Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
10-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
10-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

На десятом месяце жизни малыша из ведущих линий развития на первое место выдвигается предметная деятельность. Окружающие предметы и игрушки он теперь не просто хватает, а пытается что-то с ними сделать. Раньше ребенок в основном разрушал, раскидывал то, что придвигала к нему мама, - кубики из тележки, шарики из мисочки, колечки со стержня и т.п. Теперь в занятиях с предметами появится "созидательная" форма действий: малыш надевает кольца на палочку, которую держит перед ним мама, собирает в стопочку деревянные тарелочки, в бидончик складывает шарики, на тележку - кубики, стремится вернуть грибочки на свои места на панельке, с помощью мамы помещая их в соответствующие отверстия. Радуется, если ему удается проявить большую самостоятельность. Результат таких игр очень значим для ребенка, он уже не просто манипулирует игрушкой, а совершает с нею целенаправленные действия, которые заканчиваются появлением "целого продукта": пирамидки из колечек, башенки из кубиков и т.п.

Занимаясь с ребенком, большое внимание следует уделять овладению им относительно тонкими действиями рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ознакомительные игровые манипуляции с обучающими игрушками оказывают особое воздействие на развитие психики малыша. Разъединяя и соединяя отдельные части предмета, разбрасывая кольца и шары или, наоборот, соединяя их в какое-то целое, он совершает действия анализа и синтеза - его мозг "учится" мыслительным операциям, получая информацию от собственных рук. Поясним это.

В последней четверти младенчества движения руки малютки осуществляются под контролем зрения на более высоком уровне по сравнению с ранними периодами детства. Глаза выполняют ведущую роль в развитии движений руки. Каков же психологический механизм сложного взаимодействия глаза и руки? Ощупывая предмет, рука воспроизводит, следуя по поверхности и контуру, его величину, очертания и с помощью сигналов, идущих от нервных клеток кончиков пальцев и ладоней, формирует "слепок" предмета в мозге. Аналогично строится работа зрительного аппарата. Возникают ассоциации формирующегося зрительного опыта с опытом тактильно-двигательным, приходящим вместе с прикосновением и ощупыванием предметов. Такое взаимодействие, когда "глаз учит руку, а рука учит глаз", специалисты называют сенсомоторной активностью.

Какие еще действия может выполнять малыш? Нанизывать кольца с отверстиями большого размера на стержень (в горизонтальной плоскости), разъединять два предмета или один, состоящий из двух взаимосвязанных частей. Он может открывать матрешки или бочонки (с помощью ленты приемом подтягивания), коробки, снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки, выдвигать крышки на коробках, открывающихся разными способами. Кроме того, он умеет выполнять двухактные взаимоисключающие действия: выкладывание - вкладывание; снятие - нанизывание; разъединение - соединение и др.

Конечно, эти действия с игрушками можно называть разученными, потому что сначала их показывают и помогают выполнять взрослые, и лишь со временем ребенок сможет выполнять их самостоятельно. Одним из методов обучения действиям с предметами является метод пассивных движений, когда взрослый выполняет задание рукой малыша. При повторении мама дает ребенку возможность выполнить его с большей самостоятельностью, не опережая инициативу ребенка.

У 8-10-месячных малышей меняется позиция пальцев руки при захватывании мелких предметов: интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Вы замечаете, что малыш выполняет более тонкие движения: пытается взять небольшие предметы "щепотью", хотя раньше в захватывании участвовала вся ладонь. Для малыша этого возраста полезно подобрать коробочки, которые открываются сбоку или сверху. Они могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Малыш самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те, к которым крышки прикреплены с одного края.

Работа пальцев руки имеет особое значение среди других двигательных функций. Она оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка, в частности на развитие речи. Не случайно именно на десятом месяце жизни в речевых навыках малютки появляются новые возможности. Если раньше дитя повторяло за взрослым фонемы, которые спонтанно появлялись в его лепете (по сути дела, это взрослый подражал ребенку, вызывая на "перекличку"), то на десятом месяце жизни малыш начинает подражать взрослому, повторяя за ним новые слоги, которые еще не появились в его лепете. Так активно формируются речевые навыки малютки.

Особое внимание следует уделить развитию устойчивости игровых действий малютки. В совместных играх постарайтесь примерно 3-5 мин. заниматься одной игрушкой, удерживая внимание ребенка. Если это кольцо, поверните его то одной, то другой стороной к ребенку, посмотрите в отверстие кольца, прокатите его. Показывая предмет с разных ракурсов, взрослые заставляют малыша вглядываться в смену действий, стимулируя таким образом его ориентировочную активность, интерес к предмету и игровой ситуации в целом. Для поддержания интереса к игре можно использовать сюрпризы. Например, в закрытую коробочку можно положить что-то гремящее; внутрь матрешки, закрепленной на ленте, - звенящий колокольчик; в мешочек - выглядывающий из него кусочек ленточки, а в бочонки - цветные платочки. Такая "цепь" игровых действий запрограммирована в игрушках-вкладышах, например в цветных колпачках. Малыш снимает один колпачок, под ним оказывается другой, третий и т.д. Интерес к игрушке строится на поддержании ориентировочной активности малыша. Именно это и позволяет повысить устойчивость и целенаправленность игры ребенка. Последнее очень важно для его интеллектуального развития.

Следует внимательно подходить к выбору цвета предметов, с которыми малыш играет. На первом году жизни дитя не решает каких-либо задач, связанных с подбором предметов по цвету, т.к. основное направление заданий - это обогащение его чувственного опыта и развитие двигательных возможностей руки и пальцев. Ребенка должны окружать предметы, окрашенные в различные цвета. Целесообразно исключить излишнюю пестроту, подбирая для занятий предметы одного - трех цветов теплых и холодных тонов. Для развития цветоощущений необходимо подбирать предметы, имеющие цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый.

Десятимесячный ребенок - неутомимый исследователь, окружающий мир манит малютку непознанностью, побуждает к движению. Ребенок начинает интенсивно овладевать ходьбой. Первые его шаги обычно страхует кто-нибудь из родителей. Если рядом нет опоры, малыш может ползком добраться до заинтересовавшего его объекта и подняться на ножки около него, поэтому игровое пространство должно быть организовано с учетом безопасности маленького исследователя.

Поддерживайте стремление своего ребенка как можно лучше изучить окружающий мир, принимайте участие в его "исследованиях". Дидактические игрушки помогут вам развить у малыша сообразительность и уверенность в себе, которые так пригодятся ему в дальнейшем.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать совершенствовать навыки исследовательских действий, протекающих в форме ознакомительной игры с предметами.
  2. Развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением руки при выполнении различных двигательных заданий с игрушками и предметами разных конструкций.
  3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Задачи

  1. Учить выполнять более сложные ручные операции: разъединение целого предмета на части (снятие колец со стержня, снятие втулок с ленты и т.п.), раскладывание однородных и неоднородных предметов (выкладывание шариков по одному из ведерка, выкладывание кубиков по одному из коробки и т.п.).
  2. Развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, умение выполнять заданную программу с опорой на конструктивные свойства игрушек и предметов, специально подобранных для занятий (например, коробочки, бочонки, матрешки).
  3. С помощью взрослого выполнять противоположные операции: составление из частей целого предмета, т.е. присоединение по одному однородных и разнородных предметов, например составление матрешки из двух частей.
  4. Продолжать совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. При действиях с предметами способствовать активной позиции большого пальца.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый подбирает для ребенка игровые задания с предметами (игрушками) двигательного характера, представляющие интерес для малыша возможностью различных манипуляций, а главное, их результативностью.

Занятие 1

Цель. Учить выполнять цепь однотипных действий (например, снятие шаров со шнура). Выделять предметы из группы одинаковых. Развивать устойчивость действий с предметами.

Материалы. Шнур длиной 50-70 см, толщиной 0,8-1 см, на который нанизано 7-10 шаров диаметром 3-5 см, имеющих сквозное отверстие в центре.

Ход занятия. Мама привязывает шнур с шарами с одного конца к стойке (можно использовать стержень от обыкновенной пирамидки) и показывает, как можно снять шарик со шнура. Затем малыш действует самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Варианты. Аналогичное занятие проводится с другими предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, катушки, кольца и т.п.). Можно изменить цветосочетание предметов (например, подобрать разноцветные шары или использовать несколько шнуров). На каждый шнур нанизать шары (кольца) какого-то одного цвета или подобрать их по цветам спектра. Можно взять шары (кольца), различные по величине.

Занятие 2

Цель. Продолжать развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции при действии с предметами, издающими мелодичные и немелодичные звуки. Совершенствовать зрительно-слуховую ориентировку в пространстве, учить выбирать направление движения на звучащий предмет (игрушку).

Материалы. Бубен и барабанчик.

Ход занятия. В разных концах комнаты (на ковре) мама кладет бубен и барабанчик. Привлекает внимание ребенка к звучанию бубна: напевает мелодию (плясовую или хороводную) и ударяет в такт по инструменту. Малыш передвигается к ней ползком или вдоль опоры. Мама показывает звенящий бубен, украшенный цветными ленточками, просит малыша "поплясать", покрутить ручками, похлопать в ладошки. Затем делает паузу (10-15 сек.). Во второй части занятия мама опускает бубен на уровень детских рук. Предлагает ребенку ударить по бубну, но вначале берет его ручку и, ударяя ей по бубну, показывает траекторию движения. Действия сопровождаются пением. В третьей части занятия мама знакомит ребенка со звуком барабана. Малыш возможным для него способом передвижения добирается до барабана и ударяет по нему. Первая часть занятия повторяется.

Занятие 3

Цель. Учить выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о пустом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая). Развивать координацию движений рук.

Материалы. Коробочки различной формы с крышками (2-3 шт.). Мелкие игрушки величиной 3-4 см по 2-3 штуки в каждой коробочке.

Ход занятия. Мама привлекает внимание малыша к коробочке, встряхивает ее и побуждает повторить действие. Спрашивает: "Что там?" Если малыш не знает, как действовать с коробкой, не спешите сразу открывать ему способ действия. Нужно добиваться, чтобы ребенок сам проявил интерес и открыл крышку. Во второй части занятия ребенок сам выбирает игрушки из открытой коробки, рассматривает их, манипулирует ими. В следующей части занятия взрослый привлекает внимание малыша к другой коробочке. Желательно, чтобы ребенок "поработал" с двумя-тремя коробочками разной формы: открыл-закрыл, выложил-вложил игрушки, т.е. выполнял двухактные, взаимосвязанные действия.

Показатели развития ребенка

  1. Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет показанные и "разученные" действия: например разъединяет целый предмет на части; с помощью взрослого выполняет противоположные операции. Снимает и нанизывает на стержень 3-4 кольца с широкими отверстиями; вкладывает и выкладывает из ведерочка шарики и т.п.
  2. Способен заниматься с дидактическим набором от 5 до 12 мин. Устойчивость действий возрастает в 2-2,5 раза. "Разученные" действия малыш переносит на другие новые для него игрушки. Например, научившись складывать и выкладывать из ведерочка шарики, ребенок повторяет аналогичные действия с кубиками, накладывая один на другой или выкладывая их из тележки. Научившись открывать крышечку бидончика, начинает открывать все емкости, попадающие ему в руки.
  3. При действиях с предметами обнаруживает более совершенные ручные умения, в зависимости от свойств предметов и способов действий с ними: петлеобразное - накладывание ладони на предмет сверху; скользящее - приближение к предмету по поверхности; обхватывающее сбоку или снизу; плавное опускание руки на предмет под углом, затем схватывание его сбоку, снизу, сверху - в зависимости от конструктивных особенностей предмета и расположения его в пространстве.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

Постепенно расширять социальные контакты ребенка со взрослыми и детьми, находящимися в его ближайшем окружении.

Задачи

  1. Поддерживать ситуации общения не только с близкими и родными, но и с другими знакомыми и незнакомыми взрослыми.
  2. Поддерживать интерес ребенка к другим детям. Использовать ситуации случайных встреч или специальных контактов в его ближайшем окружении (на детской площадке во дворе, песочнице и т.п.).
  3. Учить ребенка играть рядом с другими малышами.

Реализация мини-программы и задач воспитания

На десятом месяце ярко проявляется система аффективно-личностных связей ребенка с близкими взрослыми на основе потребности в "деловом" общении.

Общение с матерью. Мама практикует в общении с ребенком спокойное, эмоционально-радостное отношение к окружающему миру. Малыш должен чувствовать силу, уверенность матери, ее защищающее начало. Она формирует у ребенка доверие к окружающему миру, постепенно знакомя с новыми предметами и явлениями. Эти контакты проходят через нее и с ее непосредственным участием. Она выступает как посредник между ребенком и социальным окружением, дает образец для подражания, демонстрируя ребенку форму общения со взрослыми и детьми.

Общение с отцом. Отец должен пополнять общение с ребенком в совместных играх, используя различные игрушки и создавая забавные игровые ситуации. Замечено, что общение с отцом привносит в жизнь малыша, особенно мальчика, элементы мужского воспитания. Мальчик подражает отцу. Речь, обращенная к ребенку, в устах отца звучит более мужественно, сохраняя заботливость и интерес к ребенку. Именно общение с отцом чрезвычайно значимо для расширения социальных контактов малыша, в частности с новыми для него людьми.

Общение со старшими членами семьи. Бабушка и дедушка привносят в общение с ребенком элементы фольклорного, игрового взаимодействия - пестования ("коза-рогатая", "ладушки", "по кочкам, по кочкам" и т.п.). Это важно, т. к. эмоциональное общение наряду с "деловым" малышу необходимо.

Общение с другими детьми. Взрослые позволяют ребенку наблюдать действия других малышей. Объединять младенцев в совместной игре не рекомендуется: они не умеют играть вместе. На данном этапе достаточно присутствие рядом. Общение с посторонними Взрослые поощряют контакты малыша с незнакомыми ему людьми. Однако если дитя отстраняется, боится, родные не должны настаивать на общении.

Показатели развития ребенка

  1. Радуется приходу близкого человека.
  2. По-разному реагирует на похвалу или порицание: недоволен при слове "нельзя"; вопросительно смотрит на взрослого в незнакомой ситуации; при неумении выполнять необходимое и желаемое действие ищет поддержку у взрослого; подражает его мимике.
  3. Может негативно отнестись к незнакомому человеку (отказаться идти на руки и даже заплакать).
  4. Проявляет интерес к сверстнику. Подражает его мимике, игровым движениям, жестам.
  5. Способен действовать рядом с другим ребенком.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. РАЗВИТИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ РЕЧИ

Мини-программа

Продолжать развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми.

Задачи

  1. Расширять понимание речи взрослого, обращенной к ребенку (его пассивный словарь).
  2. В процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формировать активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление слов):
    1. Побуждать ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете ребенка.
    2. Побуждать ребенка к первым лепетным словам: "ма-ма"; "ба-ба", "па-па" и т.п.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Речевое общение - это произнесение слов, фраз, активная речь и понимание речи других. Для десятимесячного малыша основным достижением в речевом общении является понимание обращенной к нему речи. Для развития такого понимания очень важно, чтобы взрослый сопровождал все свои действия по уходу за малышом словами, называя действия и используемые предметы. Все предметы должны быть названы и неоднократно показаны ребенку, чтобы он постепенно начинал понимать отдельные слова, а затем и короткие фразы.

  1. В процессе общения необходимо выделять название предмета и действия с ним.
  2. Важно, чтобы ваша речь совпала с моментом показа предмета (игрушки) и действия с ним.
  3. Не допускайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Последнее приводит к тому, что за потоком слов теряется то слово, которое ребенок должен запомнить.
  4. Называя предмет, следует дать ребенку время, чтобы он смог рассмотреть его и подержать в руках.

Предпосылки активной речи. Десятый месяц привносит в развитие речи новое: у малыша появляется способность произносить за взрослыми новые звукосочетания, которых не было в его лепете. Это высокий уровень речевого подражания. В развитии активных речевых навыков необходимы специальные занятия, которые строятся примерно по следующей схеме:

  1. Взрослый заранее намечает, какой новый слог будет разучиваться с малышом. Например, "га-га" (уточка).
  2. В начале занятия мама стремится вызвать у малыша сосредоточение на себе: ласкает, называет его по имени.
  3. Сконцентрировав внимание ребенка, показывает знакомую игрушку, например собачку ("ав-ав"). "Где ав-ав?"
  4. Показывает новую игрушку - уточку. Вводит новый слог "га-га".
  5. Повторяет, пауза, желательно дождаться "ответа" ребенка: "Га-га".
  6. Далее следует игра с уточкой.

Показатели развития ребенка

  1. Понимание речи. При просьбе "дай" малыш находит знакомые предметы среди игрушек и дает их. Находит, берет и дает называемые игрушки - три или две из трех. Правильно реагирует на просьбу взрослого (без показа): "Достань из бидончика катушечку", "Положи в коробочку ленточку" и т.п.

    Ребенок выполняет любые два из трех разученных действий.

  2. Активная речь. Ребенок вслушивается в слова взрослого, следит за движением его губ и сразу или через 1-2 мин. делает попытку повторить и повторяет.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Развивать двигательные навыки, способствующие формированию самостоятельной ходьбы.
  2. В процессе развития действий с предметами продолжать совершенствовать ручные умения и мелкую моторику пальцев.

Задачи

Общие движения. Использовать игровые ситуации, побуждающие ребенка к элементам самостоятельной ходьбы (подъем на мостик и т.п. с переходом от ползания к подъему у опоры, передвижение вдоль опоры и т.п.).

Действия рук. Учить выполнять целенаправленные действия со специально подобранными сборно-разборными дидактическими игрушками (пирамидка, матрешка, бочонки, кубики на тележке и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Движения ребенка становятся более совершенными, четкими. В связи с этим упражнения, укрепляющие мышцы ребенка, выполняются им из вертикального положения, ориентируясь на слова мамы: "сядь", "встань", "ляг" и т.п. Для большей эффективности применяются игрушки, способствующие развитию двигательных навыков (кольца, шары, мячи).

Общие движения
  1. Для развития ручных двигательных навыков.

    Выполняются петлеобразные, опускающие, накладывающие, придвигающие, проталкивающие и другие действия с игрушками.

  2. Для укрепления мышц рук.

    Круговые движения рук, которыми малыш держится за кольца.

    Ребенок, лежа на спине или сидя, держится за кольца, которые держит взрослый.

    Делает круговые вращения руками попеременно или двумя руками одновременно. Повторить 4-6 раз.

  3. Для укрепления мышц ног. Вставание на ноги (упражнение активное).

    Ребенок, лежа на животе, держится за кольца, которые держит взрослый. Подтягивая кольца, мама побуждает ребенка встать на колени, а потом на ноги. Повторить 1-2 раза.

  4. Для укрепления мышц ног и брюшного пресса.

    Наклон и выпрямление туловища.

    Ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У его ног игрушки, которые можно легко взять. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его под живот, побуждая ребенка к наклону вперед (достать игрушку и выпрямиться). Повторить 2-3 раза.

Игровые упражнения, развивающие навык ходьбы. Учить идти вперед, держась за опору.

Малыш стоит у одного конца дивана, а взрослый у другого. Используя фольклорные тексты, он побуждает малыша переступать, продвигаясь вперед. Активность ребенка поддерживается ритмом читаемой потешки или песенки.

- Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Показатели развития ребенка

Развитие общих движений
  1. Входит на невысокую горку, держась за перила, и спускается с нее. Поднимается боком, держась двумя руками за перила с одной стороны, идет приставным шагом. Спускается так же, как поднимался.
  2. Выполняет "разученные" игровые действия. По словам взрослого "до свидания!" машет ручкой; "ку-ку" - прячется под платочком; "ладушки" - играет ручками в соответствии с текстом потешки и т.п.
Навыки и умения
  1. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками (чашку держит взрослый).
  2. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).

Советы родителям

Игрушки для детей в возрасте 9-12 месяцев
  • Куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 20 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы (высота около 40 см), изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными.
  • Для самостоятельной игры: куклы из мягких материалов (ткани, пластмассы, резины) или плоские фигурки (размер 10-12 см), в которых представлены лишь основные, понятные ребенку особенности облика человека (крупные яркие глаза, гибкие руки, ноги).
  • Игрушки, изображающие животных: издающие характерные звуки (негромкие, но выразительные), фигурки мягконабивные, а также из пластмассы и резины, передающие главные черты (мышка, заяц, лошадка), заводные - клюющие куры, цыплята, прыгающая лягушка. Игрушки из папье-маше для показа во время игр-занятий (корова, птичка и др.).
  • Игрушки, изображающие некоторые предметы быта, труда и культурного назначения: тарелки (диаметр 7-10 см), чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 40x40, 50x50 см.

    Сюжетно-транспортные игрушки: устойчивые коляски для кукол, машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки.

    Дидактические и другие игрушки: шарики разных размеров (легкие, деревянные и пластмассовые, тканевые). Матрешки одноместные, разные вкладыши, мячи (большие, маленькие). Строительный материал (кубики, кирпичики, призмы).

© 2008-2017, rebyenok.ru