Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
11-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
11-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

Малышу пошел одиннадцатый месяц. В этот период на первое место выступает формирование движений и речи: проходит подготовительный этап становления ходьбы и появления первых лепетных слов. Новой особенностью можно считать элементарную самостоятельность, которая обнаруживается в попытках ребенка удержаться на ножках и сделать несколько шагов без помощи взрослого, не прибегая к опоре. Интересно наблюдать, как дитя выполняет эти действия. Вот малыш встает из положения сидя, выпрямляется и стоит без опоры на широко расставленных ногах; балансирует руками, делает 2-3 шага (переступания) вперед и... либо плавно опускается на пол, ища опору, либо шлепается на мягкое место.

Почему же для малютки так трудно то, что взрослому кажется простым? Дело в том, что у ребенка еще не развито чувство равновесия, отсутствует достаточная координация движений. Мозг крохи и, в частности, мозжечок - отдел, отвечающий за координацию движений и двигательные акты, продолжает интенсивно развиваться, "созревать". Развивающаяся функция мозжечка связана с двигательной активностью самого ребенка.

В процессе неоднократного повторения одних и тех же движений дитя ищет центр тяжести своего тела, чтобы удержаться в вертикальном положении. Эти попытки развивают его вестибулярный аппарат, координацию движений. Дитя научится стоять без опоры несколько секунд и сделает первые самостоятельные 2-3 шага только к концу 11-го месяца.

Взрослым необходимо помогать малютке. С одной стороны, обеспечить ему самостоятельность, с другой - умело оберегать, страховать. Не следует допускать падения ребенка навзничь или вперед. Приземление на попку - самое безобидное для него. Падая назад, малыш рискует удариться головой, а падая вперед, рискует разбить нос.

Вторая важнейшая линия развития ребенка в этот период - речь. Вы замечаете, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя экспериментирует, употребляя знакомые звуки в разных сочетаниях, и таким образом тренирует артикуляцию - конечно, не сознательно, а прислушиваясь к себе, и получает удовольствие от этих повторений.

Малыш порадует вас еще одним новшеством - более сформированной способностью к речевому подражанию. Теперь ребенок вслед за взрослым с ходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения (например, "ав-ав" - собачка, "гага" - уточка, "кис-кис" - кошка и т.п.).

Хорошо, если каждый предмет (игрушка), привлекающий внимание малютки, в устах взрослого будет получать свое название. Тогда вы обнаружите, что малыш "готов" запоминать их. Более того, у него появятся первые простейшие обобщения. Проведите эксперимент. Подберите несколько разных куколок, расставьте их в поле зрения ребенка, сочетая с другими игрушками. Затем обратитесь к малышу с вопросом: "Где куколка? Где ляля?" Не торопитесь, дайте ребенку сориентироваться, повторите вопрос медленно. Ребенок укажет на свою куколку. "А где еще ляля?" -задайте второй вопрос. Если обобщение в понимаемой ребенком речи сложилось, он укажет вам и на других кукол. Так он будет выделять и иные знакомые ему предметы.

Если малыш выполняет ваши пожелания, значит, он научился обобщать не только идентичные, но и некоторые однородные предметы, находя их среди знакомого множества. Если же он не понимает вас, значит, ему надо помочь. Покажите, например, что слово "шарик" обозначает любой круглый катящийся предмет (шарик от пирамидки, воздушный шар и т.д.). Точно так же можно продемонстрировать и другие предметы, потому что слово-название несет в себе обобщающую функцию и ребенок начинает это усваивать практически. Первичное формирование функции обобщения - это лишь начало развития мыслительной деятельности ребенка. Впереди - особенности становления функций сравнения и обобщения в речевой практике и мышлении малыша. И все же первая "высота" им уже взята к 11-12 месяцам.

С дидактической игрушкой или обучающим пособиям малютка действует теперь по-другому: это уже не отдельные движения с одной-двумя игрушками, а целая цепь повторяющихся, однотипных действий с набором однородных предметов. Конечный результат этих действий - выполнить определенное задание, например поместить один в другой цветные колпачки, достать по одному из коробки шарики или протолкнуть их в отверстие, ориентируясь на его величину, поместить грибочки в отверстия панели и т.п. Дитя действует с игрушками методом проб и ошибок. Объективные свойства предметов учат его различным видам соотнесений: большой предмет невозможно вложить в малый, на толстый штырь нельзя нанизать шары с малым отверстием, а предметы, не имеющие сквозного отверстия, вообще нельзя на что-либо нанизать, в круглое отверстие трудно протолкнуть большой кубик, имеющий углы, и т.п. Малыш познает все это на практике с вашей помощью. В результате игр с предметами у него и в действиях начинают формироваться практические обобщения.

Ребенок переносит усвоенные действия и в другие ситуации. Теперь, стоит вам попросить сделать "ладушки", дитя выполняет вашу просьбу, а если вы предложите ему сделать "до свидания" - ребенок машет ручкой всем, с кем прощается.

В этом возрасте необходимо включать в занятия и игры сюжетные, образные игрушки. Вы и раньше показывали крохе куколку, собачку, мишутку, обозначали соответствующим словом и затем спрашивали: "Где "ав-ав" (собачка)?" Теперь сюжетная игрушка выполняет более сложную функцию. Кукла для малыша имитирует ребенка (человека). Взрослый может выстраивать с игрушкой занимательные, несложные сюжеты, понятные малютке, например: куколка села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, опять села на лошадку, поехала, запела песенку. Или: зайка принес барабан, начал в него стучать; мишутка сел в машину и поехал кататься, затем пригласил кататься куклу. Почему проигрывание этих сюжетов так необходимо ребенку? Каждая образная игрушка предназначена для показа действий живого существа: если это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают, вызывая опять же интерес. Малыш начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке. Целая палитра эмоций и чувств человека открывается ребенку посредством действий персонажа игры: плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит и пр.

Конечно, все эти картины должна "развернуть" перед сыном или дочкой мама. "Что хочет ляля? Спать, кушать, гулять?", "Что ляля делает?" - обращается она с вопросом к ребенку. Дитя не может еще ответить, и мама отвечает за него. Так ребенок учится понимать сюжеты, которые проигрываются перед его глазами. Главное играть с ребенком не торопясь, некоторые эпизоды можно проиграть неоднократно, выдерживая паузы, меняя интонацию, давая возможность малышу "войти" в понимание сюжета и следить за его развитием.

Не слишком ли все это сложно для первогодка? Нет. Показывайте ребенку сценки с куклой, придумывайте сюжеты, ситуации с образными игрушками. Так вы развиваете интеллект малютки и обогащаете его чувства. Кроме того, перед ребенком, еще не умеющим играть с куклой, начинает разворачиваться в элементарной форме социальная действительность. Так в жизнь малыша входят образы животных, имитирующих ребенка, например собачка в платье, свинка в фартучке, слоненок в жилете, зайчик в штанишках, кошечка в шапочке и т.п. Все эти игрушки расширяют видение ребенка, делают окружающий мир более понятным и близким для него, способствуют развитию первых обобщений, т.к. имитируют малыша и его действия: кукла разговаривает, ест, пьет, спит, пляшет так же, как и он. У ребенка возрастает интерес к кукле и другим образным игрушкам. Однако дитя не сразу может повторить увиденное. Бывает, что его эмоции, разбушевавшиеся чувства провоцируют неадекватные действия с образной игрушкой: например, ребенок начинает трепать куклу за волосы, бросать на пол зайца. В таких случаях немедленно остановите его. Заберите игрушку, строго скажите: "Нельзя!" - и тут же покажите, как можно играть с куклой (мишкой, собачкой).

Как мы видим, развитие действий с образными игрушками во многом зависит от того, насколько повседневная жизнь ребенка наполнена впечатлениями, яркими наблюдениями окружающего (например, воробьи купаются в лужице, кошка греется на солнышке, ворона важно ходит по двору, дети играют в мяч).

На одиннадцатом месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малютки. Малыш и раньше рассматривал рисунок на обоях, иллюстрации в книге. Но теперь в плоскостном изображении дитя уже узнает знакомые игрушки: собачку ("ав-ав"), куклу ("ляля"), уточку ("га-га") и др. Показ картинки желательно сочетать с показом игрушки. Узнавание игрушки на картинке - еще одна высота, взятая малышом. Картинка будет еще более способствовать совершенствованию функции обобщения и развития речи, при этом не следует допускать, чтобы ребенок рвал, мял, комкал изображение. Неадекватное действие с картинкой необходимо прерывать так же, как и использование образной игрушки не по назначению.

Теперь вам придется чаще откликаться на действия самого ребенка: прерывать нежелательное поведение или хвалить малыша по конкретному поводу (хорошо стоит на ножках, делает первые шаги, складывает кубики, и т.п.). Ласковое слово побуждает малыша радовать вас еще и еще раз.

Итак, в содержательном "деловом" общении малыш становится свидетелем и участником поступков, дел и взаимоотношений взрослых. Дитя начинает отражать "в себе" их позицию к окружающему миру, т.е. копирует поведение, выражение чувств, способы действий. Следует помнить: своим примером вы созидаете складывающуюся личность ребенка.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать все виды ориентировок (зрительно-слуховые, зрительно-двигательные и др.). Обогащать практический опыт ребенка с предметами (игрушками), обладающими различными физическими свойствами: формой, массой (весом), материалом, фактурой, динамичностью, звуковыми характеристиками, положением в пространстве; количеством составляющих частей, их соотношением.
  2. Развивать мышление: элементарные сравнения и обобщения в практических действиях с предметами (игрушками).
  3. Обогащать чувства ребенка. Более широко знакомить с образными игрушками и сюжетными картинками, на которых они изображены.

Задачи

  1. Формировать сравнения и обобщения (мыслительные операции) в предметных играх:
    1. Подбирать для показа ребенку идентичные предметы (игрушки), например: "Дай такой же шарик, кубик, колечко, посмотри - такой же и у меня".
    2. Подбирать для показа ребенку однородные предметы (игрушки), например: "Где ляля (кукла)? Дай лялю. А, эта ляля другая".
  2. Продолжать формировать элементарные обобщенные способы действий с предметами (пирамидки, кубики-вкладыши), исходя из их физических свойств (вкладывание, накладывание, нанизывание).
  3. Способствовать закреплению обобщенных ("разученных") способов действий с обучающими (дидактическими) игрушками. Учить "переносить" их в новую ситуацию. Например, после последовательного проталкивания шариков повторить то же с кубиками; после вкладывания колпачков "меньший в больший" повторить то же самое с полыми кубами и др.
  4. Осуществлять показы более широкого ассортимента образных игрушек. Например, показать куклу - "ляля" и др., включая их в эмоционально яркие и понятные ребенку сюжеты, состоящие из 1-2 действий (петушок поет; куколка спит и т.п.).
  5. Учить узнавать знакомые игрушки (предметы) на картинках, например: "Где ляля?", "Кто на картинке?", "Где ав-ав (собачка?)" и т.п.

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый подбирает для занятий с ребенком игрушки (предметы), позволяющие в процессе действий с ними развернуть игровые, "поисковые" ситуации, формирующие активную ориентировку и мышление.

Занятие 1

Цель. Развивать зрительно-слуховые ориентировочные реакции. Совершенствовать слуховое восприятие, давая для сравнения мелодичные звуки и шумы.

Материалы. Погремушка, колокольчик.

Ход занятия. Мама ставит малыша около опоры (кресло, диван и т.п.). Отходит на несколько шагов и звенит колокольчиком, приглашая подойти к ней. Малыш может двигаться вдоль опоры или пытаться сделать несколько шагов навстречу маме без опоры. Мама должна страховать малыша: быть на расстоянии, позволяющем подхватить его в любой момент. Взрослый звенит колокольчиком, затем имитирует голосом его звук: "Динь-динь-динь". Мама дает малышу поиграть колокольчиком 1,5-2 мин. Когда ребенок оставляет колокольчик, мама убирает его. Аналогично выполняются действия с погремушкой. После этого мама вновь достает колокольчик, отходит в другую часть комнаты.

Занятие 2

Цель. Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность при действии с предметами, обладающими скрытыми свойствами.

Материалы. Небольшие коробочки разной формы: круглые, овальные, квадратные, прямоугольные (15x15x15, 10x15x10 см) и пр. Ко всем коробкам прикреплены крышки, которые открываются разными способами, например, проталкиванием, открыванием сверху (в виде шкатулки), откидыванием сбоку. Коробочки подбирают из различных упаковочных материалов. На одном занятии можно дать одну коробочку, на следующем занятии мама заменяет ее на коробочку другой конструкции. Внутри коробочек лежат небольшие предметы, связанные гирляндой (например, колокольчики, яркие ленточки, шарики из различных материалов). Мелкие предметы давать не следует.

Ход занятия. Взрослый встряхивает коробку; обращает внимание на возникающий при этом звук: значит, внутри что-то лежит. Мама не показывает ребенку, как открывается коробка, побуждает ребенка к самостоятельному поиску, но прибегает к совместным действиям, если ребенку необходима помощь. Однако и в этом случае мама не сразу открывает малышу способ действия, стимулируя его самостоятельность. Вторая часть занятия: коробочка открыта, малыш самостоятельно рассматривает ее содержимое.

Занятие 3

Цели.

  1. Совершенствовать умение соотносить предметы, ориентируясь на их положение в пространстве. Продолжать развивать устойчивость и целенаправленность действий с предметами, выполнять действия-подражания взрослому.
  2. Совершенствовать самостоятельные двухактные действия с опорой на свойства игрушки, например, проталкивать шары по одному, скатывать и собирать.
  3. Развивать локомоции, ориентируясь на предметы в пространстве.
  4. Совершенствовать координацию рук, моторику пальцев.

Материалы. Шароброс со скатом.

Пособие можно изготовить самостоятельно (см.рисунок на стр. 79) Вам потребуется коробка длиной 60 см, шириной 40-50 см, высотой 30 см. Внутреннее пространство разделено пополам, образуя скаты, обращенные к нижней стороне коробки, которая должна быть длиннее верхней и иметь боковые ограничители, чтобы шары не раскатывались по всей поверхности пола. На верхней поверхности коробки вырезают круглые отверстия радиусом 1,5-3 см, расположенные симметрично в 2 ряда с интервалом 4-5 см. Прорези делают на одинаковом расстоянии (10-12 см) от средней верхней линии скатов.

Ход занятия. Шарики расположены на ковре недалеко один от другого. В середине ковра поставлен шароброс. Мама показывает ребенку, как опускать шарики в коробку, поочередно - один за другим. Эмоционально обыгрывает внезапное их появление из отверстия коробки. Во второй части занятия мама побуждает малыша самостоятельно опускать шары в прорезь. Вторая часть занятия повторяется.

Показатели развития ребенка

  1. Игра с предметами (игрушками) приобретает характер поисковой, "исследовательской" деятельности, в которой элементарная ориентировка связана с определением направленности (цели), способов выполнения и ожиданием результата.
  2. Ребенок практически методом проб и ошибок овладевает различными видами соотнесений: выполняет игровые действия, например, мама предлагает: "Прокати шарик. (Показывает, как это сделать.) А теперь попробуем это же с кубиком! Нет, не получается. Бери только шарики. Делай сам!"
  3. Ребенок овладевает обобщенными способами действий: по просьбе взрослого без показа выполняет знакомые "разученные" способы действий. Например, последовательно снимает одно за другим кольца с палочки (опоры) или выбирает шарики из коробки и т.п.
  4. Малыш способен действовать с определенным множеством (5-6 шт.) одинаковых предметов, выполняя цепь повторяющихся ("разученных") действий, не требующих тонких движений кончиками пальцев. Например, снимает, выбирает, отставляет по одному, т.е. последовательно, берет предмет за предметом.
  5. Свободно переносит в новую ситуацию знакомые "разученные" способы действий. Например, звенит колокольчиком, раскачивая его за шнур. Аналогично действует со звенящей матрешкой-неваляшкой, раскачивая ее за ленту, и т.п.

    Начинает подражать взрослому, повторяя за ним "разученные" игровые действия с образными игрушками, например: "Покачай лялю (куклу). Вот так!" (Показ.) Или: "Пожалей лялю (куклу). Погладь по головке, вот так". (Показ.) При условии высокой заинтересованности ребенка устойчивость его самостоятельных игровых действий с предметами возрастает до 10-12 мин.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Продолжать укреплять и расширять социальные контакты ребенка со взрослыми и детьми, находящимися рядом.
  2. Заложить у ребенка основополагающее доверие к окружающему миру.

Задачи

  1. В присутствии ребенка поддерживать в семье и ближайшем окружении атмосферу любви, согласия, взаимопомощи, заботы о ближнем.
  2. В присутствии ребенка проявлять симпатию, сочувствие, уступчивость, доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым, ласковое отношение к другим детям, желание идти на контакт, способствовать воспитанию доброжелательных чувств.
  3. Отражать в сюжетных (игровых) показах с образными игрушками сценки доброго отношения к кукле, петушку, к "живым" существам.

Реализация мини-программы и задач воспитания

В повседневной жизни способствовать возникновению устойчивых положительных эмоциональных состояний. Взрослый должен откликаться на успехи малыша в овладении теми или иными навыками, например: "Как хорошо мальчик кушает!", "Посмотрите, папа и бабушка, как наш сыночек шапочку надевает!" или "Вытираем ручки-птички, пальчики-синички... К-ш-ш-ш! Полетели, на головку сели, песенку запели!" (Ребенок прикладывает ручки к головке.) Взрослый задает эмоциональный тон общения, показывая ребенку образец жизнерадостного, доброго, чуткого, заботливого отношения к окружающим. Необходимо обыгрывать самые обыденные режимные ситуации, делая их познавательными и интересными для малыша.

Общение со сверстниками. Мама постепенно приучает малыша к контактам с другими детьми. Например, если ребенок в песочнице находится с малышами, мама учит ребенка играть "рядом". Желательно брать на прогулку игрушки не только для своего ребенка, но и для других детей. Это поможет избежать слез и конфликтов. Не следует насильно побуждать малыша "поделиться" своими игрушками. Вместе с тем мама хвалит сына или дочь, если малыш проявляет внимание к другому ребенку и предлагает свои игрушки.

Мама проигрывает перед ребенком сценки с куклой, показывая ситуации из жизни самого малыша.

Занятие 1

Цель. Показать социальные ситуации, отражающие кормление ребенка.

Материалы. Кукла размером 30-40 см, игрушечные тарелочка и ложечка.

Ход занятия. Часть 1. Мама показывает ребенку тарелочку и ложку, предлагает: "Покормим лялю (куклу)".

Часть 2. Мама усаживает куколку, завязывает нагрудник и предлагает посмотреть, как "ляля кушает".

Часть 3. Мама просит малыша: "Покорми лялю сам!"

Занятие 1

Цель. Показать ситуации оказания кукле (мишке, зайке и др.) помощи.

Материалы. Кукла размером 20-30 см, лошадка размером 25-30 см.

Ход занятия. Часть 1. Куколка едет на лошадке: "Цок-цок-цок!" Падает, плачет.

Часть 2. "Пожалей лялю!" - просит взрослый.

Часть 3. Куколка едет, смеется, поет песенку.

Показатели развития ребенка

  1. Возрастает интерес (процессуальный) к бытовым действиям взрослых и детей, находящихся рядом:
    1. Внимательно наблюдает за работой любимого (близкого) взрослого в доме и на улице.
    2. Рядом с близким взрослым проявляет интерес к постороннему, выполняющему незнакомые для малыша действия ("дядя красит забор", "тетя подметает двор" и т.п.).
    3. Наблюдает за поведением другого ребенка. Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
  2. Усложняется эмоциональное поведение в различных социальных ситуациях:
    1. В процессе общения повторяет мимику и речевые реакции взрослого по поводу наблюдаемого объекта (проехала машина - "би-би-би"; собачка залаяла - "ав-ав" и т.п.).
    2. Проявляет интерес к тому объекту (предмету, игрушке), которым восхищается взрослый в его присутствии.
    3. Может проявить ревность, если любимый взрослый переключает свое внимание на другого ребенка (играет с ним, хвалит, восхищается и т.п.).
    4. Эмоционально заражаем настроениями взрослых, находящихся рядом. Может заплакать, видя плачущую мать (близкого взрослого).
    5. Избирательно относится к посторонним взрослым. Вглядывается в их лица. Может отказаться от общения с ними, если что-то настораживает в их облике, мимике, речи, действиях.
  3. Активизируется познавательное развитие в процессе эмоционально-игрового взаимодействия со взрослым: эмоционально откликается на простые игровые показы с образными игрушками в системе "действие-результат", включающие сценки из жизни самого ребенка и состоящие из 1-3 действий. Например, кукла упала-заплакала; зайке дали морковку - обрадовался.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать речевой слух, используя ситуации ухода за малышом и специальные речевые занятия.
  2. Продолжать развивать понимание речи взрослого.
  3. Способствовать началу активной речи.

Задачи

  1. Развивать речевой слух, вводя в речевое общение с ребенком новые фонемы (звуки) родного языка, неосвоенные в его речевой практике.
  2. Обогащать лепет, используя звукоподражания ("ав-ав", "ам-ам", "га-га", "ко-ко" и т.п.).
  3. Учить ребенка понимать и действенно откликаться на слова, например "пожалей лялю (куклу)", "погладь собачку", "позови петушка: иди, иди к Оле (Мише, Коле и т.п.)".
  4. Способствовать началу лепетной речи, создавая ситуации, побуждающие ребенка понимать и повторять за взрослым первые простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов ("ма-ма", "ба-ба", "ням-ням" и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Структура речевых занятий остается такой же. Знакомство с окружающим усложняется. Эта форма познавательной деятельности не только обогащает впечатлениями, но и оказывает огромное влияние на развитие речи и мышления ребенка. Мама обращает внимание малыша на явления живой природы (деревья, травку, цветы, домашних животных) и неживой (снег, сосульки, ручеек, лед, песок, камешки и пр.); на природные явления (солнышко, снег, дождь, ветер и пр.). Мама кратко комментирует все, что ситуативно разворачивается перед глазами малыша. В условиях города следует показать ребенку кормление голубей, купание воробьев в луже; ворону, важно шагающую по двору; кошку, греющуюся на солнце, и т.п. В сельских условиях можно показать малышу петушка, поющего и гуляющего по двору; курочку и цыплят, клюющих зерна, козочку, овечку, жующих травку, и пр. Не подносите малыша ближе 2-3 шагов к животному.

Примерные занятия

Занятие 1 (Наблюдение за голубями)

Цель. Эмоционально обогатить ребенка впечатлениями. Расширить словарь понимаемых слов: "птичка", "летает", "клюет зернышки". Формировать активную речевую практику, вводя звукоподражания. В данном случае - воркование голубей: "Гуль-гуль", а также условное, лепетное название птиц - "гули" (голуби).

Материалы. Крупа или кусочек хлеба.

Ход занятия. Часть 1. Наблюдение птиц. Мама подвозит малыша к гуляющим по двору голубям. Обращает внимание ребенка на птиц: "Гули, голуби, гули!" Наблюдают за птицами 1-2 минуты.

Часть 2. Разговор о голубях. "Вот какие птички - гули! Позовем их: "Гули-гули!" Скажи: "Гули!"

Часть 3. Кормление птиц. Мама крошит хлеб или посыпает зернышки, сопровождая свои действия словами: "Прилетели гули-гули, поклевали зернышки. Скажи: "Гули!"

Часть 4. Наблюдение полета птиц. "К-ш-ш! Полетели гули!" - говорит мама, вспугнув стайку. И вновь просит повторить: "Гули-гули!"

Варианты
  1. Наблюдение следует неоднократно повторить, обогащая речевую практику.
  2. Аналогичные наблюдения и других животных и птиц.
  3. Можно использовать фольклорные тексты, например:
    Гули-гули прилетали!
    Гули-гули ворковали:
    "Гуль-гуль, гуль-гуль!"

Занятие 2 (Игра с куклой)

Цели. Показать ребенку игру с куклой. Расширять понимание речи взрослого, исходя из ситуации показа. Ввести в активную речь слова: "ляля" (кукла), "топ-топ" (ходит), "бай-бай" (спит), "ля-ля-ля" (танцует).

Материалы. Кукла размером 26-30 см.

Ход занятия. Часть 1. Мама показывает куклу, называет: "Ляля".

Часть 2. Ляля ходит. Мама ведет куколку и приговаривает: "Топ-топ, ляля ходит".

Часть 3. Ляля танцует. Мама раскачивает куклу, напевает: "Ля-ля-ля!"

Часть 4. Ляля спит. Мама говорит: "Ляля хочет спать - бай-бай". Учит ребенка качать куколку, напевает: "Баю-баюшки-баю! Баю лялечку мою".

Показатели развития ребенка

  1. Ознакомление с окружающим:
    1. Проявляет живой интерес не только к отдельным предметам, но и к явлениям окружающей жизни: действиям людей, животным, машинам (автомобиль, автобус, уборочная техника и т.п.).
    2. Проявляет любопытство ко всему, что попадает в поле зрения и вызывает реакцию "на новизну" (ориентировочный рефлекс).
    3. Применяет "разученные" действия по просьбе взрослого ("помаши ручкой: "до свидания" или "погрози пальчиком: "но-но-но, собачка, не лай!").
    4. Проявляет способность к активному подражанию, перенося "разученные" действия в аналогичную ситуацию (катает мишку, катает куклу, катает зайку и т.п.).
    5. Узнает знакомые игрушки и предметы на картинке (собачка "ав-ав", уточка "га-га" и т.п.).
  2. Развитие понимания речи:
    1. По словам мамы выполняет знакомые действия, имевшие место в жизни самого ребенка и понятные для него, например: "покорми лялю", "покатай машину", "погладь мишку" и т.п.
    2. Появляются первые обобщения в понимании обращенной к ребенку речи взрослого: находит не только знакомую куклу (лялю), но любую другую игрушку (мяч, шарик, машинку).
  3. Развитие активной речи. Произносит первые лепетные слова сам или подражая взрослому. Например, "ав-ав", "дай" и др.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Продолжать развивать общие движения (ползание, ходьба).
  2. Развивать чувство равновесия и координацию движений.
  3. Способствовать самостоятельной двигательной активности.
  4. Формировать координированные действия рук и мелкую моторику пальцев.

Задачи

Общие движения
  1. Учить ребенка стоять самостоятельно, пусть недолго, но без опоры. c Побуждать ребенка к первым самостоятельным шагам.
  2. Активизировать движения ребенка на основе природного интереса к окружающему миру.
Действия руки
  1. Подбирать игры и предметы, требующие специфических движений при манипулировании ими (например, нанизывание, проталкивание, вкладывание, разъединение на части).
  2. Способствовать при действии с предметами активизации большого и указательного пальцев (схватыванию).

Реализация мини-программы и задач воспитания

На одиннадцатом месяце жизни двигательная активность малыша продолжает совершенствоваться: все чаще упражнения выполняются из вертикального положения. Новым является то, что выполнение их начинает регулироваться словом взрослого. Мама обращается к малютке со словами: "сядь", "встань", "возьми", "дай мне". Взрослый включает в комплекс игрушки (кольца, шарики и т.п.) для развития двигательных навыков.

С малышом проводят игровые упражнения, побуждающие его стоять без опоры и делать первые самостоятельные шаги.

  1. Для укрепления мышц-сгибателей рук, мышц плечевого пояса.

    Сгибание и разгибание рук (упражнение активное).

    Ребенок стоит лицом к взрослому. Мама вкладывает в ручки малыша кольца, а затем, взявшись за кольца, попеременно сгибает и разгибает руки ребенка в плечевом и локтевом суставах. Повторить 6-8 раз.

  2. Для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Научить садиться из положения лежа на спине.

    Присаживание (упражнение активное).

    Малыш лежит на спине. Мама одной рукой придерживает его колени, в другой держит игрушку. Повторяя слова "сядь, сядь" и показывая игрушку, побуждает малыша сесть. Повторить 2-3 раза.

  3. Для укрепления мышц туловища, ног, рук и плечевого пояса.

    Приседание (упражнение активное).

    Ребенок стоит лицом к взрослому. Мама вкладывает в руки малыша кольца и, взявшись за них, произносит: "Присядь", затем: "Встань", побуждает ребенка к приседанию. Повторить 2-3 раза.

Игровые упражнения
  1. Для развития чувства равновесия и устойчивости на ногах без поддержки.

    "Позвони в колокольчик"

    Материалы. Колокольчик на ленточке.

    Ход игры. Мама подносит малыша к свисающему колокольчику, звенит, вызывая интерес к предмету. Затем, страхуя малыша сзади, оставляет его без поддержки на 1-2 мин. Побуждает толкнуть колокольчик - позвонить.

    Варианты. Используются другие звучащие игрушки (бубен, бубенчики, барабан).

  2. Научить ходить за движущейся целью (придерживаясь за опору или взрослого).

    "Иди за мячом!"

    Материалы. Надувной мяч.

    Ход игры. Мама, толкнув мяч, побуждает ребенка двигаться за ним, держась за опору. Далее меняется направление движения мяча и ребенка.

  3. Побуждение к самостоятельной ходьбе.

    "Иди к мишке, иди к кукле"

    Материалы. Мишка и кукла.

    Ход игры. Участвуют двое взрослых. У одного - кукла, у другого - мишка. Взрослые присаживаются на корточки, попеременно говоря: "Иди, иди ко мне" - и, показывая игрушку, манят к себе. При этом один из них страхует ребенка сзади.

Показатели развития ребенка

  1. Стоит самостоятельно:
    1. Поднимается с пола, выпрямляется и стоит на расставленных ногах без опоры, сохраняя равновесие, примерно 10 сек.
    2. Оставленный без опоры, не падает, сохраняя вертикальное положение до 10 сек.: ноги расставлены, руки балансируют.
  2. Делает первые самостоятельные шаги:
    1. Взрослый наблюдает за ребенком, стоящим у опоры (стул, диван и др.). Зовет малыша, побуждая отойти от опоры.
    2. Ребенок отпускает опору, делает 2-3 шага вперед, затем опускается на пол или ищет опору. Взрослый обязательно страхует малыша.
Навыки
  1. Хорошо пьет из чашки, крепко придерживая ее руками.
  2. При схватывании небольших по размеру предметов (игрушек) наблюдается активная позиция большого и указательного пальцев: к ребенку начинает приходить умение брать игрушки двумя пальцами или щепотью (тремя).

Советы родителям

На прогулку с малышом. У многих родителей вызывают трудности сборы на прогулку. Если это делать в определенной последовательности, то малыш уже "понимает", что с ним происходит, "готовится" к прогулке.

Порядок одевания ребенка на прогулку
  1. До того момента, пока малыш не научится самостоятельно садиться, его одевают в положении лежа.
  2. Все вещи малыша должны быть собраны в одном месте и сложены в том порядке, в котором их будут надевать.
  3. Порядок одевания "снизу вверх", т.е. вначале носки, штанишки, кофточка и в последнюю очередь шапка.
  4. Необходимо расправить все складки. Ребенок не может лежать на скомканных, перекрученных вещах.
  5. Одежда для ребенка должна быть удобной, легкой, теплой, она не должна стеснять малыша. В противном случае он будет замерзать, вести себя беспокойно.
  6. Одевать малыша следует быстро, но неторопливо. Желательно, чтобы процедура заняла 5-7 мин., в крайнем случае - 10. Ребенок не может выносить длительных манипуляций в пассивном состоянии и раздражается.
  7. В процессе одевания мама должна разговаривать с малышом, ласково улыбаться ему, бережно прикасаться к нему.
  8. Мама комментирует свои действия, называет предметы одежды. Ребенка 8-9 месяцев и старше просит "помочь": "Подай шапочку", "Возьми платочек" и т.п.
  9. Одетый ребенок не должен быть в помещении более одной-двух минут, иначе он перегревается и может переохладиться, что приводит к простуде.
  10. Если малыш начинает плакать, мама прибегает к методу "отвлечений", т.е. показывает игрушку, звенит колокольчиком и т.п.
  11. На улицу ребенка выносят на руках. Никогда не спускайте его в лифте или по лестнице, лежащим в коляске! Это же правило относится и к подъему.
  12. На прогулку нужно взять следующие предметы:
    • Бутылочку с водой (летом).
    • Запасную пустышку (если малыш приучен к ней).
    • Запасное легкое одеяло (осень, весна).
    • Носовой платок (не использовать для закрывания носа и рта!).
    • Чехол для верха коляски (на случай дождя, снега).
  13. Коляска вывозится на улицу за 5 мин. до того момента, когда в нее будет помещен малыш. Она не должна быть промерзшей. Положите в нее мягкий, теплый матрас, на который уложите одетого ребенка.
  14. Если вы не уверены, что малышу тепло, следует на матрас положить теплое одеяло. Ребенка кладут в середину одеяла, укутывая его краями слева и справа.

    Если вы хотите узнать, не жарко ли ему, просуньте под шапочку пальцы: не потная ли головка? Последнее говорит о том, что ребенку жарко.

© 2008-2017, rebyenok.ru