Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами. От 1 года до 1 года 3 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года до 1 года 3 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ребенка учат выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень пять одинаковых колец, вкладывать полые предметы (меньший в больший), накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы) меньший большим. Малышу показывают, как можно собрать из двух частей игрушку (матрешку, бочонок). В играх используют предметы, сделанные из различных материалов (металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань), а также издающие различное звучание (колокольчик, бубен, погремушка).

Занятие с кубами

Цель. В процессе практических действий знакомить ребенка с особенностями куба - геометрической фигуры, имеющей одинаковые грани. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей. Материалы. Восемь кубов одного размера (4 см) и цвета помещены в две коробки размером 10x10x3 и 5x5x15 см. Ход занятия. Мама дает ребенку плоскую коробочку, закрытую крышкой. "Что там?" - спрашивает она, встряхивая коробочку. Малыш открывает ее и вынимает поочередно куб за кубом. Мама учит малыша действию последовательного, т. е. один за другим, выкладывания предметов. Затем пустая коробочка показывается малышу: "Ничего нет!" Коробка закрывается крышкой и встряхивается. "Не гремит. Пустая коробочка", - констатирует мама.

Далее малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхивает ее: "Тук-тук! Что там?" Наклоняет коробочку и один за другим передает малышу кубы (так соблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробка опустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: "Ничего нет!"

Мама с ребенком строят башенку, а затем поезд. Кубы накладываются вертикально (башенка) или прикладываются один к другому в горизонтальной плоскости (поезд).

Занятие с цветными колпачками

Цель. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе знакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разного цвета и величины) - колпачками.

Материалы. Восемь разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольно или в соответствии с основными цветами спектра.

Ход занятия. Мама ставит перед малышом игрушку - колпачки, убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Мама придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, затем следующий за ним. Обращает внимание крохи на цвет каждого колпачка и последовательно, в ряд выстраивает их один за другим.

Мама на глазах у ребенка "свертывает" все колпачки, последовательно накрывая меньший бОльшим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается. Затем малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему хочется.

На следующих занятиях мама показывает, как можно построить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньший колпачок на больший.

Занятие с матрешкой

Цель. Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, появляется вторая, маленькая.

Материалы. Две матрешки - большая и маленькая. Из коробок вырезается или методом перегиба листа картона делаются два столика: большой и маленький.

Ход занятия. Для игры с матрешками можно придумать занимательный сюжет. Например, они могут кататься на машинках, танцевать, играть в прятки: прятаться под платочек на глазах малыша. А он должен обнаружить их там. В конце занятия мама предлагает напоить матрешек чаем, угостить. Их ставят за импровизированные столики, большую - за высокий (большой) столик, маленькую - за низкий (маленький). Чашки подготавливают заранее, из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутой спиралькой. Мама ярко обыгрывает ситуацию чаепития, матрешки "благодарят" ребенка. Взрослый еще раз закрепляет полученные малышом знания, показывая матрешку маленькую и матрешку большую. Вкладывая поочередно в руки малыша то одну, то другую игрушку, просит показать, где большая матрешка, а где маленькая матрешечка. Величину игрушек мама подчеркивает голосом (у маленькой голосок тоненький). Далее малыш играет с матрешками так, как ему хочется.

Занятие с колечками

Цель. Учить выполнять действия нанизывания на стержень: брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку.

Материалы. Пирамидка из пяти-шести одноцветных колец одинакового размера диаметром не менее 8-9 см на стержне.

Ход занятия. Перед ребенком лежат пять-шесть колец одинакового размера. Мама побуждает малыша взять кольцо в руки, провести ладонью по поверхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покатать влево-вправо; учит ребенка брать кольцо кончиками пальцев.

"Соберем пирамидку!" - предлагает мама. Она первая придвигает к себе стержень и опускает на него кольцо. Затем предлагает повторить ее действие. Если малыш затрудняется, мать его ручкой выполняет действие или еще раз показывает сама. Можно использовать звуковой прием: кольцо, пройдя через стержень, опускается и, падая на опору, издает звук. "Тук!" -весело комментирует мама, побуждает повторить звукоподражание. Затем пирамидка собирается полностью. Мама акцентирует внимание ребенка на результате его работы.

Если у малыша сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками сначала. Можно повторить сбор пирамидки с кольцами другого цвета. Таким образом, малыш видит собранные им две пирамидки разных цветов. Мама называет эти цвета.

Занятие с шариками

Цель. В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе учить обращаться с предметами с учетом их формы и положения в пространстве. Формировать умение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по желобку.

Материалы. Восемь шаров диаметром 4 см, одного размера и цвета. Желобок для скатывания шаров.

Ход занятия. Мама предлагает ребенку коробку с шарами. Ребенок действует с коробкой, выбирает шарики, они раскатываются. Мама прокатывает то один, то другой шарик к ребенку. Занятие можно проводить сидя на ковре. Затем мама берет коробочку и предлагает малышу по одному принести шары, которые вновь собирают в коробку.

Ребенка учат скатывать шары по желобку. Его можно сделать из картона. Шары вновь раскатываются. Сбор шаров в коробку и их раскатывание повторяется несколько раз.

"Что в кастрюльке?"

Цель. Знакомить ребенка с различными предметами, помогать ему запоминать их названия.

Материалы. Игрушечный набор "Овощи" (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор "Овощи".

Ход занятия. Мама показывает ребенку кастрюльку и спрашивает: "Что там?" Малыш открывает крышку и выбирает овощи. Мама предлагает их рассмотреть. Она вкладывает в руки ребенка то один предмет, то другой, предлагает провести кончиками пальчиков по контуру каждого предмета. "Это огурчик, это помидорчик, - говорит она. Предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

© 2008-2017, rebyenok.ru