Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Характеристика периода от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Характеристика периода от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Малышу - 1 год и 3 месяца. Теперь его с полным правом можно назвать ребенком раннего возраста: если раньше он во многом сохранял черты младенчества, то теперь дитя обнаруживает все новые и новые признаки своего взросления. В чем это проявляется? Прежде всего в совершенствовании двух выдающихся умений человека - ходьбы и речи.

Движение, речь, мышление. К 1 году 3 месяцам малыш ходит уже более уверенно, а к 1 году 6 месяцам может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет оттачиваться на протяжении всего второго и даже третьего года жизни.

Малыш продолжает овладевать речью. К году в активном словаре малютки было примерно 10 слов: "мама", "папа", "баба", "дай-дай", "тик-так", "ам-ам", "коко" (яичко), "ляля" (кукла), "гага" (уточка), "авав" (собачка). Этот запас сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку "кхи-кхи", теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже дедушкину седую бороду. Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения, пока что по несущественным признакам. О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые характеризуют окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя откликается на чисто внешние признаки. И все же к полутора годам ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки ("такой" и "не такой"). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, т. е. выразить их словами. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно на наглядно-действенном. В этот период малыш живет глазами, накапливая информацию об окружающем мире, и ему необходимы наглядные ситуации, зрительные впечатления.

"Пойми меня, мама". Интенсивно развивается понимание речи взрослого, которая еще с большим трудом переходит в активный план, т. е. в разговорную практику. В активном словаре ребенка примерно 30-40 слов, но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых. Развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью.

Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи?

  • Речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка, более длительный, чем у взрослого. Торопливая речь ребенком не воспринимается.
  • Речь взрослого должна сопровождаться паузами. Лучше говорить простыми предложениями из двух-трех слов.
  • Описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Замедленный показ должен синхронно совпадать с комментариями взрослого. Например, мама говорит: "Куколка едет на лошадке! (Показ в течение 30-45 секунд) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ.) Куколка садится на лошадку! (Показ.) Поехала! (Показ.) Цок! Цок!"
  • Отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации спонтанно возникающего живого интереса, поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: "Самолет летит! У-у-у" Или: "Машина едет! Би-би-би!"
  • Необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах. Например: "Бери ложку - будем есть кашу". Или: "Моем ручки - будут чистыми".
  • Лепетные слова должны присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными. Например: "Возьмем купаться гагу-уточку". Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению.
  • Создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия.
  • Допускаются сюрпризные моменты, т. е. внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение).
  • Вопросы, обращенные к ребенку, должны содержать не только просьбу найти тот или иной предмет (игрушку), но и назвать действия с ним, исходя из его предназначения. Например: "Где расческа?" (Лежит рядом.) "Причешем "ляле" - куколке - волосы" (Показ.).

Эмоциональность взрослого как условие понимания. Жест и мимика взрослого играют особую роль: язык эмоций, первый язык малыша в период довербального, т. е. доречевого, общения.

Речевое общение с малышом требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы малыш не только понимал их, но и получал удовольствие от взаимодействия со взрослыми. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком. Почему малыши любят людей, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное, т. е. основополагающее, доверие к окружающему миру. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь он способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться ко всем, кто его окружает.

Не шалости, а знакомство с миром! По-прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый рисунок, они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы вычерпывает все свойства игрушки, желая узнать не только что это, но и что с этим можно делать.

Поисковые действия малышей называют ознакомительной игрой. Экспериментально подтверждено, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в нем что-то новое, - например, если каждый поворот игрушки дает ее новое видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук), возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании его умственных способностей. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, т. е. на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - подай сюда! Его невозможно уговорить не баловаться, потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира. Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации, и освоения сквозного и замкнутого пространства, и постоянство цветового восприятия, и диалектику смены явлений (утро - вечер, тепло - холод, радость - печаль), и многое другое. Маленький ребенок -прирожденный исследователь. Начало раннего детства - время формирования его возможностей. Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом.

Живое зеркальце. Возраст 1 год 6 месяцев - особый этап в жизни малыша. Именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом 1 года - 1 года 3 месяцев. Скачок в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, отдела, отвечающего за формирование интеллекта.

Новым в поведении ребенка к полутора годам можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает ее по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к ее личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия. Ребенок не берет на себя какую-либо роль - например, роль мамы, врача, шофера, он подражает взрослому, отображая виденное им действие.

Вот почему значимость общения взрослого с малышом трудно переоценить. Карапузу необходимо показывать действия с предметами обихода и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками большого человека.

Было бы ошибкой считать, что ребенок накапливает информацию, не наводя порядок в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие они испытывают при этом чувства: что вызывает у них особую радость, прямой протест, что огорчает.

Контролировать "стихию" познания. Родители часто замечают, как сын или дочь вглядывается в их лица - пытается понять эмоциональное отношение к тому или иному явлению. Язык эмоций - первый контакт со взрослыми. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше - по закону обратной связи - он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает, несмотря на запреты.

Что же делать в ситуации прямого неповиновения ребенка? Приведем пример. Мама говорит сыну или дочери: "Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!" Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные "подвиги" малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ней, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий; третье - противостоять; четвертое - вопреки всему повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка.

Поясним сказанное. Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сказать самому себе "нельзя" он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностью, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией.

Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место. Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, сделав ситуацию более безопасной. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки ("кораблики"), бросить туда камешки. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь римфовочку или песенку:

Мяч плывет по луже,
Грязный мяч не нужен,
Чистый мяч подсохнет,
Подпрыгнет высоко!

Или:
Если лужа перед нами,
В лужу я не побегу,
Постою на берегу.

Каким бы импульсивным ни был ребенок в этом возрасте, он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно.

В целях сохранения здоровой нервной системы ребенка желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы он получал со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это полностью зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности. Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков!

Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и "обходные маневры", постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым со слова.

Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу второго года - "драматическому" периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства, и к полутора годам у ребенка возникает доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.

© 2008-2017, rebyenok.ru