Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами. От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Продолжать учить ребенка действовать с одноместными дидактическими игрушками (матрешки, бочата, яйца), двухместными фигурами-вкладышами, резко различающимися по размеру (конусы, колпачки, кубы), выполнять прямые и обратные действия (вкладывание и выкладывание; нанизывание на стержень и снятие колец, шариков).

Одноместные дидактические игрушки - это игрушки, имеющие только одну полость для вкладыша, - например, матрешка, внутри которой находится такая же, но меньшего размера, не раскладывающаяся на части. Двухместная игрушка имеет уже две полости для вкладыша и т. д.

В присутствии малыша собирать пирамидку из трех-четырех колец, показывая последовательность выбора с ориентировкой на самое большое колечко. Учить собирать пирамидку из двух колец, резко различных по размеру. Привлекать внимание ребенка к звукам, которые издают предметы из различных материалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки.

Занятие с кольцами большого размера

Цель. Развивать целенаправленность действий с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг - нельзя, так как кольцо имеет сквозное отверстие, а круг не имеет). Развивать умение действовать в пространстве, согласованно работать правой и левой рукой, накапливать сенсорный опыт малыша, предлагая ему действовать с кольцами и кругами.

Материалы. Примерно десять больших колец диаметром 30,40, 50 см, сечением 3-4 см и десять кругов такого же диаметра. Кольца можно нанизывать на любую основу. Вместо нее можно использовать надувные игрушки (лебедь, слон) или крупные мягкие игрушки (медведь, заяц, собака). Кольца нанизывают на шею лебедя, или на хобот слона, или на лапы большого медведя, зайца, на хвостик собачки. Кольца и круги можно вырезать из плотного картона.

Ход занятия. В одной руке взрослый держит кольца, а в другой - круги такого же размера и цвета. Взрослый показывает малышу сначала большие разноцветные кольца. Прокатывает по полу вначале одно кольцо, затем второе, третье. "Это колечко, - говорит он. - А это кружок!" Показывает его. Затем нанизывает кольцо на стойку или игрушку. Свои действия он сопровождает словами: "Колечко можно надеть на хобот слона, а кружок - нельзя, потому что в круге нет дырочки!" (Показ.)

Взрослый берет вперемежку кольца и круги, складывает их стопкой, затем раскатывает по всей площади пола. Предлагает малышу собрать отдельно круги и кольца, подчеркивая, что круги следует отложить, а кольца нанизать на игрушку-стойку. Заостряет внимание на правильно выполненном действии и его результате.

Варианты. Аналогичное занятие можно провести за столом. Для этого используют круги и кольца малого размера, диаметром 10-15 см. В качестве основы - конусы.

Задание можно усложнить: предложить отделить кольца от кругов, а затем нанизать кольца на коническую основу. Можно предложить ребенку подобрать колечки и коническую основу одинакового цвета.

Занятие с матрешками

Цель. Учить малыша действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев. Учить разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении.

Материалы. Матрешки (высотой 10-12 см), внутрь их поместить цветные салфетки или платочки (10x10 см).

Ход занятия. Взрослый ставит на стол домик (теремок), за которым располагаются две-три матрешки, и говорит малышу, что в домике живут матрешки, предлагает ребенку позвать их: "Матрешки, идите к Сашеньке (имя ребенка)!"

Взрослый учит ребенка открывать игрушки. "Внутри матрешек подарки, которые они нам принесли. Откроем их и увидим, что там". Взрослый кладет руку малыша сверху на матрешку, учит делать небольшой поворот, чтобы снять верхнюю часть. Помогает ребенку, если это необходимо: направляет его руку, передает легкое усилие, накладывает свою руку на его ручку и на матрешку. Если ребенку не удается сразу открыть матрешку, то внутрь можно вложить петельку из ленты и с ее помощью снять верхнюю часть игрушки.

Ребенок рассматривает предметы, извлеченные из матрешек, например салфетки. Все они разные по цвету, имеют различный рисунок. Далее взрослый предлагает малышу закрыть матрешек, вначале одну, затем вторую, третью, совместив сначала их части, а затем соединить легким нажатием.

Занятие с грибочками

Цель. Развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве. Учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство (цвет или величину).

Материалы. Три-пять грибков одного цвета и двух размеров (например, 8 и 4 см). Ножки грибов можно сделать из катушек от ниток, а шляпки - из поролона, обтянув его тканью разной расцветки и фактуры.

Ход занятия. Взрослый располагает грибки по всей комнате так, чтобы дитя могло найти их, например, нагнувшись под стульчик. Он дает малышу корзинку (сумочку, бидончик) и показывает, как нужно собирать грибы. Когда все они будут в корзинке, ребенку предлагается рассмотреть их.

Затем малыш раскладывает грибы по величине - сначала большие, затем маленькие. Взрослый комментирует его действия. Аналогичные занятия проводятся с грибами одной величины и разного цвета или одной величины, но разной формы.

Занятие с шарами

Цель. Развивать целенаправленность действий с предметами. При этом учитывать их функциональные свойства - например, на стержень можно нанизать только то, что имеет сквозное отверстие.

Учить осуществлять выбор предметов согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на задачи второстепенные, не имеющие отношения к определению свойств предметов.

Развивать умение действовать кончиками пальцев, согласованно выполнять относительно сложные движения левой и правой рукой.

Материалы. Стержень, укрепленный на подставке (высотой 20-25 см), восемь одноцветных шаров одного размера: пять, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии, три шара без отверстия, коробочка, в которой лежат шары.

Ход занятия. Взрослый ставит стержень на стол и предлагает малышу собрать пирамидку из шариков, обращая его внимание на то, что шарики разные: одни с дырочками, а другие без них. "Нам нужны шарики с дырочками, - поясняет взрослый, - чтобы их можно было нанизать на палочку (стержень). Вот так! (Показ.) А вот этот шарик не имеет дырочки, и я не могу его надеть. (Показ.) Оставлю его в коробке".

Ребенку предлагается самостоятельно сделать пирамидку из шариков. Если он затрудняется, взрослый начинает сам нанизывать шары на стержень, затем активизирует действия малыша.

Можно собрать вторую пирамидку. В конце занятия ребенку предлагают собранные пирамидки сдвинуть на середину стола, а шарики без дырочек собрать в одну большую коробку. Эти шарики можно покатать с желобков.

Аналогичные занятия можно провести и с другими предметами (кубы, цилиндры, брусочки, диски), имеющими и не имеющими сквозное отверстие по оси симметрии.

Если необходимого инвентаря в продаже не найдется, его можно изготовить своими руками. В качестве шариков можно использовать мячики для пинг-понга, а кубы вырезать из пенопласта.

Занятие с курочкой и цыплятами

Цель. Учить ребенка действовать со сборно-разборными игрушками. Занятие построить на игровом сюжете, используя образные игрушки (курочка, цыплята). Развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении.

Материалы. Игрушка-курочка (30-40 см) из папье-маше или полиэтилена, тканевая или надувная резиновая. Два-три деревянных сборно-разборных яйца, в которых находятся цыплята. Если подбор материала вызывает затруднение, то цыплят можно вылепить из крутого соленого теста и высушить.

Ход занятия. Мама подводит малыша к столику, на котором находится туесок (плоская, широкая, раскрашенная под бересту коробка). В туеске лежат яйца, рядом с ними находится курочка. "Курочка снесла яички!" - говорит мама и предлагает ребенку взять одно яичко из туеска, дает возможность рассмотреть предмет, покатать, постучать.

Взрослый обращает внимание, что внутри яйца что-то стучит: тук-тук-тук! - и предлагает крохе повторить звукоподражание. "Что там? Кто там?" Мама поддерживает интерес малыша и предлагает поднести яичко к уху и потрясти.

Затем ребенка учат раскрывать яйцо. Из каждого раскрытого яйца появляется игрушечный цыпленок. Взрослый дает возможность не только рассмотреть цыплят, но и 1-2 минуты поиграть с ними.

Занятие заканчивается игровым приемом: взрослый имитирует кудахтанье курицы: "Ко-ко-ко! Где мои цыплятки? Идите ко мне! Ко-ко-ко!" Малыш переносит всех цыплят к курочке и расставляет их вокруг нее. Для игры хорошо подойдут яйца от " Киндерсюрприза".

© 2008-2017, rebyenok.ru