Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
7-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
7-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

Седьмой месяц - начало второго полугодия жизни ребенка. В этот период малыш впервые начинает перемещаться без помощи взрослого, и это помогает ему познавать окружающий мир. Движения способствуют укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизируют обмен веществ, рост и развитие малютки. К концу седьмого месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях.

Некоторые родители говорят, что их ребенок не ползал, а сразу пошел, при этом они убеждены, что это - большое преимущество, но они заблуждаются. Малыш не ползал, потому что ему не создали условий для этого. Ползание - необходимое и очень полезное умение, оно является важным моментом в подготовке к ходьбе. Родителям следует оборудовать место на полу, где бы малыш мог ползать в свое удовольствие.

И самое главное: желательно, чтобы ваш малыш вначале овладел ползанием, а только потом научился самостоятельно садиться. Раннее усаживание ребенка в подушках вредно для его неокрепшей опорно-двигательной системы - позвоночника, конечностей, мышц и связок. Не стимулируйте сидение крохи, он сам сделает это в нужное время.

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Ручки ребенка становятся все более умелыми, он учится переходить от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. При этом развиваются ручные умения крохи, рука способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. На вопрос "где?" ребенок легко находит взглядом названный взрослым предмет. Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. Так малыш "закрепляет" свои ново-обретенные речевые навыки.

Седьмой месяц - это начало общения с малюткой, которое в народной педагогике названо пестованием: мама широко использует фольклорные тексты - пестушки, звуковые наигрыши, считалочки, песенки, играя при этом ручками и ножками ребенка.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Развивать сенсомоторную активность в освоении близлежащего пространства и действия с предметами (манипулятивная ознакомительная, предметная игра). c Расширять дальнейшее ознакомление с окружающим на эмоционально-чувственной основе.
  2. Совершенствовать органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) в процессе манипулятивной игры с предметами и игрушками (предметная деятельность).

Задачи

  1. Обеспечить условия, способствующие начальному сенсомоторному развитию малыша: достаточность двигательного пространства; набор игрушек, побуждающих к двигательной активности (например, каталочки, тележки, машинки, шарики, колечки, мячи).
  2. Продолжать развивать способность менять положение тела в пространстве (подползание, а затем ползание) с ориентировкой на предметы, лежащие сбоку на небольшом расстоянии.
  3. Совершенствовать восприятие предметов. С этой целью показывать ребенку на расстоянии 1-2 м более крупные игрушки (25-30 см) разного цвета и величины. Развивать цветовое зрение, подбирая предметы соответственно цветам спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
  4. Продолжать развивать действие руки и моторику пальцев в предметной деятельности и в процессе "делового" общения со взрослым.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Побуждать малыша к выполнению результативных действий более сложного содержания. Примеры: игра с двумя-тремя предметами - воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек); прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом; раскидывание предметов из емкости (ведерочко, коробка, тележка) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.

В третьей части занятия желание приблизиться к игрушке побуждает ребенка передвигаться, т.е. он пытается ползти по направлению к игрушке.

Аналогичные занятия могут быть проведены и с другими игрушками.

Занятие 1

Цель. Продолжать развивать зрительные ориентировочные реакции. На вопрос взрослого "где?" побуждать ребенка поворачиваться в сторону хорошо знакомой игрушки или предмета. Развивать слуховые ориентировочные реакции, привлекая внимание к звуковым свойствам предмета. Развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.

Материалы. Яркая матрешка-неваляшка (20 см), которая обвязана узкой лентой того же цвета, что и игрушка. Ко второму концу ленты привязано кольцо.

Ход занятия. Перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см) лежит яркое кольцо диаметром 10-12 см, от которого тянется лента к матрешке-неваляшке, расположенной от кольца на расстоянии 1 м. Ребенок лежит на животе, опираясь на руки.

В первой части занятия мама показывает ребенку кольцо, лежащее перед ним, и протяжно называет его: "Ко-о-о-леч-к-о". Затем приводит в движение кольцо, висящее на ленте, побуждая малыша подползти к предмету.

Во второй части занятия ребенку предоставляется возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон. Мама дает возможность ребенку сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами - кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если ребенок не может самостоятельно осуществить описанное выше действие, взрослый разыгрывает его перед малышом, как бы раскрывая секрет действия.

Занятие 2

Цель. Формировать умение перемещаться в пространстве(ползание)с ориентировкой на предмет; толкать игрушку от себя и следовать за отталкиваемым предметом.

Материалы. Две цветные пирамидки, которые превращаются в каталку. Делается это так: подбирается стержень, по длине соответствующий двум пирамидкам. Пирамидки разбираются. Кольца надеваются на один большой стержень в следующем порядке: на один конец палочки закрепляется крышечка, затем нанизываются кольца в последовательности большое, поменьше, маленькое, совсем маленькое. Далее на этот же стержень нанизываются колечки в обратной последовательности так, чтобы на другом конце каталки появилось большое кольцо. Второй конец стержня так же закрывается крышечкой. Каталка готова.

Ход занятия. Мама побуждает малыша перевернуться со спины на живот. С расстояния 1 м показывает яркую каталку, ставя ее из горизонтального в вертикальное положение, щелкает колечками. Во второй части занятия взрослый побуждает малыша подползти к каталке. Он толкает игрушку навстречу ребенку, но так, чтобы малыш, видя катящийся к нему предмет, все же не мог сразу его достать. В третьей части занятия взрослый помогает ребенку достичь желаемой игрушки. Далее действия разворачиваются по ситуации. Малыш, лежа или находясь на руках у взрослого, манипулирует кольцами на стержне. Мама называет: "К-о-о-леч-к-и-и". В четвертой части занятия мама побуждает малыша к ползанию за каталкой, которая откатывается на 40-50 см от ребенка. В пятой части занятия ребенок овладевает каталкой. Манипулирует ею 1-2 мин. Затем мама на глазах у малыша делает "сюрприз": снимает одну крышечку и высыпает перед малышом все кольца, давая возможность на чувственно-ориентировочной основе, т.е. практически, ознакомиться с величиной, количеством, цветом колец. В конце занятия каталка вновь собирается. При повторной сборке взрослый может варьировать чередование колец по цвету.

Занятие 3

Цель. Развивать навыки устойчивых действий с предметами. Формировать предметную деятельность, побуждая малыша к ориентировочно-исследовательским действиям с игрушками.

Материалы. Погремушка или другая яркая и звучащая игрушка.

Ход занятия. Перед малышом располагают круглую погремушку. "Где шарик?" -несколько раз спрашивает мама и показывает погремушку. Малыш берет предмет, многократно перекладывает его, манипулирует им. Мама создает все условия, чтобы малыш позанимался погремушкой в течение 1-2 мин. Можно активизировать действия с помощью показа и прятанья игрушки, а также дополнительных аксессуаров: цветных ленточек, колокольчиков на ручке погремушки.

Показатели развития ребенка

  1. Ребенок проявляет яркую ориентировочно-исследовательскую активность при ознакомлении с предметами (игрушками), находящимися в ближайшем окружении.
  2. В процессе манипулирования способен действовать предметами разной формы, приспосабливая руку к их захвату.
  3. Замечает незнакомые предметы, ориентируясь на их внешние особенности (цвет, форма, положение в пространстве).
  4. Стремится самостоятельно ползком достичь предмета и взять его в руки.
  5. Способен самостоятельно выполнить цепь взаимосвязанных действий, направленных на обнаружение свойств предмета:
    1. Притянуть предмет с помощью другого, например шарик за ленту или неваляшку за кольцо.
    2. Изменить положение предмета в пространстве с помощью другого предмета, например подтянуть за кольцо колокольчик; раскачать гирлянду.
    3. Выложить предметы из емкости путем ее переворачивания, например опрокинуть мисочки с шариками, разрушить башенки из кубиков на лоточке.
    4. Обследовать предметы (игрушки) не только в горизонтальной плоскости, лежа на спине или на животе, опираясь на руки, но и находясь в вертикальном положении (на руках у взрослого).
    5. Способен заниматься предметами и игрушками от 1-5 мин. и более.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Осуществлять психологическое обеспечение нового этапа развития ребенка на основе предметной деятельности, ведущей во втором полугодии младенчества, в процессе игрового взаимодействия со взрослым, так называемого "делового" общения.
  2. Начать вводить "деловое" общение, обеспечивающее качественно новый уровень социальных контактов взрослого с ребенком.
  3. Рассматривать "деловое" общение как необходимое условие развития наглядно-действенного мышления и сенсомоторного интеллекта.

Задачи

  1. Показать ребенку способы простейших функциональных действий с предметами, например использование емкостей для вкладывания предметов (матрешка); сквозного пространства для прокатывания шаров, нанизывания колец.
  2. Практиковать простейшие совместные действия ребенка со взрослым: например, взрослый нанизывает колечки - ребенок их снимает или взрослый собирает шарики в мисочку - ребенок их раскатывает и т.д.
  3. Обогащать ребенка эмоционально в процессе "делового" общения, поощряя его активность и инициативу.
  4. Способствовать проявлению у ребенка подражательных действий, повторяющих показ взрослого.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый привлекает внимание ребенка к себе, вызывая интерес не только к предметам, но и умению взрослого выполнять с ними различные манипуляции.

Занятие 1

Цель. Познакомить ребенка со сборно-разборными народными игрушками. Показать возможности использования предметов, имеющих внутреннее полое пространство для вкладывания.

Материалы. Народная игрушка "бо-чата". Используется один большой бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий головной платочек (примерно 40x40 см).

Ход занятия. Мама располагается с ребенком на ковре. Малыш находится в позе "на животе", подползая к знакомым игрушкам, затем он манипулирует ими. Во второй части занятия мама ставит перед малышом бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек. В третьей части занятия мама сворачивает платочек и запихивает в бочонок, закрывает, оставляя уголок. Располагает игрушку перед малышом. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Если малыш пассивен, мама выполняет все игровые действия, демонстрируя возможности предметов. В четвертой части занятия мама сама играет платочком в "прятки": закрывает им свое лицо, а малыш снимает платочек. И так несколько раз. Игра проходит очень эмоционально. Занятие таит в себе множество возможностей. В бочонок можно закладывать различные предметы, игрушки. Предметы менее 2,5-3 см в диаметре обязательно укреплять на ленте.

Занятие 2

Цель. Учить ребенка действовать совместно со взрослым, находясь в вертикальном положении у него на руках.

Материалы. Игрушки подвешены на веревочку. Они отличаются по цвету, форме, величине (размер от 4 до 10 см).

Ход занятия. Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы, она держит его на левой руке вполоборота и обхватывает правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой. Малыш подтягивает к себе, напри мер, колокольчик. Мама показывает, как им звенеть. Ребенок повторяет. Затем мама показывает разные способы игры с колокольчиком: дергая за веревочку или отталкивая, закручивая веревочку и т.д. Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

Показатели развития ребенка

  1. Проявляет яркий интерес ко взрослому. Стремится вызвать взрослого на совместные действия по поводу освоения окружающего пространства и манипулирования предметами. Потребность в контактах нарастает.
  2. Использует различные доступные ему способы, чтобы обратить на себя внимание близкого человека: выбрасывает игрушки, стучит ими.
  3. В процессе "делового" общения эмоционально реагирует на отношение к себе взрослого, раскрывающего малышу свойства вещей и отношений окружающего мира.
  4. Обнаруживает потребность посильной самостоятельности в освоении близлежащего пространства (ползает) и в действиях с предметами.
  5. Нуждается в участии взрослого в совместных игровых ситуациях, сохраняя ориентировочную активность до 5-6 мин.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Расширять знакомство с окружающим.
  2. Общаясь с ребенком в различных ситуациях, интенсивно использовать речь как средство коммуникаций и познавательного развития.
  3. Продолжать развивать речевой аппарат, побуждая ребенка к ярким вокализациям, - произнесению четких гласных, протяжных звуков (гуление) и лепету (простейшие слоги типа: "ва-ва-ва" или "бу-у-у" и т.д.).
  4. Продолжать развивать фонематический слух - умение вслушиваться в речь.

Задачи

  1. Обогащать понимание обращенной к ребенку речи: называть предметы и игрушки в процессе "делового" общения с малышом.
  2. На эмоционально-чувственной основе привнести опыт обращенной к ребенку речи взрослого, соотнеся ее с результативностью действий с предметами и игрушками.
  3. Способствовать пониманию поощрительных, отрицательных или нейтральных интонаций в речи взрослого. О В общение чаще вводить вопрос "где?".
  4. Ввести в практику указательный жест для ребенка при "ответе" на вопрос "где?".

Реализация мини-программы и задач воспитания

С появлением лепета расширяются речевые возможности малыша. Взрослый способствует дальнейшему формированию речевых реакций, поскольку они упражняют голосовой аппарат. В развитии лепета положительную роль играет организованная речь взрослого, состоящая из обращенных к ребенку коротких эмоциональных фраз, подговорок, в которых голосом выделяются и неоднократно повторяются нужные слоги, созвучные лепету: "Ти-ли, те-ли! К деткам (к Саше, к Оле) птицы прилетели" или "Ай, качи-качи! Прилетали к нам грачи" и т.д.

Повторяя несколько раз звукосочетание или потешку, мама замолкает и побуждает ребенка повторить наиболее легкие для него звуки и слоги. Вначале малыш произносит за взрослым отдельные звуки: "А-а-а", "У-у-у", потом овладевает отдельными слогами.

Занятие

Цель. Развивать голосовой аппарат. Закрепить четкое произнесение звука "О-о-о-о".

Материалы. Мелодичный колокольчик, петушок-игрушка или погремушка.

Ход занятия. Ребенок лежит на пеленальном столике или в манеже. Взрослый наклоняется над ним, ласково называет его по имени, гладит животик, ручки, заглядывает в глазки. Во второй части занятия мама обращается к малышу: "С-о-о-л-нышко! О-о-о-о!" Она выделяет звук "о". Делает паузу. Малышу дается возможность повторить за взрослым этот звук. В третьей части занятия взрослый звенит колокольчиком, показывает его, называет: "Ко-о-л-о-о-кольчик", делает паузу, дает возможность ребенку откликнуться. В четвертой части так же обыгрывается другая игрушка - "петуш-о-о-к". В конце занятия мама дает ребенку поочередно колокольчик или петушка. При перехватывании игрушки ребенком взрослый называет ее. Звук "о" выделяется протяжно.

Формирование речевого подражания является одним из важнейших шагов в развитии речи ребенка. Мама практикует в занятиях с ребенком так называемые переклички: взрослый подбирает короткие тексты со звукосочетаниями, уже имеющимися в речевых реакциях малыша. Например, если ребенок хорошо произносит "гу", то ему предлагают четверостишие, в котором это звукосочетание повторяется и побуждает его "откликнуться":

- Заинька, по сеничкам
Гу-у-ляй, по-гу-ляй.
Серенький, по новеньким
По-гу-ливай, гу-ляй! Гу-гу!

Показатели развития ребенка

  1. Подолгу лепечет. Способен повторно произносить одни и те же слоги (2-3).
  2. Вступает в "перекличку" со взрослым, если последний побуждает его к этому: повторяет те слоги, которые имеются в лепете ребенка.
  3. Понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голоса. Эмоционально отзывчив на речевое общение.
  4. На вопрос "где?" показывает пальчиком на игрушки, стоящие всегда в определенном месте.
  5. Чисто речевое занятие со взрослым может длиться 2-3 мин. Занятие с введением игрушек, показов, двигательной активности может проходить до 6 мин.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Особое внимание уделить дальнейшему развитию общих движений.
  2. В режиме дня предусмотреть достаточность двигательной активности.
  3. Развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости - овладение ползанием.
  4. Развивать действия руки в процессе предметной деятельности.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев и тактильную чувствительность ладони.

Задачи

  1. Обеспечить ребенку достаточное игровое пространство для овладения ползанием.
  2. Обеспечить ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности. Примеры: бидончик с крышкой, дуршлаг, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули - шумовые и музыкальные и т.д.
  3. В процессе "делового" общения с ребенком сочетать сенсорное обогащение с его двигательной активностью, т.е. обеспечивать сенсомоторное развитие.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый продолжает укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка. Это подготовит малыша к овладению ползанием.

  1. Сгибание и разгибание ножек. Повторить 6-8 раз с небольшим ускорением.
  2. Сгибание и разгибание ножек с легким нажимом коленками на живот. Повторить 4-6 раз.
  3. "Присаживание" (но не усаживание), способствующее появлению у малыша умения самостоятельно садиться. Положив ребенка на спину, взять его за кисти и предплечья (запястья). Отвести выпрямленные руки малыша в стороны и, слегка потягивая их к себе, побудить ребенка сесть ("присаживание"), затем вернуться в исходное положение. Повторить 2-3 раза.

Занятие

Цель. Формирование чувства осязания и тактильной чувствительности ладони, пальцев при манипуляциях с предметами разной формы, величины, фактуры. Способствовать запоминанию, узнаванию знакомых и незнакомых предметов.

Развитие умения самостоятельно изменять положение тела в пространстве, самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости, т.е. ползать.

Материалы. Погремушки различной формы, имеющие разные ручки для захвата (кольцо, капля, гантель, петелька, столбик).

Игрушки из различных материалов (резина, полиэтилен, ткань, дерево). Они могут различаться по цвету, форме и т.д.

Ход занятия. Мама раскладывает игрушки цепочкой с интервалом 40-50 см одну от другой, располагая их змейкой. Положение предметов по отношению к ребенку произвольное. Взрослый показывает первую игрушку, встряхивает ее, привлекает внимание звуком, побуждает ребенка подползти к предмету. Если малыш взял предмет в руки, мама предоставляет ему возможность манипулировать им самостоятельно, затем привлекает его внимание ко второму и т.д. Таким образом ребенок меняет положение тела.

Показатели развития ребенка

Развитие общих движений

  1. Ребенок ползает хорошо, быстро и в разных направлениях. Сразу или с остановками, отдыхом проползает 1-2 м. Познавательная активность стимулирует навыки ползания на основе ориентировки в ближайшем пространстве.
  2. Делает попытки к овладению игрушкой, поставленной на расстояние 70-100 см. К игрушке ползет сразу, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро и любым способом меняет направление.
Развитие действий руки
  1. Способен взять игрушку в руку из любых положений, при этом ориентируется на ее положение в пространстве. Делает попытки приспособить руку при захвате предмета, ориентируясь на его величину и форму.
  2. Может воздействовать предметом на предмет, если они скреплены (например, матрешка на ленте с кольцом; шары в гирлянде).

Советы родителям

Игрушки для детей в возрасте 6-9 месяцев
  1. Игрушки, которые при активном манипулировании изменяют свой вид: погремушки с меняющимися при кручении цветными секторами; различные геометрические фигуры, сочленяемые в подвижные конструкции с помощью тросиков (человечек, собачка) и т.п.
  2. Игрушки, которые звучат при встряхивании, перекатывании, сжатии (погремушки, пищалки, вкладыши-матрешки, матрешки-неваляшки, шуршащие султанчики);
  3. Игрушки, которые можно привести в движение (мячи, кольца, волчок, клюющие курочки, медвежата на качелях).
  4. Геометрические и сюжетные (образные) погремушки с удобными ручками для перекладывания из одной руки в другую, а также для перехватывания из рук взрослого.
  5. Шарики, мячи, куклы, петрушки, машинки, одинаковые по цвету, но различные по величине и, наоборот, одинаковые по величине, но различные по цвету.
  6. Сюжетные игрушки среднего размера (25-30 см): мишка, кукла и Петрушка в разноцветных нарядах, кошечка черная и кошечка белая; зайчик серый и зайчик белый.
  7. Резиновые игрушки-животные (10-12 см), звучащие при сжатии.
  8. Игрушки из различных материалов (деревянные, резиновые, полиэтиленовые, матерчатые и пр.), развивающие тактильную чувствительность ладоней.
  9. Объемные геометрические фигуры (кубы, шары, цилиндры, конусы и пр.) на скользящих платформах или в ведерках, из которых и на которые перекладываются предметы.

Игрушки нужно подобрать так, чтобы дитя получало удовольствие от различных манипуляций, "открывая" в каждой игрушке все новые и новые возможности. Пригодятся и те игрушки, которые у вас уже имеются, а "модернизировать" их для малыша вы сможете и сами.

Детям интересны не только игрушки, но и некоторые предметы быта, например небольшой бидон с крышкой, дуршлаг, маленькая миска или кастрюлька, в которые так интересно положить шарики, колечки, погреметь ими, а потом высыпать и вновь собрать.

© 2008-2017, rebyenok.ru