Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
9-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
9-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

На девятом месяце жизни из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более высоком уровне.

Любопытство к окружающему миру подогревает интерес к взрослому. Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, а главное, повторять его действия. Формируется подражательное поведение. Малышу важно не только "обследовать" игрушку, но и понять, что это за предмет. Кроме того, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку необходимо видеть, как взрослые используют окружающие предметы и какие при этом чувства они испытывают.

Малыш начинает почти "зеркально" отражать бытовые ситуации и поступки взрослых. У него формируется ситуативное поведение. Социальная среда и общение со взрослым представляют единственный путь его ранней социализации, т. е. вхождения в мир людей.

Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Ребенок приобщается к социальной культуре.

Основой всего прогрессивного в развитии малютки становится любовь к взрослому. Это чувство возрастает и базируется на "деловом" общении. Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни. Ребенок чувствителен в том, что касается отношения к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции, т.е. в процессе общения дитя способно выразить всю палитру чувств.

О чем это говорит? Ребенок не отделяет себя от взрослого, испытывая потребность в нем днем и ночью, но уже чувствует свое место в семейном единстве. Он обнаруживает желание наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми и даже подражать некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки ближних. А взрослые должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот почему не следует в этом возрасте говорить малышу: "Ты плохой", если он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: "Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю". В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать. Важно и то, каким тоном вы это скажете. Маленький ребенок очень чувствителен и всегда следует помнить, что перед вами развивающаяся человеческая личность.

В этот период социальное развитие начинает вести за собой развитие общее. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта.

Девятый месяц считается одним из этапных (как третий, шестой, двенадцатый) периодов младенчества. К концу месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе.
  2. Обогащать содержательную сторону "делового" общения, используя режимные моменты и ознакомительную игру с предметами и игрушками. Ведущая деятельность - предметная.

Задачи

  1. Совершенствовать ориентировочно-исследовательское поведение ребенка при ознакомлении с новыми игрушками и предметами.
  2. Выполнять более точные движения с хорошо знакомыми игрушками.
  3. Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом. Учить выполнению таких действий, как разъединение и соединение, выкладывание и вкладывание и т.д.
  4. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить практически со свойствами полого и заполненного пространства (в пустое ведро, например, вложить шарики, заполнив его доверху). Развивать осязание.
  5. Продолжать формирование мелкой моторики пальцев, подбирая игрушки, позволяющие тренировать позиции большого пальчика (кулачок разжат, большой палец отставлен в сторону приблизительно на 30 градусов, наблюдается его активность при хватании).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый организует с ребенком совместные игры с предметами и игрушками, показывая способы действия, побуждая малыша к повторениям, подражанию, умению использовать разученные действия в новой ситуации.

Примерные игры-занятия

Занятие 1

Цель. Учить выполнять цепь последовательных действий, например вкладывание, а затем выкладывание предметов.

Материалы. Можно использовать любую коробку, желательно в форме куба (40x40x40 см), в ней сделать прорези размером примерно 15x15 см, исключая ту сторону, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), привязанные к ленте, например шарики, колокольчики, рыбки, уточки и т.п. Ленту с игрушками пропускают через верхнее и боковое отверстия и связывают концами. Вся гирлянда опускается в коробку.

Ход занятия. Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке. Он тянет за ленточку и достает одну игрушку. Отдает малышу, называет ее. Затем подтягивает вновь за ленточку, извлекает из коробки вторую игрушку, третью и т.д. Каждую игрушку взрослый называет, дает рассмотреть, поиграть. Во второй части занятия нужно научить ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, ему нужно помочь. В третьей части занятия взрослый развязывает ленту, на которой укреплены игрушки. Помещает ее в коробку, оставляя один конец ленты. Повторяется вторая часть занятия. Постепенно ребенок вытягивает всю ленту. Взрослый побуждает малыша рассмотреть предметы в гирлянде. Когда все игрушки будут выбраны из коробки, нужно сказать: "Все, нет больше игрушек в коробке. Нет". Дать ребенку заглянуть в пустую коробку.

Варианты. На других занятиях с малышом можно подобрать предметы, отличающиеся одним свойством, например одноцветные шарики из различных материалов, разноцветные колокольчики. Можно использовать игрушки-самоделки, которые ранее применялись как вкладыши и подвески, или все игрушки, которые присутствуют в игрушечном хозяйстве малыша.

Занятие 2

Цель. Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, например части предмета с целым (матрешка, пирамидка и т.п.).

Материалы. Кольца одного размера и цвета (4-5 шт.), заполняющие до конца вертикальный стержень (можно использовать обыкновенную пирамидку).

Ход занятия. Взрослый держит в руках стержень и наклоняет его к ребенку, сидящему за столиком или на ковре, просит снять второе, третье колечко, придвигая кольца к краю стержня. Побуждая малыша снять кольца, говорит: "Колечко!" Когда ребенок снимет все, взрослый эмоционально комментирует его действия: "Нет колечек! Коля (называет ребенка по имени) снял все колечки!" Ребенок снимает только кольца. Стержень от пирамидки находится в течение всего занятия в руках у взрослого и ребенку для самостоятельного пользования не дается. Во второй части занятия взрослый заполняет весь стержень кольцами, давая возможность ребенку наблюдать его действия. Третья часть занятия повторяет первую.

Занятие 3

Цель. Совершенствовать мелкую моторику, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы, сформировать представление о целом и его частях в процессе практического действия с предметами.

Материалы. Тарелочки (мисочки) из дерева или пластика (5-6 шт.).

Ход занятия. Взрослый привлекает внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берет одну тарелочку за край, протягивает ребенку, говорит: "Возьми тарелочку!" Если малыш выполняет действие неправильно, взрослый поворачивает его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует самостоятельно. Взрослый передает ему по одной все тарелочки. Во второй части занятия взрослый собирает тарелочки стопкой. Первая часть занятия повторяется.

Показатели развития ребенка

После показа взрослого, подражая ему, выполняет самостоятельно действия с игрушками:

  1. Проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку.
  2. Снимает предметы с опоры: кольца -со стержня в горизонтальной плоскости; втулки - со шнура, шары - с лент в горизонтальной плоскости.
  3. Разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д..
  4. Снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке. С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые - прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку, в кольцо и т.д.).

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

В процессе двустороннего контакта взрослого с ребенком формировать совместные действия, побуждающие ребенка к подражанию (имитации).

Задачи

  1. Побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками.
  2. Воспитывать адекватное отношение к действиям с предметами и игрушками в зависимости от результата: удовлетворение - от выполнения поставленной практической задачи.
  3. Обогащать эмоциональный мир ребенка в процессе показа образных игрушек, демонстрируя небольшие сценки (куколка радуется, смеется, прячется и т.д.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

  1. Зная, что малыш эмоционально отзывчив на настроение взрослого, мама старается в течение дня общаться с малышом приветливо и доброжелательно. С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы - эмоционально "заряжает" малыша. Прежде чем поднять малютку из кроватки, улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой, подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам. Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики. Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам. Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени, назовите его ласковыми именами, например: "зайчик мой", "кисонька", "солнышко" и т.д.

    Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив. Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: "Доброе утро, солнышко!" Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка. Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: "Здравствуй, мишка!", "Здравствуй, зайка!", "Здравствуй, матрешка!", "Всем, всем, добрый день!".

  2. Взрослый включается во все игры с ребенком. Создает ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно, не опережая инициативу малыша. Если у ребенка что-то не получается, мама помогает в том случае, если видит, что малыш не может обойтись без нее, переживает свои неудачи. Важно, чтобы малыш получал от взрослого опыт совместных сопереживаний, эмоций, заканчивающихся положительным результатом.

Показатели развития ребенка

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

  1. Адекватно реагирует на мимику взрослого, возгласы одобрения или порицания.
  2. Обижается, если взрослый допускает резкий тон.
  3. Скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания.
  4. "Добивается" внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения. При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.

В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

Формировать речевое общение как ведущую форму коммуникативного взаимодействия (наряду с вокализациями, жестами и мимикой).

Задачи

  1. Продолжать развивать лепет, побуждая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка - звуков и слогов.
  2. Учить ребенка понимать обращение к нему по имени. Развивать понимание обращенной к ребенку речи:
    1. Находить названный знакомый предмет независимо от того, где он находится.
    2. "Отвечая" на вопрос "где?", находить названный предмет, выбирая из двух-трех рядом стоящих предметов.
    3. Адекватно реагировать на речь взрослого в процессе умывания, приема пищи, подготовки ко сну и т.п.
    4. Способствовать дальнейшему формированию лепета в процессе радостного общения и игры со взрослым.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый проводит специальные речевые занятия с целью развития понимания речи взрослого и формирования активной речи ребенка. В период начала активной речи малыша важно способствовать появлению первых осознанных слов. Взрослый должен это делать всеми доступными для него средствами: вокал, лепет, лепетное (облегченное) слово. Введение облегченных слов в речь ребенка до полутора лет является нормой.

Занятие

В начале занятия мама несколько раз обращается к ребенку по имени, меняя интонацию, старается сосредоточить его внимание. Можно разыгрывать ситуацию поиска ребенка. "А, вот наш Алеша, а я и не вижу". (Радостная интонация, побуждающая ребенка к игровому взаимодействию со взрослым.) Можно взять малыша на руки и поднести к зеркалу: "Где мама? Где Алеша?" "Ответ" на вопрос мама фиксирует прикосновением руки: "Вот мама! Вот Алеша!" Речь взрослого должна быть лаконична. Вторая часть занятия направлена на развитие понимания речи. Взрослый включает лепетные слова, например: "Где уточка?", "Где га-га?". Малыш находит знакомый предмет, независимо от места его расположения и даже в сочетании со вторым предметом, например, машинкой: "Где би-би?" Третья часть занятия - показ новой игрушки, например собачки: "Собачка", "Ав-ав", "Вот собачка". Взрослый ставит ее на отдельное место. В течение нескольких дней взрослый "разучивает" с ребенком название новой игрушки.

Взрослый включает в лексикон слова, обозначающие не только предметы, но и действия: "возьми", "дай шарик", "собери колечки", "покажи, где колечки" и т.д.

Речевые навыки отрабатываются на занятиях-играх. Важно, чтобы ребенок слышал лепетную речь в сочетании с общеупотребительной речью взрослого и мог ему подражать.

Показатели развития ребенка

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Понимание речи
  1. На вопрос "где?" - находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.
  2. Понимает слова, обозначающие действия: "Дай!", "Вставай!", "Ложись!" и т.д.
  3. Знает назначение отдельных предметов, например ложки, чашки, тарелки и т.д.
  4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д.
Активная речь
  1. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете.
  2. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать общую двигательную активность, акцентируясь на подготовительных этапах овладения навыком ходьбы.
  2. Развивать действия руки на основе предметной деятельности ребенка с дидактическими и сюжетными игрушками.

Задачи

  1. Побуждать к сохранению вертикального положения - стояния в течение нескольких минут у опоры.
  2. Побуждать малыша к переступанию (приставным шагом) вдоль опоры от одного предмета к другому, придерживаясь руками за предметы мебели (стулья, кресла).
  3. Побуждать к повторению движений за взрослым: подъем и опускание ручек, похлопывание в ладошки и т.д.
  4. Пополнять "разученные" игровые действия, используя малые фольклорные жанры (пестушки, потешки, песенки, небылички).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Развитие общих движений. Взрослый продолжает создавать ситуации, побуждающие малыша к двигательной активности.

Занятие 1

Цель. Создать игровую ситуацию (показ игрушки), побуждающую самостоятельно вставать, стоять и садиться.

Выполнение. Ребенок, цепляясь руками за перекладину кроватки, манежа, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит примерно 1 мин. на прямых расставленных ногах. Взрослый приближает к малышу игрушку, передвигая к нему по барьеру. Малыш садится, придерживаясь за опору. Взрослый передает ему игрушку и включается в игру с ребенком.

Занятие 2

Цель. Взрослый продолжает тренировать ребенка в переступании боком, держась за барьер.

Выполнение. Взрослый побуждает ребенка переступать приставным шагом. Мама хвалит малыша, если у него это движение получается. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая своими руками его ручки на барьере и переступая в сторону приставным шагом, как бы выполняя это действие за него или вместе с ним.

Если указанные выше упражнения у ребенка появились и выполняются относительно свободно, можно перейти к развитию более сложных двигательных умений.

Занятие 3

Цель. Учить переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Выполнение. Ребенка, стоящего у опоры, привлекают к другой опоре, показывая игрушку на расстоянии 50-70 см. Взрослый страхует ребенка, находясь рядом. Если упражнение вызывает затруднение, мама не форсирует его выполнение, а повторяет предыдущие, более легкие.

Развитие действий руки. Взрослый продолжает создавать игровые ситуации, побуждающие малыша к различным способам действий по подражанию.

Показатели развития ребенка

Развитие общих движений
  1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.
  2. Стоит при поддержке за руки.
  3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.
  4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.
  5. Способен повторить за взрослым некоторые "разученные" действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.
Развитие действий руки
  1. Ребенок крепко сжимает игрушку (не отдает), если ее хотят отобрать у него.
  2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью.
  3. Появляется превалирование функций одной руки, чаще правой.
  4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.
Навыки
  1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.
  2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.

Советы родителям

Роль матери в эмоциональном благополучии ребенка. Мама - самый яркий, эмоционально понятный малышу человек. В ранний период жизни общение с ребенком строится на эмоциях, интонациях, жестах, мимике, прикосновениях: иногда мама водит ручкой малыша, давая тот или иной "рисунок" действия; иногда подражает речи малютки, показывая, что не только слышит, но и эмоционально реагирует на его слова, понимает его.

Телесный контакт - прикосновения, поглаживания и объятия - маленькому ребенку необходим. Он выступает практическим подкреплением возникающего у малютки чувства защищенности.

Важно знать, что ребенок эмоционально заряжаем. Если окружающие спокойны и веселы, малыш также будет спокоен и радостен. Даже в начале второго года жизни малыш еще не осознает свое "Я", "не отделяет" себя от мамы. Они едины в радостях и огорчениях. Когда мама рядом, у ребенка рождается доверие к окружающему миру. Улыбка и смех ребенка способствуют выработке гормонов роста, поэтому улыбка матери - эликсир жизни и здоровья ребенка. Зная эту "тайну", начните день с улыбки для своего малыша.

© 2008-2017, rebyenok.ru