Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
От года до двух лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От года до двух лет

На втором году жизни ребенок вступает в период раннего детства. Со сменой периодов меняется значимость факторов, заметно влияющих на физическое и психическое развитие детей. На первом году жизни ребенка основные факторы воздействия на его здоровье - это факторы биологического генеза (наследственность). На втором году жизни происходит постепенный перекрест биологического и социального генеза, а с полутора до трех лет преобладают факторы социального генеза. Таким образом, для психофизического благополучия ребенка второго-третьего года жизни решающими являются социальные условия жизни: общение, обучение, организация жизни в целом, развивающее влияние окружающей среды - все то, что можно назвать культурой воспитания.

Социализация, или социальное развитие, - процесс вхождения в культуру и общество, через который проходят все дети, с помощью взрослого усваивая нормы и правила поведения, овладевая определенными умениями и социальными навыками, культурой своего народа.

На втором году жизни малыш уже многое умеет: делает первые самостоятельные шаги к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее; пьет из чашки и ест ложкой; разбрасывает и нанизывает на стержень кольца и т. п. Все эти практические действия ведут к получению определенного видимого результата. Первое полугодие второго года жизни отличается нарастанием двигательных умений маленького ребенка. Он подражает взрослому, овладевая способами действий с предметами.

Наряду с этим развиваются и действия внутренние, психические: восприятие и память, мышление и речь, элементы анализа и синтеза. Ребенок учится устанавливать внутренние связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам, например из различных геометрических тел выбирает кубики для постройки домика для матрешки.

Постепенно ребенку становятся доступны социальные связи, действия человека, направленные на обеспечение его физического и эмоционального благополучия.

Например, матрешка "спряталась" в домик, потому что ее испугала собачка. Теперь собачка не сможет ее укусить.

Малыш овладевает функциональными действиями с предметами (шапка надевается на голову, носочки - на ноги, ложка нужна для того, чтобы есть, чашка - чтобы пить, и т. п.), обеспечивая определенные виды человеческой деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная и т. п.). Все эти навыки и умения не приходят сами собой, они усваиваются в процессе подражания действиям взрослого.

В чем особенности поведения ребенка второго года жизни? Считается, что это наиболее трудный период для родителей малыша. Порой взрослому даже не приходит в голову то, что ребенок может "выкинуть" в следующую минуту. Он непредсказуем для не посвященных в тайны возраста. Родителям необходимо знать все нюансы педагогики второго года жизни ребенка, чтобы разумно, тактично, достойно управлять его поведением, выводя из нежелательных, а порой и опасных ситуаций. Малыши в этом возрасте эмоционально неустойчивы, способны от слез быстро переходить к смеху и наоборот. Они не контролируют свои порывы и не скрывают своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение, мудрость. И уж, конечно, никаких физических наказаний!

Вот почему второй год непростой период для родителей, особенно для тех, кто не владеет секретами воспитания и знаниями особенностей развития детей раннего периода.

Дитя живет своими эмоциями; откликаясь на многообразие окружающего мира, осуществляет ориентировочно-исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство. У ребенка отсутствует волевое поведение, избирательность, преднамеренность действий, нет достаточного опыта, особенно в начале второго года. Он живет на своей маленькой планете, по своим законам, глубоким и чистым, сильно привязан к тем, кого любит, кому доверяет.

Особенности возрастных микропериодов социального развития ребенка второго года жизни.

Ребенок в начале второго года жизни во многом сохраняет черты младенческого периода: он по-прежнему нуждается в помощи и внимании взрослого.

Переход от младенчества к раннему детству осуществляется постепенно, на протяжении всего второго года, по мере роста и развития малютки. Без помощи взрослого, без развивающего обучения, без организации активной деятельности малыша его психическое развитие может остаться на уровне младенчества.

За процессом развития ребенка следят по микропериодам - это система контроля за овладением соответствующими данному периоду умственными действиями, навыками и умениями. На втором году жизни это четыре этапа (триместра): 1 год - 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев - 2 года. Для каждого триместра характерно появление новых качественных возможностей ребенка, поэтому каждый период имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если ребенок отстает на два-три триместра от нормы -это характеризуется как сильная задержка психического развития. В этой ситуации родителям необходимо искать причину такого состояния и устранять ее.

От 1 года до 1 года 3 месяцев. Овладевая движениями, малыш познает пространство. Он учится взаимодействовать с окружающим миром: видя какой-либо предмет, идет к нему. Если это игрушка, он может взять ее уже из положения стоя, если это стульчик - садится и т. п. Он действует так же, как и взрослые, но забавно, по-детски.

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Научившись перемещаться в пространстве, овладев ходьбой, малыш убеждается в том, что он умеет делать: умеет ходить, брать предметы, игрушки и совершать действия с ними. Начинается этап бесконечных повторных действий. Проходит накопление сенсорного опыта, т. е. практическое ознакомление и познание качеств предметов с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания и т. п.).

Это длительный процесс, не разовый, поэтому дитя и повторяет одно и то же действие в разных ситуациях. Малыш осваивает мир, постепенно переводя сенсорную информацию в план представлений. Его неудержимо притягивают внешнее пространство и предметный мир. Не случайно предметная деятельность считается ведущей в этот период жизни ребенка.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев. Малыш не только совершенствует умения своих рук, но и овладевает более сложными навыками - орудийными действиями с предметами (палочкой придвигает мяч, сачком ловит рыбку и т. п.). Овладевая этими действиями, ребенок вступает в новый этап своего социального развития. Доказательством тому является овладение

функциональными действиями с предметами: дитя прикладывает расческу к волосам, а ложку тянет ко рту; лопаточкой копает, а в ведерко насыпает песочек; из леечки поливает, т. е. использует каждый предмет функционально правильно, по назначению.

Этот этап социального развития связан с появлением самостоятельных навыков в элементарном самообслуживании (сам ест, сам пытается надеть обувь и т. п.).

От 1 года 9 месяцев до 2 лет. Этот период суммирует все достижения предыдущих трех, выявляя у ребенка потребность перевести всю информацию об окружающем мире в речевой план. Дитя не только оттачивает свои навыки и умения, но еще и пытается рассказать о своих чувствах, впечатлениях (нравится или не нравится, хороший или плохой и т. п.). Малыш выстраивает цепочки социальных действий, появляются сюжетно-отобразительные игры, в которых он в действии с куклами отражает фрагменты собственной жизни.


от 1 года до 2 летот 1 года до 1 года 3 мес.от 1 года 3 мес. до 1 года 6 мес.от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.от 1 года 9 мес. до 2 лет
Характеристика периода>>>>>>>>
Мини-программа, задачи воспитания>>>>>>>>
Воспитание познавательной активности в процессе действия с предметами>>>>>>>>
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим>>>>>>>>
Показатели развития ребенка>>>>>>>>
© 2008-2017, rebyenok.ru