Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
8-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
8-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

Ребенок уже ползает быстро, во всех направлениях, вползает по ступенькам детской горки на небольшую высоту, исследуя все, что видит в пределах досягаемости. Придет умение самостоятельно садиться. Малыш научится вставать у опоры, держась за перильца кроватки, манежа или опираясь на сиденье дивана, стула. Будут попытки, находясь в вертикальном положении и держась за опору, самостоятельно двигаться в боковом направлении, делая 1-2 приставных шага. Возможность сидя или стоя обозревать окружающее позволяет наблюдать ближнее и дальнее пространство, приближение и удаление предметов. Малыша манят, привлекают дальние объекты. Это уже условие к овладению ходьбой.

Изменившиеся двигательные возможности открывают перспективы дальнейшего сенсорного развития малютки. Его глаза привыкают видеть и узнавать предметы (игрушки) с разного расстояния и под разным углом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, положение в пространстве. Ребенок стремится взять каждую игрушку в руки, "обследовать" ее всеми доступными способами и даже лизнуть. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориентироваться в окружающем пространстве, идет накопление опыта практических действий с предметами и игрушками в процессе самостоятельного перемещения (ползком). Интенсивное сенсомоторное развитие налицо, в его основе лежит развитие действий с предметами (игрушками). Появляется новое: малыш действует уже не с одним-двумя предметами, а с множеством однородных предметов, впервые познавая практику "прямых" и "обратных" (взаимоисключающих) действий. Например, складывание шариков в миску и их рассыпание; снятие колец большого диаметра со стержня и их разбрасывание; складывание кубиков "кучкой" и их раскидывание и т.д. Для взрослого эти действия кажутся примитивными и бесполезными. Но как же они важны для ребенка! Малыш впервые выступает в качестве "деятеля", способного осуществлять простейшие действия с предметами. Эти действия обусловлены физическими свойствами предметов (шарик можно катать, кубик - прикладывать к кубику, кольца снимать со стержня и т.д.). Это важно, потому что представление ребенка о себе как активном, действующем существе связано, прежде всего, с возрастанием его возможностей в практических действиях с предметами.

Локомоторное развитие обогащает сенсорную сферу ребенка, действия с предметами становятся источником формирования чувств, в частности познавательной активности. Познавательная активность обогащается "деловым" общением со взрослым.

К концу восьмого месяца жизни у ребенка складывается привязанность к определенному взрослому - близкому и любимому. Как правило, это ухаживающий за малюткой взрослый, чаще всего - мать. Привязанность к взрослому необходима для дальнейшего развития ребенка. Недостаточность общения с малышом выступает как угроза его психической полноценности в будущем. Условием формирования привязанности к взрослому на данном этапе является удовлетворение потребности ребенка в "деловом" общении (действиях с предметами и игрушками). Родители должны учитывать эту потребность малютки, чутко откликаться на его желания, инициативу. В этот период эмоциональное общение проходит на новом, более высоком уровне: взрослый продолжает "обучать" малыша игровым действиям на основе подражания, используя лучшие традиции народной педагогики и фольклора для маленьких. Пестование ребенка обогащается так называемыми разученными действиями - играми в "ладушки", "до свидания", "прятки" и т.д.

Взрослый использует фольклорные тексты, которые ранее как пестушки уже присутствовали в жизни ребенка, а теперь необходимы для формирования активных игровых действий. Они разучиваются с малышом, выполняются "по слову". Достаточно маме сказать: "Ладушки, ладушки..." - и малыш начинает "играть", "танцевать" ручками. В конце фольклорного текста ребенок кладет на головку ручки: "Кыш! Полетели, на головку сели, ладушки запели!"

Расширившиеся социальные контакты способствуют развитию речевых навыков. Ребенок часто пользуется лепетом, сопровождая им все свои игровые действия. На вопрос взрослого: "Где?" - малыш находит взглядом и указывает жестом (пальчиком) на знакомые предметы, игрушки, которые узнает уже не только в ранее известном ему месте, но и в том, куда их переставили. В лепете малютки появляются новые звуки. Взрослый, вслушиваясь в речь ребенка, повторяет за ним удавшийся новый слог, побуждая его таким образом вступить в "перекличку".

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини программа

  1. Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).
  2. Обогащать познавательное развитие ребенка новыми впечатлениями:
    1. Широко использовать образные игрушки (например, петушка, зайчика, куколку), позволяющие имитировать поведение одушевленных существ ("ходят", "смотрят", "издают звуки", "поют", "танцуют" и т.д.).
    2. Продолжать знакомить с дидактическими игрушками (шары, кубики, кольца и др.); обогащать опыт практических действий с предметами, исходя из их физических свойств (шарики перекатываются, кубики кладутся друг на друга).

Задачи

  1. Осуществлять показы с образными игрушками, включая их в простые игровые сюжеты из 1-2 действий (собачка танцует, куколка едет на лошадке, петушок ходит и поет).
  2. Формировать подражание действиям взрослого (выложить шарики из коробки, покатать их; открыть коробку с игрушкой, достать игрушку, закрыть коробку).
  3. Учить выполнять с помощью подражания два целенаправленных взаимосвязанных действия (приблизиться к мячу и толкнуть его).
  4. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям, постепенно развивая умение выполнять действия самостоятельно.
  5. Знакомить с плоскостным изображением знакомой игрушки.
  6. Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы (2,5-3,5 см) различной формы (шарики, кубики, конусы, кольца, цилиндры и др.), обязательно закрепленные на ленте.
  7. Продолжать развивать тактильную чувствительность ладоней и пальцев (осязание), подбирая предметы, различные по материалу, фактуре, массе, плотности, упругости.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Лежа на боку, спине, животе, сидя, стоя, ребенок с разных точек видит окружающее. Он обнаруживает "многоликость" вещей: пирамидка, матрешка выглядят совершенно по-разному, если на них смотреть сверху или сбоку. Любопытство побуждает малыша к действию. А действуя, он познает свойства вещей, расположение предметов в пространстве и по отношению друг к другу. Взрослый проводит с малышом специальные занятия, стимулирующие познавательную активность и действия с предметами (игрушками).

Занятие 1

Цель. Расширять представления об игрушках, изображающих живых существ (Петрушка, матрешка, поросенок, попугай и т.д.). Привлекать внимание к общим характерным деталям (все они имеют головку, глазки, носик и т.д.). В процессе показа, называя игрушку, отметить ее яркий признак. Например: "Это зайка! У зайчика длинные ушки. Хрю-хрю! Это поросенок! У него - курносый носик-пятачок".

Материалы. Сюжетная игрушка (по выбору мамы).

Ход занятия. Мама держит в руках игрушку, привлекая внимание к ней движением и звуком, имитирующим голос показываемого существа. Например: "Вот Хрюша. Хрю-хрю-хрю!" Мама сжимает резиновую игрушку - раздается писк. В первой части занятия мама вызывает интерес к игрушке. Активизирует желание подползти к игрушке и взять ее в руки. Если малыш делает попытку сесть, нужно помочь ему. Во второй части занятия ребенок действует игрушкой самостоятельно: раскачивает, сжимает, перекладывает из руки в руку, сжимает двумя руками. В третьей части занятия, как только действия малыша становятся однообразными и он теряет интерес к предмету, взрослый разыгрывает с игрушкой различные простые сюжеты. Например, поросенок пропал или спрятался: "Где Хрюша?" Хрюша "прячется" под платок или в коробку и внезапно появляется. В четвертой части занятия взрослый действует по ситуации, исходя из поведения малютки, поощряет его активность и инициативу. В конце занятия желательно включить какой-либо фольклорный текст, например:

"Сарафанчик с рюшечкой - это наша Хрюшечка!

Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!

На Сереженьку (Сашеньку, Олечку) смотрю!"

Желательно этот текст пропеть, а затем "протанцевать".

Занятие 2

Цель. Развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным действиям.

Материалы. Цветные шарики разного размера (диаметр до 7 см), круглая коробка (диаметр 20-25 см).

Ход занятия. На одеяле или на плотном ковре перед малышом лежат несколько шариков. Мама толкает шарик, двигаясь за ним, настигает и толкает вторично. Эти действия она сопровождает веселым разговором с ребенком, который наблюдает за ее движениями. Во второй части занятия мама побуждает малютку повторить аналогичные действия с другим шариком: приблизиться к нему (ползком), толкнуть, последовать за ним и т.д. Она высыпает цветные шарики из коробки. Шарики раскатываются. Взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, так, как ему хочется.

Варианты. На глазах у малыша мама сортирует шарики, например по цвету: красные - в одну сторону, синие - в другую. Малыш их снова смешивает. С целью развития тактильной чувствительности ладоней можно предложить действовать с шариками из различных материалов или обтянутыми разнофактурными тканями.

Действия с предметами и игрушками проходят только в присутствии взрослого, который следит, чтобы мелкие игрушки (менее 3-4 см) не попали в рот малыша. Взрослый не должен позволять ребенку подносить их ко рту.

Занятие 3

Цель. Расширять чувственный опыт при действии с предметами, обладающими устойчивостью, имеющими углы и грани. Развивать активное подражание действиям взрослого; выполнять 2-3 взаимосвязанных действия: например, взять предмет из "кучи" игрушек, поманипулировать им, отложить в сторону.

Материалы. Неокрашенные деревянные кубики, брусочки, призмы небольшого размера. Можно использовать строительный набор. Тележка (40x50 см), на которой вперемешку лежат объемные геометрические фигуры.

Ход занятия. Мама выкатывает тележку на середину ковра. Привлекает к ней внимание ребенка, берет один предмет, снимает с тележки, затем берет второй, стучит кубиком о кубик. Наблюдает за действиями малыша. Если дитя повторяет действия, то игровой момент дополняется, например, звукоподражанием: "Тук-тук" (стук кубиков). Если возникает ситуация, при которой мама укладывает кубики на тележку, а малыш тут же начинает их снимать, взрослый использует этот момент для организации совместных действий: игриво и весело укладывает кубики на тележку, давая ребенку возможность их снимать.

Показатели развития ребенка

  1. Действует разнообразно с игрушками в зависимости от их свойств (круглые - катает; кубические - кладет друг на друга и т.д.):
    1. Выкладывает предметы из емкости, переворачивая ее (высыпает шарики из коробки и т.д.).
    2. Кладет в ведерко 2-3 предмета; имеет опыт действий с игрушками, используя их объем.
    3. Открывает (откидывает) крышки с игрушечной кастрюльки, бидончика, коробочек и т.д..
    4. Перекладывает предметы из руки в руку.
    5. Занимаясь с игрушками, действует двумя руками.
    6. Катает предметы: толкание игрушки от себя, затем - следование за отталкиваемым предметом.
  2. Подражает действиям взрослого с игрушками (сжимает, трясет, стучит, отбрасывает, придвигает, переворачивает и т.д.).
  3. В действиях с игрушками обнаруживается более развитая моторика пальцев: предметы небольшого размера берет щепотью, более крупные - всей ладонью приемом накладывания сверху.
  4. В моменты яркой заинтересованности способен заниматься игрушками 3-6 мин. В случае, если взрослый поддерживает ориентировочную активность малыша личным участием, - до 8-10 мин.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Обогащать эмоциональный мир ребенка радостью общения со взрослым. Проявлять открытость чувств к ребенку, подчеркивая любовь, нежность, ласку, интерес к нему.
  2. Способствовать воспитанию у малыша любви и привязанности к близким.
  3. Усиливать содержательную сторону общения с ребенком.

Задачи

  1. Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия ("деловое" общение).
  2. Способствовать появлению у ребенка потребности в совместных действиях (сотрудничестве) со взрослым.
  3. В процессе ознакомительной игры давать малышу образцы новых действий с образными и дидактическими игрушками.
  4. В процессе "делового" контакта обогащать чувства ребенка яркими эмоциями.
  5. Способствовать появлению у него интереса к сотрудничеству со взрослым - простым совместным игровым действиям.

Реализация мини-программы и задач воспитания

В процессе ухода за ребенком взрослый информационно обогащает бытовые ситуации - прием пищи, умывание, укладывание спать и т.д. Мама старается сообщать малышу свои намерения, действия, называть предметы, которые ребенок видит у нее в руках. Например: "Сейчас будем кушать. Где наша бутылочка? Где наша ложка? Леша ротик открывает. Вот как хорошо кушает наш мальчик. Смотрит мишка, смотрит зайка. Нет, нет - это для нашего мальчика, для моего зайчика и т.д.".

Мама подчеркивает совместное участие и взаимодействие с малышом в достижении положительного результата, выражает радость и удовлетворение его действиями. Если раньше она просто ласкала сына или дочь, то теперь эта ласка приурочена к конкретной ситуации: мама поясняет, за что она его ласкает (хорошо кушает, хорошо собирает шарики в коробочку и т.д.). Взрослый, изо дня в день повторяя привычные для малыша ситуации, находит все новые и новые поводы для восхищения ребенком. Мама акцентирует внимание малыша на положительных сторонах их взаимодействия, употребляет много ласковых слов - "молодец", "умница", "хороший", "любимый". Следует учитывать, что похвала воздействует более результативно, чем порицание, потому что расширяет информационное поле общения взрослого с ребенком и его окружающей средой, создает радость "делового" общения, а взрослый выступает гарантом удачи. Малыш учится ориентироваться на эмоциональное отношение мамы к той или иной ситуации.

Показатели развития ребенка

  1. Обнаруживает привязанность к близким ему взрослым, может выделять среди них наиболее любимого.
  2. Чувствителен к похвале взрослого. Улыбкой или хныканьем добивается участия взрослого, просится к нему на руки.
  3. Активен в совместных играх со взрослым: "Прятки", "Здравствуй-досвидания!", "Ку-ку!", "Где петушок?", "Ладушки".
  4. Эмоционально отзывчив на настроение взрослого. Способен эмоционально "заряжаться" от взрослого. Радуется веселому разговору с ним, его пению, плясовым движениям.
  5. Проявляет интерес к другим детям: наблюдает за их действиями, смеется или лепечет.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Продолжать формировать подготовительные речевые навыки.
  2. Способствовать развитию понимания речи взрослого и активному речевому подражанию.
  3. Развивать фонематический слух ребенка (речевые звуки), сочетая с развитием интонационного слуха.
  4. Обогащать речевое общение: вводить понятные ребенку слова, сочетания слов, звукоподражания. Формировать потребность в речевом общении.

Задачи

  1. Создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт со взрослым (эмоциональная активность, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрпризы и т.д.).
  2. Фиксировать звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций.
  3. Использовать практику речевой "переклички" взрослого с ребенком.
  4. Сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию.
  5. Широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги: "А-а-аля, э-м-м!"; закрытые слоги: "Дэ-дэ, би, бе-де-э, ба-ба-ба!" и др.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков. Мама должна насыщать "деловое" общение речью: обращениями к ребенку по имени, ласковыми словами, звукоподражаниями и т.д. С ребенком следует ежедневно проводить специальные речевые занятия. При этом ставится задача вызвать ребенка на "перекличку" - двусторонний речевой контакт на основе подражания. Взрослый, собираясь обучать ребенка подражанию звукам и слогам, должен знать, какие звуки и слоги малыш уже произносит. Это необходимо потому, что в процессе обучения ребенка речи взрослый поначалу пользуется ресурсами "языка" малыша. Произнося звук или слог, мама стремится побудить ребенка к произнесению этого же звука или слога, при этом малыш должен хорошо видеть ее лицо. Ведь он не только слушает ее, но и смотрит на мамин рот, следит за движениями ее губ (артикуляцией).

Занятие (речевое)

Структура занятия

Вступительная часть. Взрослый наклоняется над ребенком, старается сосредоточить его внимание на своем лице. Гладит малютку, называя по имени, например: "В-о-о-лоденька", "В-о-лоденька?" (С вопросительной интонацией)" и т.д. Затем делается пауза (15-20 сек.).

Часть 1. "Перекличка". Мама произносит звуки, подслушанные у ребенка. Пауза (15-20 сек.). Если малыш вступил в речевой контакт со взрослым, необходимо сделать попытку повторить его.

Часть 2. Восприятие неречевых звуков - "озвученная игрушка". Мама показывает какую-нибудь игрушку, например поющего петушка, лающую собачку, мяукающую кошечку и др. Дает возможность рассмотреть ее, вызывает слуховое сосредоточение малыша на звуках, которые издает игрушка. Пауза (15-20 сек.).

Часть 3. Вторичный показ игрушки. Игровые действия с нею. Звукоподражания. Называние игрушки.

Часть 4. Повторение первой части занятия. Заключительная часть. Мама исполняет потешку или песенку о показанной игрушке.

Показатели развития ребенка

Понимание речи. Заметно расширяется понимание речи взрослого, обращенной к ребенку:

  1. На вопрос "где?" поворачивает голову в сторону названного предмета (знакомого и постоянно находящегося в определенном месте).
  2. Может находить предмет среди двух-трех знакомых ему; (вопрос о каждом предмете задают несколько раз, делая паузу 5 сек.; ребенок на вопрос "где?" смотрит на названный предмет).
  3. Услышав свое имя, малыш поворачивается к взрослому, выжидающе смотрит, подползает или действует по ситуации, заданной взрослым.
  4. По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия: "ладушки", "прятки", "ку-ку" и т.д.

Подготовительные этапы активной речи

  1. Произносит за взрослым (по подражанию) слоги, наличествующие в лепете.
  2. Лепет, в котором присутствуют фонемы родного языка, начинается во многих ситуациях, когда у ребенка возникает повышенный интерес к чему-либо.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать двигательную активность ребенка, оказывающую большое влияние на его физическое и психическое здоровье.
  2. Совершенствовать умение менять положение своего тела (повороты), самостоятельно (ползанием) преодолевать близлежащее пространство.

Задачи

  1. Создавать условия, способствующие совершенствованию ползания, имеющего особое значение для развития всей мышечной системы (брюшного пресса, груди, спины, конечностей).
  2. Создавать условия, способствующие формированию умения самостоятельно садиться.
  3. Развивать у ребенка состояние "мышечной радости", обеспечивая достаточную двигательную активность, направленную на освоение окружающей среды и действий с предметами.
  4. Продолжать развивать действия руки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев в занятиях с предметами (игрушками).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Ребенок, начавший ползать, к концу восьмого месяца научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.

Малыш осваивает эти движения в процессе самостоятельной игры: он присаживается, опираясь то на одну, то на другую руку; опускается на спинку и затем опять садится.

  1. Взрослый учитывает проявившиеся двигательные возможности ребенка, следит за усвоением новых движений и вводит упражнения присаживания для укрепления мышц брюшного пресса, развития навыка садиться.
    1. Присаживание с помощью подтягивания малыша за обе руки.

      Возьмите лежащего на спинке ребенка за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побуждайте сесть. Повторить 2-3 раза.

    2. Присаживание с поддержкой малыша за одну руку.

      Положите ребенка на спину, фиксируя одной рукой его колени, а другой придерживая за руку, отведенную в сторону.

      Подтягивая малыша за руку и приговаривая: "Садись, садись!" - побудите его сесть. Повторить 1-2 раза.

      Овладев умением самостоятельно садиться, малыш вначале может сидеть совсем недолго, но вскоре сделает это уже довольно хорошо. Ребенка нельзя сажать насильно, следует "идти" за его навыками, не форсируя их.

  2. Взрослый закрепляет умение малыша ползать в разных направлениях, используя различные игровые ситуации.

Занятие (на развитие ползания)

Материалы. Игрушки, издающие различные звуки (например, колокольчик, бубен, ложки, погремушки, неваляшки), салфетки.

Ход занятия. В разных сторонах игрового пространства разложить игрушки, прикрыв их салфетками. Мама не показывает игрушку, но при этом, раскачивая, звенит ею. Это побуждает малыша подползти и заглянуть под салфетку. Затем мама передает игрушку малышу. В следующей части занятия мама привлекает внимание к предмету под другой салфеткой - например колокольчику или бубну. Ситуация повторяется.

Старайтесь, чтобы малыша, в какую бы сторону он ни направился, в конце пути ожидало то или иное достижение. Уделяйте внимание развитию движений рук, показывая общий "рисунок" выполнения: захват предмета сверху, сбоку и т.д.

Показатели развития ребенка

Развитие общих движений

  1. Самостоятельно садится: поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, затем опирается на руку и садится.
  2. Может из положения сидя, опираясь на руку, самостоятельно поменять положение тела - например лечь на живот.
  3. Овладевает разными способами перехода из одного положения в другое.
  4. Придерживаясь руками за барьер, малыш делает попытки самостоятельно встать. Если это движение у него получается, может стоять, держась за опору (1-1,5 мин.). Затем опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.
  5. Может еще раз сделать попытку встать у опоры. Стоит на прямых, широко расставленных ногах примерно 1 мин.
  6. Делает попытки из положения стоя переступать боком, держась за барьер.

Развитие действий руки

  1. Действия руки начинают отличаться "рисунком": рука скользит по поверхности, накрывает предмет сверху и петлеобразно с постепенным опусканием и т.д.
  2. Может придерживать руками чашку, находящуюся в руках у взрослого.

Советы родителям

О колыбельной. Педагогическая ценность колыбельных песен не утратилась. Они так же значимы и благодатны для современного младенца, как и много веков назад.

Как петь колыбельные? Прекрасно, если колыбельная поется ребенку, лежащему в кроватке. Но дитя может располагаться и на левой руке матери: правая ее рука обнимает малютку. Прижатый к левой стороне груди, малыш улавливает стук сердца матери. Этот звук для ребенка не только знакомый, но и самый родной. Еще бы! Находясь в утробе матери, первое, что он услышал, - это стук ее сердца. Стук менялся в зависимости от того, что испытывала мать - радовалась или огорчалась, бодрствовала или спала.

В спокойном состоянии сердце взрослого человека бьется с частотой примерно 60 ударов в минуту. Именно с такой частотой покачиваний, в такт стука спокойного сердца матери, дитя наиболее комфортно себя чувствует у нее на руках. Желательно в таком же темпе петь колыбельную песню, ритмично, плавно покачивая малыша. При пении колыбельной мама может легонько, в такт мелодии, поглаживать малыша по спинке, дополнительно подтверждая свое присутствие и защиту.

Покачивание ребенка при пении колыбельных не имеет ничего общего с энергичным укачиванием его на руках или в коляске. Последнее недопустимо, потому что вредно отражается на его нервной системе и состоянии вестибулярного аппарата. Ребенок действительно замолкает на какое-то время, но, придя в себя, начинает кричать с еще большей силой.

© 2008-2017, rebyenok.ru