Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим. От 1 года до 1 года 3 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года до 1 года 3 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ознакомление с предметами домашнего обихода. Ребенка знакомят с предметами мебели (стол, стул, кровать), посуды (ложка, тарелка, чашка), одежды и обуви (шапка, платье, туфли). Обращают внимание малыша на их назначение и способы действий с ними. Знакомят с простейшими транспортными средствами (коляска, тележка, каталка). Показывают автомобиль, стоящий возле дома (ездит, гудит, у него есть колеса, они крутятся). Показывают животных, живущих рядом: кошку ("киса"), собаку, птичек. Отмечают особенности каждого животного (глаза, хвост, уши).

Инсценирование с помощью игрушек. Взрослый проводит показ несложных сюжетов с помощью игрушек среднего размера, например с куклой, матрешкой. Включает в инсценирование игрушки, изображающие животных (собачка, кошечка, зайчик, мишка). Проводит с этими игрушками показы бытовых и забавных ситуаций, используя средства передвижения (машины с кузовом, легковые автомобили, тележки, санки).

В инсценировании с куклой закрепляется представление о предметах мебели, одежды и посуды.

Занятие с куклой

Цель. Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами, их особенностями и возможностями использования. Учить облегченным названиям (кукла -"ляля", собачка - "авав"). Давать общеупотребительные названия этих предметов, побуждать употреблять в активной речи облегченный вариант названия или звукоподражание. Учить малыша по картинке узнавать знакомые предметы, называть их облегченными словами.

Материалы. Кукла среднего размера (30-40 см), собачка (20-25 см). Две картинки, на которых изображены кукла и собачка.

Ход занятия. Мама убирает игрушки так, чтобы малыш в начале занятия их не видел. Она привлекает ребенка веселым разговором, стараясь сконцентрировать его внимание, затем разыгрывает сценку: раздается стук. "Кто-то идет к нам в гости", - говорит мама. Перед глазами малыша появляется куколка. "Кукла - "ляля" пришла к Саше (имя ребенка)", - поясняет мама. Кукла здоровается. Если малыш хочет взять ее в руки, мама отдает, но действия ребенка комментирует: "Где у "ляли" глазки (ручки, ножки, ротик, носик)?" Показывает. "А где у Сашеньки?" Показывает. Затем просит повторить: "Ляля" и тут же уточняет: "Кукла".

Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: "Вот "ляля" - кукла на картинке. Где "ляля"? - Вот! На картинке - "ляля".

Внезапно раздается лай и появляется собачка, кукла прячется. Аналогично проводится сценка с собачкой, вводится облегченное слово "авав".

Вновь появляется куколка, собачка радуется встрече с ней. Мама еще раз пытается ввести в активный словарь: "ляля", "авав". Просит повторить. Показывает картинки: "Где "ляля"?", "Где "авав"?" Если дитя затрудняется, мама отвечает за него.

Занятие с игрушечным автомобилем

Цель. Продолжать знакомить ребенка с названиями предметов и игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Учить понимать слова, обозначающие действия предмета (машина - "биби" - поехала, остановилась).

Материалы. Игрушечная машина с кузовом, кукла. Игрушки должны быть соразмерны друг другу: машина 30-40 см, куколка 20-25 см.

Ход занятия. Мама приглашает малыша поиграть. За дверью раздается звук сигналящей (бибикающей) машины. "Что это? Слышишь би-би-би"?" В комнату въезжает машина. Мама находится на пороге комнаты, не показывает игрушку сразу. Так она усиливает ориентировочную активность малыша.

Разыгрывается сценка поездки машины, вводятся слова - "биби" поехала, машина гудит: би-би-би. "Как гудит машина? Повтори!" - просит мама. В процессе занятия она акцентирует внимание на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала.

В активный словарь ребенка мама пытается ввести слова: "биби" и "бибикает", в конце строит предложение: "Биби бибикает".

В кузов машины сажается кукла: "Ляля" поехала; остановилась "биби". Сценка "Кукла в машине" разыгрывается ситуативно, взрослый придумывает разные несложные коллизии сюжета, забавляя малыша. Вводит новые и повторяет знакомые для ребенка лепетные слова и звукоподражания. Активизирует речь ребенка. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.

Занятия необходимо повторять два-три раза, усиливая впечатления и закрепляя знания малыша.

Рассматривание картинок. Ребенка учат узнавать изображения знакомых предметов. Для рассматривания предлагают картинки, на которых изображен один предмет, без дополнительных деталей, в статическом положении (кукла "ляля", собачка "авав", уточка "гага").

Знакомство с художественной литературой. Ребенку нужно читать несложные произведения фольклора (потешки, песенки, побасенки), в содержании которых отражены доступные его пониманию ситуации и введены разученные игровые действия ("Ладушки", "Сорока-ворона", "Пальчик-мальчик"). Они учат понимать несложный сюжет, выраженный в стихотворной форме.

"Ладушки-ладушки"

Цель. Учить детей подражать игровым действиям, формировать чувство ритма.

Ход занятия. Мама играет с ребенком, читая наизусть:

- Ладушки, ладушки! (Ребенок хлопает в ладошки).
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку (ребенок делает ручками "фонарики" - вращение кистями рук).
- Пили простоквашку.
- Простоквашка вкусненька (ребенок наклоняет вперед головку).
- Кашка сладенька,
- Бабушка добренька!
- Попили, поели, шу-у-у... (малыш разводит ручки).
- Домой полетели (машет кистями рук),
- На головку сели,
- Ладушки запели (ребенок кладет ручки на головку).

Потешка повторяется.

"Поручения"

Игра "Поручения" - это выполнение словесного поручения, состоящего из одного действия, при участии и помощи взрослого. Показ предметов в действии. Разыгрывание с несколькими предметами несложного сюжета с использованием обобщения действия (Собачка села. Кукла села. Саша сел на стульчик).

Цель. Продолжать знакомить ребенка с названиями действий куклы, матрешки, собачки, людей. Учить понимать общеупотребительное название этих действий (ходить, упасть, сесть, лечь). В активной речи допускать их замену облегченными словами (Кукла - "ляля", ходит - "топ-топ-топ").

Материалы. Кукла, собачка (мишка, Буратино).

Ход занятия. Игра с предметами разворачивается ситуативно. Взрослый придумывает сюжет, исходя из детского опыта и интереса к действиям персонажей. Например, вначале пришла матрешка, затем собачка, и так далее. Затем они поочередно садятся, танцуют, поют. "Матрешка танцует, собачка танцует, кукла танцует", - говорит взрослый.

© 2008-2017, rebyenok.ru