Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
12-й месяц :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
12-й месяц

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА

На протяжении двенадцатого месяца в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность, возникает потребность проявлять все большую и большую активность.

Ребенок начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно. Ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме, например находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п., запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма). Лексикон ребенка уже состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "гага", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а также короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот". Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи.

Общение с ребенком строится на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны не наказывать малыша, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".

Иногда, видя, как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадет к ним в руки, рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника в манеж. Кажется, выход найден... Но не тут-то было! Через 5-7 мин. дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо: ни в первом, ни во втором случае ситуация не является выигрышной ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик - самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором - совершаете не меньшую ошибку, испытывая нервную систему ребенка, - ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже. Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства, как бы трудно это ни было! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем ему полноценное психическое развитие. Так называемый кризис ребенка одного года как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми. Кризис одного года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве, капризах и является зачастую следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя капризничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Он не может обходиться без взрослого, занять сам себя или безропотно сидеть, пережидая, когда мама закончит домашние дела и поиграет с ним. Совет маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов подождут. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А еще лучше, если вам помогут домашние.

Большое заблуждение считать, что кризис одного года, - явление неизбежное. Это не так. Кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир, несмотря ни на что. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник. Тогда никакого кризиса не будет.

На что родителям обратить особое внимание

Обратите внимание, насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал, например, наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да и вы сами попадаете в "прожектор" детских глаз: малыш наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир. В этом возрасте малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать, "отражает" их.

Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения, когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу, или видит что-то необычное, новое в своем окружении. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающемуся на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например: "Да, дядя красит забор", или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.

Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике). На двенадцатом месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности. Например, он видел, как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ребенку игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "Птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную жизнь, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.

Особое значение приобретают показы с куклой, демонстрирующие целенаправленность действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, сажают в саночки. Взрослый в игровых показах отражает жизнь самого ребенка, чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные назначения предметов: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.

Развитие речи и ее понимание остается ведущей линией в этот период. На двенадцатом месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог", используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.

Продолжается освоение ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например: дитя собирает шарики в маленький бидончик; льет водичку через дуршлаг, наблюдает, как вода протекает через дырочки. Следует практиковать показ так называемых орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя подручные средства - палочки, молоточек, сачок, совочек. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт чисто "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.

К концу двенадцатого месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам, помня, однако, о возрастных возможностях крохи. После любого показа действий мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.

Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и прикосновения. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я", и так зарождается его личность. А это самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

Мини-программа

  1. Продолжать совершенствовать восприятия предметов, обладающих "комплексом" свойств: цвет, форма, величина, положение в пространстве, вес, динамичность, упругость, объемность, звуковая характеристика, фактура.
  2. Развивать сенсорную память, организуя игры-занятия ребенка со знакомыми и незнакомыми предметами (игрушками). Учить находить знакомые предметы по просьбе взрослого, т.е. по названию действия с ними, например: "Позвени бубном... Как ты умеешь?", "Где барабанчик? Как ты умеешь стучать? Тук-тук! Вот так!".
  3. Расширять опыт практических действий с дидактическими и образными игрушками. Увеличить их ассортимент, подбирая по различным свойствам, на которые взрослый хочет обратить внимание малыша (например, шары - большой и маленький, мишки -белый и черный и т.п.).
  4. Развивать интеллект ребенка: мыслительные операции "в работе" с предметами. Формировать устойчивость действий с игрушками на непроизвольном интересе к новизне их свойств.

Задачи

  1. Расширить ассортимент дидактических игрушек и материалов для игр-занятий: ввести наряду с объемными (шар, куб, призма) плоскостные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Использовать модули для вкладывания по форме.
  2. Обогатить практический опыт действий с объемными и плоскостными материалами, устраивая игры-занятия с игрушками и картинками.
  3. Учить находить знакомый предмет на картинке. Сопоставлять реальный предмет с его изображением. Называть ребенку знакомые предметы, используя "лепетные" слова типа: "ляля" - кукла, "коко" - курочка и т.п.
  4. Разыгрывать показы с игрушками. Развивать наглядно-действенное мышление, вводя в игры-занятия элементы практических действий, предлагая ребенку раскладывать предметы на части (анализ), соединять их (синтез), сравнивать ("такой же"); делать простейшие обобщения в речи и способах действия.
  5. Развивать отражательную способность центральной нервной системы, организуя показы с образными игрушками, состоящими из "цепи" действий (например, кукла потеряла платочек - собачка нашла и принесла).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый предоставляет ребенку бОльшую самостоятельность в играх-занятиях с дидактическими игрушками, развивает активную ориентировку: ожидание, поиск, предположение (прогнозирование) результата. Мама стремится вызвать у малыша чувство радости, удовлетворения от игры и достижения определенного практического результата: собрана пирамидка, раскрыта матрешка, собраны шарики, построена башенка и т.п.

Примерные игры-занятия

Занятие 1

Цель. Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, развивать ориентировочную активность: ожидание, поиск, предположение (прогнозирование) при выявлении скрытых свойств предметов. Учить целенаправленным ориентировочно-исследовательским действиям с предметами: прикладывание к уху, рассматривание частей и т.п. Учить элементарному обобщению - умению переносить способы действий с одним предметом на другой. Продолжать развивать координированные движения рук, мелкую моторику пальцев.

Материалы. Матрешки, колокольчики (или гремящие шарики), укрепленные на ленте длиной 30-40 см, шириной 3-4 см. Колокольчик опускается в нижнюю часть раскрытой матрешки. Концы ленты равномерно раскладывают по сторонам нижней половины матрешки и зажимают верхней половиной. Затем связывают над матрешкой. Получается петелька из ленты, которая нужна, во-первых, для того, чтобы подвесить внутри ее игрушку, во-вторых, облегчить открывание матрешки, потянув за ленту вверх. Мама готовит 2-3 игрушки: в одну из них вкладывается лента без колокольчика.

Ход занятия. Мама усаживает малыша за столик, на котором стоят матрешки с лентами, берет первую матрешку за петельку и направляет к ребенку "скачками", т.е. поднимая и опуская над столом с продвижением вперед. "Пошла матрешка к Сашеньке", - говорит она. Во второй части занятия мама встряхивает матрешку и обращает внимание на звук изнутри: "Что там?", учит обследовать предмет: проводит рукой по его поверхности, прикладывает к уху и т.п., затем предлагает малышу действовать самостоятельно, наблюдая за ним. В третьей части занятия (если у малыша это не получается) мама показывает, как потянуть за ленту и раскрыть матрешку. "Колокольчик!" - говорит она, когда малыш откроет игрушку. Мама закрывает половинки матрешки, а колокольчик отдает ребенку, предлагает поиграть, походить с ним, ведь ребенок не может долго сидеть за столом. Четвертая часть занятия повторяет первую: с середины стола к ребенку "идет" вторая матрешка, в которой нет колокольчика. Пятая часть занятия повторяет вторую. При встряхивании игрушки мама комментирует результат действий малыша: "Тихо! Не слышно динь-динь". Малыш открывает верхнюю часть игрушки и не обнаруживает колокольчика. Мама закрывает ее, а ленточку отдает малышу. В последней части занятия мама предоставляет малютке возможность самостоятельно повторить все этапы ориентировочно-исследовательской деятельности. Дитя уже знает секрет игрушки и способ его обнаружения и переносит разученные действия на другой предмет. Когда интерес к матрешкам и колокольчикам угаснет, мама показывает, как матрешки прячутся одна в другую.

Варианты. Аналогичные занятия можно проводить с коробочками, бочонками и другими игрушками, состоящими из двух раскладывающихся частей. В них можно положить различные предметы, например куколку, шарики, машинки и др. Мелкие предметы обязательно закрепите на ленте.

Занятие 2

Цели. Познакомить малыша с геометрическими формами - круг, квадрат, овал, прямоугольник. Учить его ориентироваться среди геометрических форм, используя игровой метод обучения. Включить эту игровую задачу в понятный для малыша сюжет.

Материалы. Пакет (30x20 см). Каждая сторона пакета имеет свой цвет, например зеленый и красный. На одной стороне пакета вырезаем, например, три круга радиусом 4 см. На другой стороне - квадраты 4x4 см. Получились "окошки". Отложим вырезанные круги и квадраты. Это будут "крышечки" для "окошек". Внутрь пакета вкладывается белый лист. Теперь на одной стороне пакета мы видим белые круги, а на другой - белые квадраты. Далее на белом листе рисуем несколько мышек (зайчиков, белочек или лисичек), по размеру "окошек", за которыми они живут и прячутся от кота (игрушка).

Ход занятия. В первой части занятия мама показывает ребенку мышек, которые сидят за "окошками" в своих норках. Во второй части - взрослый убирает мышек (побежали погулять) и показывает их норки, ориентируя малыша на форму (круг или квадрат), обводит пальчиком ребенка отверстие, дает в руки соответствующую "крышку", которая не только закрывает норку, но и сливается по цвету с общим фоном. "Это круг" (квадрат), - поясняет взрослый. В третьей части - мышки "прибегают домой", каждая в свою "норку". Взрослый на глазах у ребенка распределяет их по норкам и закрывает крышечками: "Мышки спрятались". В четвертой части занятия можно разыграть сюжет: мышки вышли побегать, кот хочет их поймать, но мышки прячутся в свои домики (норки), которые закрываются соответствующими крышками. Кот уходит, обманутый проворными мышками.

Для первых игр достаточно познакомить малыша с одной формой. На последующих - с другими, поочередно с каждой, а затем сопоставляя их.

Занятие 3

Цели. Познакомить ребенка с предметом и его изображением (картинкой). Учить рассматривать игрушку и картинку. Вначале малыш должен научиться узнавать знакомый предмет на картинке.

Материалы. Знакомые ребенку предметы (игрушки), например шарик или мяч, пирамидка (яблоко, морковка), т.е. очень простые объекты наблюдения.

Ход занятия. В первой части занятия мама показывает и называет предмет, дает его в руки ребенку. Во второй части мама показывает картинку, на которой изображен данный предмет. Далее, сопоставляя предмет и картинку, называет его.

На первых занятиях целесообразно работать с одной картинкой и одним предметом.

Занятие 4

Цель. Продолжать знакомить ребенка с объемными геометрическими фигурами, например с кубами. Можно сделать из них башенку.

Материалы. Кубики одноцветные -6 штук, флажки, укрепленные на катушках.

Ход занятия. Мама предлагает малышу построить башенку и украсить ее флажком. Взрослый строит башенку из трех кубиков, ставя один на другой. Затем ставит на башенку флажок. "Мы украсили башенку", -поясняет свои действия. Затем мама просит малыша построить башенку, помогает ему. Малыш сам украшает башенку флажком. Можно построить башенку из шести кубиков и украсить ее.

Занятие 4

Цели. Подводить ребенка к самостоятельному выполнению двухактных действий (соединение-разъединение предметов). Развивать умение действовать кончиками пальцев. Стимулировать активное подражание действиям взрослого, умение переносить знакомые способы в новую ситуацию.

Материалы. Панель с отверстиями и различные игрушки-вкладыши для заполнения отверстий (примерно 8-10 предметов).

Ход занятия. Мама ставит перед малышом панель с втулками (елочками, грибками и т.п.) и показывает, как отсоединять их от панели, поясняя свои действия. Во второй части занятия малыш действует самостоятельно, активно подражая взрослому. В третьей части занятия мама вставляет в панель втулки (например, грибочки). Просит малыша помочь ей. Затем малыш пытается действовать самостоятельно.

Варианты. Те же действия осуществляются с аналогичными пособиями и игрушками: с елочками, веретенцами, скатанными из плотной цветной бумаги, вырезанной предварительно в виде растянутого треугольника (флажок длиной 25-30 см, шириной у основания 4-5 см), шариками, конусами, расположенными зауженной частью вниз, и т.п.

Показатели развития ребенка

  1. Предметная деятельность - ведущая в развитии ребенка. Навыки и умения, приобретенные в 10-11 месяцев, актуальны и в этом возрасте. Необходимо продолжать их формирование.
  2. Продолжает совершенствоваться ориентировочная активность и поисковые действия руки. Происходят качественные изменения в предметно-игровой деятельности. Она становится более устойчивой, избирательной и целенаправленной:

    1. Малыш может, не отвлекаясь, заниматься с одной игрушкой 5-10 мин., при высокой заинтересованности 15 мин. и более.
    2. У ребенка может возникнуть особое отношение к какой-либо игрушке, которой он будет отдавать явное предпочтение.
    3. Малыш интересуется не просто новой игрушкой, но выбирает среди нескольких новых игрушек более занимательную по игровым свойствам. Это могут быть познавательные игрушки со скрытыми свойствами, которые он обнаруживает в процессе поиска, т.е. ориентировочно-исследовательских и игровых действий-манипуляций.
    4. Совершает "прямые" и "обратные" действия (открывает-закрывает, вкладывает-выкладывает), получая удовольствие и от самого действия (процесса), и от различных видоизменений предмета (результата), которые возникают в процессе игры.
    5. Видоизменения предмета (игрушки) продлевают интерес к ней и способствуют формированию устойчивости и целенаправленности игры. При этом возникает цепь действий, ориентированных на новизну свойств предмета (игрушки).
    6. Способен понимать игровые показы с сюжетными игрушками (мишка, зайка, птичка и др.), состоящие из 6-8 действий (в 10-минутном показе), демонстрирующие доброе отношение к социальному и природному миру (люди, животные и птицы, растения и др.).
    7. Устойчивость предметных игр возрастает до 15-20 мин.

    Ребенку необходимы раскладные игрушки: матрешки, цветные пирамидки, колпачки-вкладыши, а также кнопочные или клавишные звуковые модули, прозрачные шары с внутренним наполнением. В конструкции таких игрушек заложена ситуация поиска, что важно для развития умственной активности и воспитания некоторой первоначальной самоорганизации, устойчивости внимания.

  3. Ребенок выполняет более сложные действия по подражанию (копирует). Если ранее ему удавалось в основном раскладывание на части, разбрасывание, разъединение, разрушение, то к концу двенадцатого месяца он, по подражанию, все чаще выполняет "созидательные" действия: складывает пирамидку, делает башенку, кладет предметы в какую-либо емкость и т.п. Эти действия малыш выполняет вначале с помощью взрослого и при непосредственном его участии.
  4. Наблюдается постепенный переход от элементарных способов двигательного воздействия на предмет (удары, сотрясения, сжатие и т.п.) к целенаправленным ориентировочно-исследовательским действиям (поглаживание, приближение к уху, обследование кончиком указательного пальца и т.д.).
  5. Наблюдается более слаженная координация левой и правой рук. Активное участие не только ладони, но и пальцев (большой, указательный, средний).
  6. Ввиду того что у ребенка значительно увеличился опыт манипуляций с предметами и сенсорная память, он способен действовать не только с объемными предметами, но и с плоскими геометрическими фигурами (квадратами, кругами и пр.), выбирая их за специальные хвостики-держатели из геометрических модулей или паз-лов с помощью взрослого.
  7. Ребенок эмоционально реагирует на удачный результат и переживает из-за своих неудач.
  8. Узнает на картинках знакомые игрушки.
  9. К концу двенадцатого месяца у малыша складываются целостные впечатления о предметах, наиболее часто встречающихся в быту и имеющих для него практическое значение.
  10. Значительно совершенствуются сенсорные способности (зрение, слух, осязание). Малыш увлеченно взаимодействует с игрушками разной величины, формы, цвета. По просьбе взрослого: "Дай такой же" - находит мячик или кубик, показывает на него или отдает.

    В этом возрасте ребенок в основном выполняет задания двигательного характера.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

Мини-программа

  1. Продолжать формировать доверие к окружающему миру.
  2. Развивать эмоции и чувства ребенка.
  3. Раскрывать мотивацию действий людей (например, моем руки - будем кушать; надеваем пальто - идем гулять; заиграла музыка - танцуем и т.п.).
  4. Подчеркивать результативность мотивированных действий (например, руки мыли -они стали чистыми; ребенок оделся - ему тепло; собачку покормили - она сыта и т.п.).

Задачи

  1. Расширять социальные контакты ребенка с посторонними людьми в запланированных и случайных ситуациях (поликлиника, магазин, транспорт).
  2. В повседневной жизни в присутствии ребенка поддерживать микроклимат хороших отношений с окружающими.
  3. Своим примером учить добрым взаимоотношениям в семье и обществе.
  4. В игровых показах с куклой отражать социальные ситуации, имевшие место в опыте ребенка (кормление, одевание, сон).
  5. Демонстрировать в присутствии ребенка гуманное отношение ко всему живому (животные, птицы, растения и пр.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Контакты ребенка со взрослыми интенсивно развиваются. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе расширяется содержание "делового" общения. В процессе наблюдений и игр-занятий ребенок начинает входить в социальный мир. Необходимо раскрывать на понятном ребенку уровне человеческие взаимоотношения.

Занятие 1

Цели. Продемонстрировать ребенку бытовые действия взрослых, живущих с ним рядом. Приучать его к наблюдениям, которые могут носить случайный характер или быть заранее организованы.

Материалы

  1. Молоток и гвоздики у папы (дедушки) для ремонта игрушки или предмета домашнего обихода (табурет, скамейка и т.п.).
  2. Деревянный или пластмассовый молоточек для ребенка.

Ход занятия.

  1. Мама обращает внимание на звуки, доносящиеся из другой комнаты: "Слышишь "тук-тук"? Кто делает "тук-тук"?" Второй взрослый вступает в разговор, кратко мотивируя свои действия: "У Алеши машинка сломалась (пауза). Машина не едет без колес" (демонстрация).
  2. Взрослые располагаются так, чтобы ребенку было удобно наблюдать починку игрушки. Папа (дедушка) показывает молоток и гвозди, говорит: "Молоток", "тук-тук". Дает возможность послушать стук молотка (несильный), просит ребенка повторить удары детским молоточком.
  3. Наблюдение ремонта игрушки. Взрослый выполняет действия в замедленном темпе и кратко комментирует.
  4. Папа акцентирует внимание ребенка на результате своего труда: "Машинка поехала! Все колеса на месте". Отдает ребенку исправленную игрушку: "Би-би-би", показывает образец звукоподражания, просит малыша повторить, как сигналит машина.
  5. Мама учит ребенка словам благодарности: "Спасибо, папа (дедушка), спасибо! У машинки теперь есть все колесики!" Слово "спасибо" малыш сказать не сможет, но поблагодарит так: "Да-да" или "Па-си" или "Си-бо". Важно, чтобы мама подхватила его слова: "Да! Спасибо!"

Занятие 2

Цели. В игровой форме показать ребенку ситуацию сочувствия и помощи тому, кто в этом нуждается. Воспитывать понимание чувства благодарности за помощь. Разыграть с игрушками ситуацию преподнесения подарка.

Материалы. Иллюстрации к стихотворению А. Барто "Мишка", игрушечный мишка, бинтик, кусочек ваты.

  1. Мама медленно читает стихотворение, показывает иллюстрацию. Сравнивается игрушка и картинка (игрушка остается без изъяна).
  2. Мама лечит игрушку: кладет кусочек ваты и бинтует мишке лапку.
  3. Мама просит ребенка: "Пожалей мишу, у него лапка болит, погладь его".
  4. Разыгрывается ситуация выздоровления мишутки и радость по этому поводу: "Мы полечили - и лапка больше не болит". Ребенку предлагается снять с лапки бинтик. Мишка благодарит малыша: "Спасибо. Спасибо".
  5. Мишутка танцует. Мама напевает веселую мелодию. Предлагает малышу позвенеть бубном (колокольчик, металлофон).
  6. В конце игры-занятия мама предлагает что-нибудь подарить мишутке, например новые штанишки и курточку (мишку переодевают). Мама разыгрывает ситуацию: мишка смотрится в зеркало, радуется и благодарит за обновки.

Показатели развития ребенка

Общение со взрослым

Социальная активность возрастает:

  1. Ребенок, если здоров, как правило, пребывает в эмоционально-положительном состоянии.
  2. Малыш адекватен и эмоционально отзывчив на просьбы взрослого о еде, прогулке, сне и на занятиях.
  3. Правильно реагирует на слова взрослого "можно" и "нельзя".
  4. Ребенок реагирует не только на тон обращенной к нему речи, но и на ее смысловое содержание: ласковые слова вызывают улыбку, смех, радость; строгое обращение к малышу может вызвать обиду и плач.
  5. По-разному ведет себя с близкими людьми в зависимости от характера их общения с ребенком: авторитетного (приказ), демократичного (поиск консенсуса), попустительского (безразличие).

    Постоянно строгий тон, наказания, угрозы, вечные "нельзя" и запреты вызывают у малыша страх. Попустительский тип воспитания, когда все "можно", провоцирует необузданность в поведении, капризы, желание "повелевать". Если в одной семье встречается такая полярность в подходах к ребенку, можно прогнозировать неврозы. Этого делать нельзя! Залог психофизического благополучия малютки - тип общения, сочетающий разумную требовательность с любовью и лаской всех членов семьи.

  6. Продолжает проявлять интерес к бытовым действиям взрослых. Подражает их эмоциям, мимике и жестам.
  7. Отзывчив на игровые показы с куклой, демонстрирующие социальные ситуации (кормление, мытье, приход к ней гостей и пр.).
  8. По-прежнему насторожен к посторонним взрослым, вглядывается в их лица, но может быть расположен к некоторым из "чужих", вызывающим симпатию.
  9. Узнает родных и знакомых на фотографиях. На вопрос: "Кто это?" - поворачивается в сторону изображенного на фото.
  10. Видя в большом зеркале отражение другого человека, удивляется, переводя взгляд с оригинала на отражение.
Общение с детьми
  1. Проявляет интерес к сверстнику: останавливается и заглядывает в коляски с другими детьми.
  2. При соответствующем воспитании доброжелателен к другому ребенку: улыбается, протягивает и отдает игрушку.
  3. Может вступить в конфликт по поводу понравившейся игрушки.
  4. Ищет игрушку, спрятанную другим малышом. Может спрятать свою игрушку.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Мини-программа

  1. Развивать понимание речи взрослого.
  2. Развивать активную речь ребенка.

Задачи

  1. Продолжать развивать речевой слух ребенка в ситуации игровых показов с предметами.
  2. Продолжать в игровых показах формировать речевую практику, называя предметы и действия с ними.
  3. Наряду с общеупотребительной лексикой использовать лепетный словарь самого ребенка ("ля-ля", "ав-ав" и т.п.).
  4. Практиковать игровые показы, сопровождающиеся коротенькими сценками с куклой, включающие образец диалога с ребенком.
  5. Побуждать ребенка к активной речи в повседневной жизни, используя его активный словарь (8-10 слов), эмоционально поддерживать ребенка доступными средствами (вокал, лепет, жесты и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Значительно совершенствуется понимание речи, обращенной к ребенку. И все же взрослому необходимо придерживаться определенных методических рекомендаций, чтобы малыш понимал обращенную к нему речь. Ваша речь должна быть артикуляционно правильной, без искажения звуков. Мы развиваем речевой слух малыша. В этот период ребенок может повторять за взрослым новые звуки и слова сразу, едва услышав их, поэтому ему необходим правильный речевой образец. Артикуляция только складывается, и малыш, как правило, не выговаривает слова, пытаясь повторить их за взрослым. Например, говорит "яка" вместо "яблоко", "гона" - вместо "огонек", "кука" - вместо "кукла" и т.п. Но даже такие "слова" к концу двенадцатого месяца удаются не каждому малышу.

Взрослый должен называть все предметы и игрушки, которые попадают в руки к малышу. Новым является то, что мама, показывая предмет в действии, называет и действие с ним, по сути, строит двухсловное предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого, например: "шарик катится" или "кукла пляшет".

Для развития активной (разговорной) речи мама продолжает вводить в общение с ребенком облегченные (лепетные) слова ("гу-ли", "ав-ав", "ку-ка" и т.п.), употребляя их с общепринятыми в качестве пояснения. Взрослый, проводя игру-занятие или просто общаясь с малюткой, говорит не торопясь. Скрытый период "приема" информации, даже в самой лаконичной форме, у ребенка значительно более длительный,

чем у взрослого. Поэтому необходимо продлевать во времени обращение к ребенку, делать паузы и, конечно, повторять сказанное 2-3 раза.

Для малыша очень важно наглядное сопровождение (показ) всего того, о чем он слышит и с чем встречается в первый раз. Следует побуждать его находить знакомые предметы по просьбе взрослого, а незнакомые выделять из их числа. При этом незнакомый предмет (игрушка) должен быть один среди 3-4 знакомых и желательно резко контрастировать с ними (например, три белых зайчика и одна черная собачка).

Взрослый по-прежнему активно задает вопросы малышу. Но теперь, наряду с "где?", "что это?", "кто это?", звучат вопросы, ставящие ребенка в ситуацию выбора из двух-трех предметов. Например: "Где зайка, а где киска?" и т.п.

Несмотря на то что ребенок мал, взрослый старается мотивировать свои действия в речи. Перед ребенком выстраивается "логика" человеческого поведения и функций предметов (что для чего нужно). В полной мере всеми этими "тонкостями" малыш овладеет на 2-3-м году, но начало закладывается уже в конце младенчества.

В каждой игре-занятии мама повторяет (закрепляет) освоенное и включает новые названия предметов и действий с ними.

Занятие 1

Цель. Показать ребенку знакомые игрушки, повторить их названия.

Материалы. Перчаточная кукла Петрушка, погремушка, барабанчик.

Ход занятия.

  1. Взрослый надевает игрушку на руку. Знакомство с Петрушкой, Петрушка называет малыша по имени, здоровается с ним. Мама от своего имени и от имени ребенка здоровается с Петрушкой.
  2. Петрушка показывает свой наряд. Мама называет все части кукольной одежды (штанишки, рубашка, поясок, сапожки, колпачок).
  3. Петрушка играет с малышом, показывает ему погремушку, взрослый называет предмет и побуждает ребенка к звукоподражанию: "Ди-ди-динь!" Затем показывается барабанчик. Взрослый показывает, как Петрушка стучит в барабанчик. Побуждает к звукоподражанию: "Та-та-та".
  4. Сопоставление игрушек: "Где погремушка - ди-ди-динь?", "А где барабанчик -та-та-та?" - обращается к малышу мама.

    На следующем занятии можно включить игру с колокольчиком ("бом-бом") и деревянными ложками ("тук-тук").

  5. Петрушка танцует под веселую мелодию, которую напевает взрослый. Малыш хлопает в ладоши.
  6. Мама просит малыша помахать ручкой Петрушке: "До свидания", повторить эту фразу так, как у него получается, или только жестом.

Занятие 2

Цели. Развивать активную речь. Показывать знакомые ребенку игрушки. Побуждать "отвечать" доступными для малыша средствами на вопросы: "Где?", "Что это?", "Кто это?".

Материалы. Круглая коробка, подвешенная на шнуре между двумя стульями (привяжите ее к планке, расположенной на их спинках). Набор из 8-10 игрушек размером 10-12 см.

Ход занятия.

  1. Игрушки на глазах малыша складывают в коробку, называя каждую из них.
  2. Мама закручивает шнурок. Коробка крутится, а затем останавливается. Ребенок выбирает по одной игрушке. Взрослый вводит облегченные (лепетные) слова "ав-ав", "би-би", "ля-ля" и др., называя каждую, побуждает малыша к речевому подражанию.
  3. Повторение 1 и 2 частей. Мама побуждает ребенка "отвечать" ей всеми доступными для него средствами: жестом, вокалом, звукоподражанием, лепетным словом.

Занятие 3

Цели. Учить находить знакомый предмет на картинке. Называть ребенку предметы на картинках. Побуждать к повторению названий за взрослым.

Материалы. Набор предметов (игрушек) и набор картинок, изображающих их.

Ход занятия.

  1. Мама показывает знакомую игрушку, называет ее, просит малыша повторить.
  2. Показывается картинка и выбирается такая же игрушка. Картинка и игрушка сопоставляются, называются.
  3. Все игрушки раскладываются под картинками. Называются.

Показатели развития ребенка

Ознакомление с окружающим
  1. Ребенок быстро замечает новый предмет (объект), появившийся в знакомой для него среде (букет цветов, новое кресло, часы и т.п.), а также предметы личного пользования (например, новая чашка, на-грудничек, платок, шапка).
  2. Усиливается интерес к объектам живой и неживой природы:
    1. Дольше наблюдает за котенком (собачкой, птичкой), делает попытки подойти, схватить рукой за шерсть (хвост, ухо), животное воспринимает как объект для игры.

      Приближение ребенка к животному допускается только в присутствии взрослого, который организует целевые показы-наблюдения ("Как Мурка ест", "Как Мурка умывается" и т.п.), а главное, взрослый исключает агрессию, учит доброму отношению ко всему живому.

    2. проявляет любопытство к неживой природе. Исследует камешки, песок, глину, воду, приобретая опыт: сухой песок сыплется, мокрый - лепится (аналогично познаются свойства снега).
    3. проявляет интерес к растениям: наблюдает за падающими желтыми листьями, замечает распустившийся за ночь цветок, может сорвать одуванчик, лютик, травинку и пр.
  3. Эмоционально ярко и более осознанно реагирует на социальное окружение, например замечает красивые флаги, цветные шары, разноцветные гирлянды огней и т.п.
Развитие понимания речи П

онимание речи интенсивно расширяется:

  1. Поведение ребенка начинает регулироваться словами взрослого: "Нельзя!", "Не ходи туда", "Не трогай кошку", "Не бери чашку".
  2. Продолжается накопление пассивного словаря: малыш понимает (без показа) названия отдельных предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения: "Дай мне", "Положи сюда", "Отнеси папе", "Отдай тете" и т.п.
  3. Показывает на одну из 3-4 знакомых игрушек или на одну из двух картинок после просьбы взрослого: "Покажи мне, где собачка (домик)".
  4. По-прежнему большой интерес вызывают "разученные" игры: "ладушки", "до свидания", "прятки" и др. Их перечень расширяется ("идет коза рогатая", "но-но-но!" - грозит пальчиком).
  5. Продолжается формирование первых обобщений: "ляля" - кукла; "ляли" - куклы; "биби" - машины и т.п.).
Развитие активной речи

Начинает более широко пользоваться лепетной речью (облегченные слова) как средством коммуникации со взрослым:

  1. Легко подражает (интонационно и ритмически) новым слогам. Смотрит на мимику и движения губ говорящего, повторяет.
  2. Произносит 5-10 лепетных слов ("папа", "мама", "ав-ав", "биби" и т.п.).
  3. Подражая, "говорит" по телефону.

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ РУКИ

Мини-программа

  1. Продолжать совершенствовать общую двигательную активность, координацию движений.
  2. Развивать ходьбу.
  3. Развивать чувство равновесия при ходьбе, перемене направления движения.
  4. Продолжать формировать координацию действий рук и мелкую моторику пальцев.

Задачи

Общие движения
  1. Учить ребенка ходить самостоятельно, без опоры.
  2. Побуждать его выполнять при ходьбе простые поручения (состоящие из одного действия): "дай", "положи" (например, шарики в бидончик), "принеси их".
  3. В процессе ходьбы предлагать малышу изменять направление движения, ориентируясь на предметы (шарики, машинки и т.п.), расположенные в разных местах ковра (пола).
Действия руки
  1. Побуждать выполнять знакомые (уже разученные) действия с кубиками, шариками, кольцами.
  2. Учить выполнять действия, захватывая предметы "щепотью" - тремя пальцами.

Реализации мини-программы и задач воспитания. Период, когда малыш начинает самостоятельно ходить, чреват детскими капризами, причем не столько от падений и ушибов, сколько из-за реакции взрослых. Если ребенок не удержался на ножках, упал, испачкал руки и одежду, отнеситесь к этому философски спокойно: все бывает. Не показывайте малышу ни страха, ни досады. Следует помнить, что в эмоциональном развитии ребенок очень зависим от взрослых. Он копирует их реакции, и любая негативная эмоция влияет на его уже формирующийся характер.

Необходимо обеспечить малютке достаточную двигательную активность. Гиподинамия (недостаточность движений) вредна не только для физического, но и для общего развития малыша.

Развитие общих движений. Мама продолжает проводить с ребенком упражнения, рекомендованные ранее. Новое - взрослый уделяет большее внимание ходьбе малыша, практикуя различные игровые ситуации, побуждающие малютку к самостоятельности.

В начале двенадцатого месяца взрослый предлагает ребенку идти, держась двумя руками за игрушку-каталку и толкая ее впереди себя. Мама страхует ребенка сзади.

К концу двенадцатого месяца в занятиях с ребенком последовательно вводят обще-развивающие упражнения для рук, брюшного пресса и ног. Конечно, эти части занятия выделяются условно. В процессе игры они как бы "вытекают" одно из другого, носят яркий игровой характер и выполняются с участием взрослого, который организует и направляет действия малыша. Все упражнения носят активный характер, т.е. выполняются самим ребенком, а не рукой взрослого за него.

Примерное физкультурное занятие. Мама показывает мишутку, который "хочет поиграть" с Сашенькой (имя ребенка). Она помогает малышу сесть на коврик. Мишутка располагается сбоку от малыша, с другой стороны - зайка. Мама находится перед ребенком.

  1. Упражнение для рук. Мама предлагает малышу протянуть к ней ручки. Берет его за кисти, они вместе поднимают и опускают руки, взрослый синхронно движению повторяет: "вверх", "вниз" (4-5 раз).
  2. Упражнение для туловища. Мама держит ребенка за ручки и предлагает попеременно повернуться то к ми-шутке, то к зайке, сопровождая повороты словами: "К зайке", "А теперь к мишутке" (4-5 раз).
  3. Упражнения для ног. Мама предлагает малышу встать. Она берет его за кисти рук. Они вместе со словом "присели" присаживаются на корточки, по слову "встали" выпрямляются.

    Взрослый может использовать игровой прием: "Какой Сашенька был маленький?" - присаживаются; "Какой Саша стал большой?" - выпрямляются. Повторить 3-4 раза.

  4. Ходьба (основное движение). Мама высыпает из коробки шарики на пол и предлагает малышу собрать их в коробку. Если ребенку трудно, мама выполняет упражнение вместе с ним, называя предметы, например красный шарик, зеленый шарик.
  5. Подвижная игра. Эта часть занятия выполняется со взрослым, который держит ребенка за левую ручку. В правую ручку мама дает ребенку игрушку-каталку, которую малыш держит за палочку и передвигает впереди себя. Чем быстрее ребенок идет, тем интенсивнее бабочка машет крылышками (крутятся шарики, гремят колокольца, вращаются колечки и т.п.). Мама и малыш меняют темп движений, наблюдая за каталкой. Все занятие длится не более 5-10 мин.
Игровые упражнения для развития общих движений и ходьбы.
  1. Ходьба по дорожке к игрушке (мишке, зайке и т.п.).
  2. Ходьба к игрушкам, расположенным в разных частях комнаты. У каждого предмета разворачивается игровой момент.
  3. Ходьба к предмету по просьбе взрослого: принеси, например, кубик или колечко и т.п. Из принесенных предметов мама строит на глазах малыша башенку или складывает пирамидку.
  4. Ходьба по просьбе взрослых. "Иди ко мне, - говорит папа, - а теперь пойдем к маме. Где мама?" С ребенком играют двое взрослых.
  5. Ходьба за катящимся большим мячом (выполняется с помощью взрослого).
Упражнения для развития моторики пальцев. Перекладывание предметов из одной емкости в другую (учить брать предметы тремя пальцами: большим, указательным и средним). Давайте малышу самые разнообразные предметы. Навыки
  1. Самостоятельно берет со стола чашку, пьет, удерживая в двух руках, и ставит на стол.
  2. Протягивает руки под струю воды (по просьбе взрослого).
  3. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

Показатели развития ребенка

Развитие общих движений
  1. Идет самостоятельно (без опоры).
  2. Ходит не присаживаясь до 3 мин. Страхуемый взрослым, может преодолевать значительно большие расстояния, переходя, например, из одной комнаты в другую или через коридор на кухню.
  3. Значительно развивается не только устойчивость (чувство равновесия), но и координация общих движений, которая позволяет малышу плавно переходить от одного движения к другому. Например, стоять без опоры, затем присесть, встать, выпрямиться, наклониться и вновь присесть.
  4. Делает попытки самостоятельно подниматься на высоту. Малыш залезает на невысокий диван (софу, кресло и т.п.) и спускается с него, сползая ножками и придерживаясь руками за сиденье.
  5. Хорошо поднимается по ступенькам детской горки приставным шагом (с помощью взрослого).
  6. Выполняет игровые действия двигательного характера, подражая взрослому и сверстникам. Например: "Как козочка бодается", "Как зайчик ушки показывает", "Как Алеша (имя ребенка) в ладоши хлопает".
  7. Встречая на пути препятствие, может обойти его слева и справа.
  8. Способен в процессе самостоятельной ходьбы переносить какой-либо предмет по просьбе взрослого и по собственному желанию.
  9. Может по одному собрать все шарики в коробку, двигаясь целенаправленно от одного предмета к другому.

Развитие действий руки. Моторика пальцев становится более совершенной. Ребенок обладает уже более совершенным схватыванием, уподобляя положение ладони и пальцев форме объекта. Округлые предметы берет, округляя ладонь и пальцы, шаровидные и цилиндрические формы приближает подкатыванием, а кубические - переносит. Во всех ручных операциях участвуют обе руки.

Начинает определяться приоритетность ведущей - правой или левой руки.

Навыки
  1. Самостоятельно пьет из чашки: берет ее двумя руками, поднимает, подносит к губам, пьет, наклоняя ее и запрокидывая голову, ставит чашку на стол.
  2. Начинает усваивать приемы мытья рук, выполняя по просьбе взрослого последовательную цепь движений (вытягивает ладошки под струю воды, трет ладони одну о другую).
  3. По просьбе взрослого подает вещи (носок, платок) при одевании.

Советы родителям

Организация предметно-окружающей среды для ребенка одного года. К 11-12 месяцам малыш поднимается на ножки и начинает переступать вдоль опоры. С этого момента необходимо по-новому организовать жизненное пространство ребенка. Для малыша освобождается вся поверхность пола, то есть место за "барьером" теряет свою актуальность. Крупная мебель с середины комнаты убирается, по стенам ее расставляются стулья. Переступая от одного предмета к другому - от стула к креслу, от кресла к дивану и далее, - дитя учится ходить. И все же малыш часто преодолевает среднюю часть комнаты ползком. Поэтому ему необходим ковер или палас. Эти предметы ежедневно тщательно обрабатываются пылесосом. В этой комнате взрослые надевают отдельную обувь.

Если ранее кроватка малыша "путешествовала" из комнаты в комнату, перемещалась внутри ее, то теперь целесообразно расположить кровать стационарно, выбрав наиболее удобный уголок. Уже с одиннадцати месяцев малыша следует усаживать за столик не только для еды, но и для игр - занятий с кубиками, пирамидками, матрешками, цветными колпачками, картинками и т.п. При этом важно помнить, что до 14-15 месяцев малыша целесообразно сажать в креслице (стульчик с подлокотниками), а позднее использовать обычный детский стульчик без подлокотников.

При посадке малыша на стульчик или в детское креслице обратите внимание на то, чтобы ножки ребенка не зависали над полом, а опирались на него. В этом случае малыш имеет возможность разогнуть спинку, не сутулиться, имея опору под ногами. Если вы приобрели стульчик "на вырост", у него обязательно должна быть подножка. Столик следует поставить так, чтобы свет от окна падал с левой стороны.

© 2008-2017, rebyenok.ru