Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим. От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Знакомить ребенка с предметами домашнего обихода. Расширять ориентировку в окружающем мире, дополнять знания малыша о предметах мебели (шкаф, диван, скамейка), о посуде различной формы и величины (ложки и тарелки - большие и маленькие), об одежде (рубашка, колготки, носки). С целью закрепления знаний о предметах ближайшего окружения проводить игры-занятия "Поручения", в которых ребенок выполняет словесные поручения, состоящие из одного действия.

Знакомить с животными, находящимися в ближайшем окружении (кошка Мурка, собачка Жучка и др.). Поощрять доброе отношение к животным. Побуждать малыша к звукоподражанию их голосам. Покормить кошку в присутствии ребенка, понаблюдать за ней. На прогулке, используя благоприятный момент, обратить внимание на собачку, находящуюся на отдаленном расстоянии, отметить ее особенности.

Продолжать показы бытовых ситуаций с куклой, усложняя содержание инсценировки. Отражать цепь взаимосвязанных действий (кормление, купание, одевание, сборы на прогулку). Закреплять представления о реальной действительности, знакомя с предметами кукольной одежды, мебели, посуды. В инсценировку включать дополнительные игрушки (чашки разного цвета и формы для куклы, полный набор кукольной одежды). Расширять представления о живых объектах, включая в инсценировки картинки, изображающие животных и птиц: козлика, петушка, курочку, уточку, цыплят, зайчика.

Занятие с куклой

Цель. Расширить представления о знакомых ребенку предметах, их свойствах и действиях с ними.

Материалы. Кукла среднего размера (30-40 см).

Ход занятия. Сюжет - знакомство с куклой Катей.

Взрослый показывает малышу куклу. Предлагает поговорить с ней, спросить, как куклу зовут, обращает внимание на ее красивое платье, бант.

Ребенку говорят, что кукла Катя хочет спеть песенку для Саши (имя ребенка) и потанцевать. Взрослый напевает веселую мелодию ("Во саду ли, в огороде", "Ах вы, сени, мои сени") и под этот аккомпанемент выполняет различные движения с куклой: раскачивает ее, делает скачущие движения вперед, поворачивает. Можно использовать и магнитофонные записи, а из текстовых подборок можно рекомендовать потешки, например:

Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!

Или:
Ах, какое платье у Алены,
Да с какой каемкою зеленой!
Каблучок мой, топни сильнее
И танцуй-кружись веселее!

В отличие от занятий с куклой в предыдущем возрастном этапе, в этот период разыгрываются не отдельные действия с куклой (баюканье, причесывание и + т. п.), а сюжетные сценки с привлечением различных аксессуаров и дополнительных игрушек.

Аналогичные занятия проводятся по следующим темам:

"Кукла Катя показывает свой наряд"

Цель. Уточнять представления о предметах одежды. Формировать понимание несложного сюжета, умение следить за ходом изображаемых событий.

"Кукла Катя угощает друзей"

Цель. Закреплять понимание слов, относящихся к предметам быта, - мебели, одежде, посуде, дать представление об именах собственных (собачка Жучка, кошка Мурка, уточка Кряка, Петушок - Золотой гребешок). При дальнейших показах следует обогащать сюжеты включением в действия этих персонажей - друзей куклы Кати.

Занятие с котикам и козликом

Цель. Познакомить ребенка с игрушками и картинками, изображающими животных (котик, козлик). Закреплять имеющиеся в речи ребенка названия знакомых игрушек. Учить подражать часто слышимым звукосочетаниям, словам, голосам животных ("мяу-мяу" и "ме-ме"), называть знакомых животных хотя бы упрощенными словами.

Материалы. Игрушечные котик и козлик, соответствующие картинки.

Ход занятия. Взрослый показывает малышу картинки, называет, кто изображен на них, вводит звукоподражания. Просит малыша повторить.

В занятие включаются игрушки. Используется прием игры в прятки - игрушки "прячутся" то в одно, то в другое место и подают голоса (которые имитирует взрослый), а ребенок по этому голосу находит их. Каждый раз, когда кроха обнаруживает игрушку, взрослый просит его повторить звукоподражание и назвать животное. Если малыш затрудняется, мама называет сама (дает образец ответа).

В конце занятия взрослый снова показывает малышу картинку, просит сказать, кто на ней изображен и как умеет подавать свой голос.

При проведении занятий можно использовать сюжет произведения А. Барто "Кто как кричит?".

Рассматривание картинок. Закреплять умение узнавать знакомый предмет на картинке. К 1 году 4 месяцам учить находить изображение предмета, выбирая его из нескольких картинок. К полутора годам предлагать картинки, на которых предмет изображен с достаточным количеством понятных деталей (кукла с бантом, мальчик с дудочкой, девочка с шариком). Знакомить малыша с изображением знакомых ему животных и птиц. Учить находить их изображения из четырех-пяти картинок, отвечать звукоподражанием на вопросы: "Как лает собачка? Как кудахчет курочка?" Узнавать по изображению на картинке предметы и их состояние (кошка лежит, собачка ест, уточка плавает), положение игрушки (пирамидка стоит, мяч плывет на водной поверхности, воздушный шарик улетает).

Занятие с предметными картинками

Цель. Закреплять умение узнавать на картинке знакомые предметы и называть их хотя бы облегченными словами.

Материалы. Четыре-пять картинок крупного размера, изображающие знакомые ребенку объекты и такие же игрушки: собака, кукла, кошка, мяч, мишка, машина.

Ход занятия. Взрослый около каждой игрушки кладет картинку и располагает их в разных частях комнаты, а потом поочередно рассматривает с ребенком все объекты, после чего собирает картинки.

Малышу предлагают картинки одну за другой и просят показать или принести ту игрушку, которая нарисована на картинке.

В конце игры можно показать сценку, например, с куклой и мишкой, которые перекатывают мяч друг другу. Или с собачкой и кошкой, которые по очереди катаются на машине.

Знакомство с художественной литературой. Читать художественные произведения, действующие лица которых - знакомые персонажи (птичка, собачка, кошечка, петушок), где описываются понятные ребенку ситуации ("Петушок, петушок", "Курочка", "Киска, киска", "Баю, баю", "Солнышко-ведрышко" в обработке В. Федявской; "Собачка" Н. Комиссаровой; "Кошечка" Н. Найденовой).

"Петушок-петушок"

Цель. Учить слушать художественный текст. Формировать чувство ритма. Обогащать ребенка впечатлениями, используя иллюстрации. Воспитывать интерес к персонажам народных произведений, желание включаться в игровое взаимодействие со взрослым, подражать голосам.

Материалы. Книга с иллюстрациями народных произведений для самых маленьких, игрушка "Петушок", плотный лист бумаги формата А1, скатанный в рулон, который вставлен в высокую вазу (банку, устойчивую коробку - "спица").

Ход занятия. Взрослый читает наизусть:

Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване (имя ребенка) спать не даешь?
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Взрослый и малыш рассматривают игрушку, взрослый показывает, где у петушка гребешок, бородушка, хвостик, ножки, еще раз подчеркивает, как кричит петушок, и побуждает ребенка к повторению.

Изображение петушка рассматривают в книге, на иллюстрации.

Взрослый и ребенок играют с петушком: после повторения потешки птица-игрушка "взлетает" на "спицу" (рулон). Его ножки укрепляются в отверстии рулона. Взрослый осторожно вращает вазу вокруг оси, петушок красуется перед малышом. Этот прием побуждает ребенка еще раз вглядеться в игрушку. Взрослый предлагает крохе позвать петушка: "Иди, иди к нам!" В конце занятия ребенку предлагается "покормить" игрушку (в качестве "угощения" можно использовать свернутые маленькие бумажки) и еще раз повторить песенку про петушка.

Занятие с Петрушкой

Цель. Познакомить ребенка с Петрушкой - фольклорным персонажем. Обогащать малыша впечатлениями. Использовать появление Петрушки для активизации повышенного интереса к разыгрываемой ситуации и обогащения речевой практики ребенка. Это занятие желательно проводить в особые дни в семье - как сюрприз в день рождения или в других подобных случаях.

Материалы. Персонаж кукольного театра (перчаточная кукла). Петрушку можно изготовить самостоятельно из любой куклы (высота 30-40 см), переодев ее в яркий комбинезон и колпачок.

Ход занятия. Взрослый надевает на руку перчаточную куклу и прячет ее к себе в карман.

Разыгрывается сценка появления Петрушки: вначале появляется нос, затем головка, ручки. Мама разыгрывает удивление, радость, знакомит Петрушку с малышом. Сказочный персонаж "играет": прячется то в карман, то за спину взрослого, то под салфетку. Малыша побуждают "поговорить" с Петрушкой, поздороваться с ним за ручку.

Кукла "поет", "танцует" для ребенка, "играет" на музыкальных инструментах. Далее занятие разворачивается ситуативно, в зависимости от желания ребенка играть, разговаривать, действовать вместе с Петрушкой.

Все занятия проводятся в режиме двигательной активности малыша. Моменты малой подвижности должны сочетаться с ходьбой, перемещением в пространстве. И конечно, все занятия включают элементы речевой практики.

© 2008-2017, rebyenok.ru