, а также способствовать, чтобы малыш воспринимал это обращение.
  3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать "деловыми" контактами по поводу действий с предметами и игрушками.
  4. Обращать внимание на индивидуальные проявления ребенка: реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.
  5. Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

Реализация мини-программы и задач воспитания

  1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Например, перед кормлением мама показывает малышу бутылочку, задает вопрос: "Кто будет кушать?" Мама улыбается, помогает ребенку принять позу "для кормления". Эмоциональное "игровое" общение обеспечивает общее хорошее настроение ребенка и мамы. В процессе кормления малыш держит руки на маминой груди или бутылочке.
  2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени. Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка, называет имя, сходное по звучанию с именем ребенка. Повторяет его два раза. После паузы (10 сек.) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек.) - другое имя.

    Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

Показатели развития ребенка

  1. Отзывается на действия ухаживающего взрослого, охотно идет на контакт.
  2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
  3. Радуется появлению близкого человека. Тянет к маме обе руки, выражая желание, чтобы его взяли на руки.
  4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
  5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя отзывается эмоционально.
  6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими ("деловое общение").
  7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
  8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку, используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.
  2. Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению лепета.

Задачи

  1. Продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.
  2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса "где?", обращение по имени и т.п.).
  3. Создавать ситуации, способствующие появлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи) слышатся в его лепете.
  4. Вступать в "перекличку" с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.
  5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

Реализация мини-программы и задач воспитания

  1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко действия свои и ребенка. Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на его действия.
  2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), а иногда лепет: "в-ва", "ба-ба", "м-ма" и т.п., мама вступает в "перекличку" с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях. Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.
  3. В шесть месяцев взрослый начинает обращаться к ребенку с вопросом "где?". Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (например, собачка) или какой-либо предмет (например, часы). Мама несколько раз в день спрашивает: "Где собачка? Ав-ав?" Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: "Где часы? Тик-так?" Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону "заученного", знакомого предмета.

Показатели развития ребенка

  1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
  2. Многократно или редко произносит какой-нибудь один слог: "ба", "ма", "га".
  3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
  4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, ног, брюшной пресс.
  2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).
  3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

  1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.
  2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.
  3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе - подтягивание на руках: подползание (к игрушке).
  4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).
  5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.).
  6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Занятие

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать ее в руке примерно 2-3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материалы. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает ее на высоте 20-30 см над грудью ребенка, держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из ее рук. Ребенок берет игрушку. Желательно, чтобы он смог удержать ее в руке 1,5-2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку, лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка. Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину.

Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем, чем его вытянутая рука. Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек.

Так же взрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные действия.

Показатели развития ребенка

  1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
  3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
  4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
  5. Относительно долго (3-5 мин.) может заниматься с предметами.
  6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
  7. Размахивает погремушкой, ожидает ее повторного звучания, неоднократно повторяет удавшиеся действия.
  8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Советы родителям

Как заниматься с малышом в период бодрствования. Положения ребенка во время бодрствования чередуются так: после пробуждения малыш лежит на животе минут пять, потом его кормят, при этом ребенок полулежит на коленях у взрослого, опираясь на его руку. После того как с едой закончено, взрослый медленно поднимает малыша, переводя в вертикальное положение, чтобы тот избавился от воздуха, которого мог наглотаться при кормлении (профилактика срыгивания). Ребенка держат 3-5 мин. в таком положении, медленно перемещаясь по комнате. Далее ребенка на 30-40 мин. кладут на спину, затем на 10 мин. берут на руки (для вертикального положения это максимум, иначе возникают перегрузки на неокрепший позвоночник), а затем его можно положить на животик.

Вы можете найти для себя иной вариант, но необходимо помнить: вертикальное и горизонтальное положения должны обязательно чередоваться.

© 2008-2017, rebyenok.ru