Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Характеристика периода от 1 года до 1 года 3 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Характеристика периода от 1 года до 1 года 3 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

В начале второго года жизни у малыша продолжается интенсивное формирование центральной нервной системы. Однако поведение маленького ребенка еще недостаточно регулируется корой головного мозга, поэтому у малютки отсутствуют волевые действия - эмоции ведут его за собой. Поведение крохи ситуативно; откликаясь на многообразие окружающего мира, он демонстрирует ориентировочно-исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство. Его интересует и падающая со стола чашка, разбивающаяся на мелкие кусочки, и шагающая по двору ворона, и лужа, сверкающая на солнце, и дворник, машущий метлой, и многое другое. Никогда в будущем человек не будет смотреть на мир так завороженно, доверчиво, бескорыстно, как дитя начала второго года жизни. Ребенок входит в новый мир неизвестных ему отношений, приобретает навыки и умения, которые останутся значимыми на всю жизнь: это ходьба, речь и мышление.

Учимся ходить. Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой очень легкое достижение, которое приходит к малышу само собой. Ребенок упорным трудом завоевывает это умение, поэтому хорошо, если мама и папа создадут малышу максимальный комфорт для передвижений по дому. Центральную часть комнаты по возможности лучше освободить. Хорошо просматриваемое им пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность.

Малыш повторяет и повторяет удавшееся ему действие, как бы тренируется. При этом он не избегает наиболее трудных участков пути, если это происходит вне дома, не выбирает ровное пространство, его притягивают и впадинки, и бугорки, и горочки, и пенечки. Он часто падает, но, поднявшись самостоятельно или с помощью взрослых, все начинает сначала. Таким образом формируется множественность степеней свободы движений ребенка в пространстве. Постепенно к малышу приходит координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. И так во всем: дитя завоевывает окружающий мир, учится быть человеком.

Рефлекс... любопытства. В начале второго года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек); при виде блестящего утюга тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой.

Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых уроках, не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства. Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой.

Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны, мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой - учит осторожности. Таков этот период детства. Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой.

Общение со взрослыми и деловые контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в такие контакты.

Продолжается социализация малыша, формирование человеческого видения мира. Усиление этой линии развития будет происходить на протяжении всего второго года жизни. Малыш овладевает активной жизненной деловой позицией с ориентировкой на самостоятельность и открытие себя как деятеля. Вот почему малютку невозможно удержать на месте, ему необходимо все потрогать, пощупать, увидеть реакцию взрослого на его действия. Познавая окружающее, входя в мир, малыш, начинает постепенно понимать себя, ощущать свое место в окружении родных и близких.

Не ломает, а познает! В первые три месяца второго года жизни у малыша наблюдается нарастание двигательных умений. Он подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами. Предметная деятельность остается ведущей в этот период детства. Огромную роль играют предметные игры ребенка с дидактическими игрушками: кольцами, пирамидками, шарами, кубиками, предметами-вкладышами. Они формируют его мышление, которое в ранний период детства носит наглядно-действенный характер. Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений проходят в развернутом, практическом действии с игрушками: например, соединяя и разъединяя кольца, шары, кубы-вкладыши, цветные колпачки. "Ребенку ничего нельзя дать в руки, он все ломает, разбирает на части, рвет книги и картинки!" - жалуются родители, подозревая своего любимца в проказах. На самом деле такое поведение говорит о том, что малыш анализирует и синтезирует в действии с незнакомыми для него объектами, познавая их физические свойства. Именно поэтому малютке полезны игрушки, состоящие из разных частей. Раскладывая их, малыш не ломает предмет, а разбирает. Затем собирает заново. Эта особенность детей начала второго года жизни была угадана в народных игрушках: матрешках, бочатах, расписных яичках, пирамидках.

Первые игры ребенка со сборно-разборными игрушками готовят в недрах наглядно-действенного мышления более высокие формы мыслительной деятельности. Например, умение устанавливать внутренние связи между предметами, объединяя или разъединяя их по определенным признакам. Но это в будущем, а пока малыш обнаруживает сенсомоторный интеллект. Он реагирует лишь на то, что находится перед его глазами и что он непосредственно видит в руках взрослого или в собственных ладошках.

Дитя проявляет больший интерес к предметам, которые находятся в руках у взрослых и которым мама и папа дают положительную оценку в его присутствии. Даже самая невзрачная машинка в таком случае становится для крохи приоритетной по сравнению с любой самой яркой и эффектной. Импульсивность малыша, быстрый переход от слез к смеху и наоборот - по этим качествам в поведении он очень близок к младенчеству. Ребенок очень зависим от ситуации, у него отсутствует планирование и прогнозирование собственных действий, отсутствует волевое поведение. Приемы общения с малышом должны быть подкреплены эмоциональной, ориентировочно-чувственной основой: показать игрушку, поиграть в "Ладушки", "Поехали-поехали", в прятки. Помогут и малые фольклорные жанры для самых маленьких: потешки, песенки, стихи. Пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу.

Звуковые игрушки - барабан, бубен, колокольчики, погремушки - также любимы малышом в начале второго года. Ребенок быстро усваивает их тембр. И к 1 году 3 месяцам не только самостоятельно играет, но и находит эти инструменты по просьбе взрослых.

Второй год - трудный в жизни родителей, потому что малыш требует повышенного внимания. Многие предметы обладают скрытыми свойствами, о которых дитя не имеет пока ни малейшего представления. Действительно, как можно узнать, что такое горячее - холодное, острое - тупое, гладкое - колючее, если не прикоснуться к этому.

Контролируем процесс развития. На каждой стадии раннего детства малыш должен достигать определенных высот. Переход от младенчества к раннему детству осуществляется постепенно, на протяжении всего второго года, по мере роста и развития ребенка. Но это не спонтанный процесс, который осуществляется без участия взрослого. И тут не следует полагаться на сильную природу детства, на то, что ребенок сам достигнет вершин человеческого развития. Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша, он в психическом развитии может остаться на уровне младенчества.

Ведущими линиями развития этого периода по-прежнему являются развитие познавательное, социальное, речевое и моторное. Начинает интенсивно развиваться речь, но пока дитя пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Понимает малыш (пассивный словарь) значительно больше слов, чем может произносить (активный словарь). По-прежнему большую роль в умственном развитии играет сенсорное воспитание и развитие действий с предметами. Особое значение от 1 года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для малыша. В этом случае он начинает демонстрировать свое неповиновение, раздражение, нервозность, а иногда вялость, безразличие ко всему.

Очень важно своевременно и правильно взять старт начала второго года, осуществляя задачи, стоящие в первом триместре.

© 2008-2017, rebyenok.ru