Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Характеристика периода от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Характеристика периода от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

В этом возрасте поведение малыша заметно меняется. "Ребенок растет, умнеет", - говорят взрослые. Чтобы понять объективную выраженность этого явления, мамам и папам желательно иметь точные представления о раннем детстве.

Время постигать закономерности. Ориентировочно-исследовательское поведение малыша носит безусловный (врожденный) характер. Иными словами - основывается на непроизвольном интересе к окружающему. Дитя, как губка, впитывает всю информацию из окружающего мира. В разные периоды раннего детства ребенок обнаруживает разную степень возможного освоения того, что видит, слышит, ощущает и воспринимает. Ориентировочные процессы и их качественные характеристики показывают объективный уровень освоения информации из окружающего мира и связаны с формированием центральной нервной системы малыша. Они имеют прямое отношение к развитию высших психических функций: ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и т. п. Следовательно, изменения в активной ориентировке позволяют судить о познавательных процессах в умственном развитии маленького человека и зрелости его центральной нервной системы.

В 1 год 6 месяцев происходит качественный скачок в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Во-первых, значительно повышается его активный интерес к окружающим предметам и игрушкам. Дитя уже не только обращает внимание на их внешний вид (яркость цвета, необычную форму), его больше интересует процесс использования всех этих вещей и отношение к этому взрослых, т.е. важна оценочная характеристика происходящего.

Во-вторых, в связи с вышесказанным значительно более длительными и устойчивыми становятся поисковые, ориентировочные действия с предметами и игрушками. Дитя уже не манипулирует ими, а изучает их особенности. Кроху привлекают ситуации, в которых открывается функциональное назначение предметов. Теперь игры с предметами и игрушками стали более длительными: к 1 году 6 месяцам они занимают в три, а к 1 году 9 месяцам -в четыре раза больше времени, чем раньше. Ребенок меньше отвлекается во время занятий и игр. Количество полных отвлечений уменьшается в 1 год 6 месяцев в четыре с половиной раза, а к 1 году 9 месяцам -в шесть раз. Кроме того, к 1 году 9 месяцам в поведении малыша появляется избирательность. Дитя выходит из игровой ситуации, которая обеднена эмоционально, не насыщена информацией, не несет в себе новизны, не дает достаточных поворотов сюжета и т. п.

Значительно меняется социальный статус малыша в ориентировочно-исследовательской деятельности. А активность ребенка в этом процессе весьма наглядно проявляется в общении со взрослыми. Точнее, в определенных формах этого общения:

  • В оценке ситуации по эмоциональному отношению взрослого (ориентировочное действие - взгляд на лицо взрослого): в ситуации непонимания ребенок вглядывается в лицо мамы, пытаясь уловить ее эмоциональное отношение к тому или иному событию.
  • В поиске сопереживаний со взрослым по поводу нового явления.
  • В активизации взрослого с целью получения информации: смотрит на маму, ожидая разъяснений по тому или иному поводу.

Неужели ребенок так глубоко погружается в познание окружающего мира? Да, это так. Описанные выше ориентировочные действия говорят о том, что к 1 году 9 месяцам в активной ориентировке происходят огромные качественные изменения, выводящие малыша на новый, более высокий уровень взаимодействия. Именно поэтому ребенок начинает реагировать не только на внешнюю сторону какого-либо явления, но и ищет внутренние закономерности в нем. Дитя не только констатирует (называет) предмет, игрушку, но и находит какие-то связи, объясняющие ему логику присутствия данного предмета в своей жизни. И взрослый должен помочь ему в этом.

Ни минуты покоя! Малыш в 1 год 9 месяцев очень подвижен. Он уже научился самостоятельно перемещаться в пространстве, забираться на высоту, спускаться вниз, менять направление движения и теперь наслаждается своими возможностями, повторяя и повторяя понравившееся действие. Малютку переполняет радость активного взаимодействия с окружающим миром, желание все постичь на собственном опыте. "Я сам!" - лозунг его жизни.

Ребенок не теряет ни минуты времени: еще так много непознанного вокруг! Сама природа детства этого периода закладывает в ребенке активную позицию освоения окружающего мира. Это проявлялось и раньше, но сейчас проходит на новом, более высоком уровне, с более высокой степенью самостоятельности и активного действия. И это понятно, ведь малыш многому научился, а значит, можно говорить о приобретенном опыте.

Крохе не безразлично, что говорят и показывают ему взрослые, чему и как его учат, а также кто это делает и какими методами. Следовательно, полноценная жизнь ребенка этого возраста - организованная взрослыми действительность, семейный быт и форма внутреннего взаимодействия. Малыш многого ожидает от взрослого окружения, поэтому именно на этом этапе взрослые должны уделять ребенку как можно больше внимания, чтобы заложить фундамент его будущих возможностей и способностей.

Повзрослевший, но не взрослый. В этот возрастной период наблюдается качественный скачок в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие. Заметны позитивные изменения в ориентировочном поведении малыша - появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. У ребенка отмечаются специфические исследовательские действия руки. Малыш, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, ушла характерная для начала второго года тревожность, боязнь всего необычного, особенно если мама рядом. Она выступает как гарант безопасности. Если мама спокойна, значит, и тревожиться не стоит.

Однако было бы неправильным считать, что в этот период малыш становится разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Он по-прежнему импульсивен, эмоционален, хотя прекрасно понимает слова "можно" и "нельзя", просто по сравнению с ранним периодом детства более дипломатично улаживает свои дела. Ребенок не идет на прямой конфликт со взрослыми, в их присутствии не будет делать то, что ему строго запретили. Но стоит отвернуться, как проказник возвращается к задуманному. Дело в том, что в этом возрасте у крохи интерес к жизни сродни одержимости страстью, это чувство одолевает малыша гораздо сильнее, чем в самом начале второго года жизни. Поэтому для малютки отказаться от своих замыслов - большое испытание. Любопытство заставляет малыша заглядывать в коробочки, ящички, залезать в сумочки и т. п. Чувствуется настойчивость его желаний, стремление добиваться своего. Ребенок заявляет о себе как о существе, имеющем право на выбор и волеизъявление: "хочу" или "не хочу". Как относиться к его противодействию? Родители должны понимать, что поведение малыша следует рассматривать с учетом его возрастных особенностей, а не с точки зрения логики взрослого человека. Любопытство малютки - природа детства. В основе этого любопытства - стремление познавать мир во что бы то ни стало. Угасить это стремление - значит обеднить жизнь ребенка. Так стоит ли бороться с желанием малыша накапливать впечатления, информацию о предметах и их свойствах? Конечно, трудно смириться с упорным стремлением крохи, к примеру, смешивать рис с манкой в кухонном шкафу. Но, может быть, родители просто не сумели заполнить досуг своего ребенка чем-то более интересным, например изготовлением куличиков прямо на кухне, рядом с мамой? Организовать это занятие можно даже зимой, если с осени запасти специальный ящик с песком. Это лишь один из вариантов того, как повернуть детскую активность в полезное русло.

Еще один важный момент: ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен самому себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. В этом

возрасте дитя еще не умеет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, изображая кого-либо, не умеет играть вместе с детьми. Поэтому родители не просто присматривают за малюткой, а выступают партнерами в его занятиях, принимают активное участие в игре.

Если в предыдущие три месяца главным было накопление сенсорного опыта, развитие понимания речи, двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас происходит первая систематизация полученных ранее впечатлений и постепенное их преобразование в речь.

Попробуйте понять! Развитие активной речи во втором полугодии второго года жизни становится одной из главных задач. Именно общение со взрослыми приводит к еще более уникальному феномену в речевой практике малыша: у него появляется так называемая автономная детская речь. Ребенок пытается говорить на своем языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами ("собачка" - "авав"; "уточка" - "гага"; "машинка" - "биби" и т. п.). С этим явлением уже приходилось сталкиваться в предыдущие три месяца. Такой детский язык отличается от обычного взрослого, во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых, своей смысловой стороной (значением слов). Особенностью речи малышей этого возраста является яркая индивидуальность - у каждого ребенка свой язык, понять который могут только близкие взрослые. Именно они, исходя из конкретной ситуации, связывают "авторские слова" с определенным смыслом того, что хочет сказать дитя. Например, "Тэта гуга по. Авав Ляма гуга тоо..." - "Таня гулять пойдет. Собака Альма гулять пойдет тоже". Или: "Ката пака "а-а-а" - "Катя плакала: "А-а-а". Как видно из приведенных примеров, фонетика слов состоит из корней или начала слов: "каша" -"ка", "молоко" -"моко", "киска" -"ки" и т. п., а по содержанию малыш может объединять слова по несущественным, ситуативным признакам. И все же это активная речь малютки. Ребенок произносит, изобретает слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. А главное, заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог со взрослыми.

У всех ли малышей появление автономной речи обязательно? Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Существуют общие закономерности, характерные для большинства детей второго года, позволяющие выделить особенности речевого развития. Автономная речь - одна из них.

Взрослые должны правильно реагировать на автономную детскую речь. Ее появление закономерно, поэтому не должно вызывать удивления или недовольства со стороны родителей. "Переводя" высказывания сына или дочери, мама и папа дают ребенку образец правильного произношения, интонационной выразительности. Малыш неисчерпаем в своем самовыражении, и автономная детская речь как раз и является примером этого.

Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На этой стадии детской речи не существует еще чисто словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации. Думать с помощью слов вне наглядной ситуации дитя пока не в состоянии, хотя в недрах наглядно-действенного мышления крохи уже зарождаются начальные черты речевого мышления. Взрослые помогают малышу обозначить словом все, что разворачивается перед его глазами, и вместе с тем как бы раскрывают ход своих мыслей, заключений, поясняют, подтверждают или опровергают его собственные предположения, догадки. В активной речи малыша присутствуют вопросы, связанные с установлением причинно-следственных отношений. Ситуации очень простые, но они показывают, что дитя пытается понять, например, почему мальчик смеется (потому, что ему подарили машину), почему девочка испугалась (потому, что к ней подошла собака), и т. п. Автономная речь - это еще один этап, выводящий малыша на более высокий уровень взаимодействия с социумом. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй.

Овладение речью является одним из показателей развивающегося интеллекта малютки. В первом полугодии второго года у ребенка интенсивно развивается понимание речи, во втором - разговорная (активная речь). Если к 1 году 6 месяцам активный словарь малыша составляет 30-40 слов, то к 1 году 9 месяцам (2 годам) он возрастает примерно в 10 раз. Это закономерно. Однако для полного успеха взрослым необходимо создать условия развития активной речи малыша.

Взрослым необходимо:

  • Включать речевое общение с ребенком в активную практику освоения им окружающего мира.
  • Создавать в повседневной жизни малыша ситуации, вызывающие необходимость в речевом контакте со взрослым.
  • Практиковать ситуации, вызывающие у ребенка интерес и желание входить в речевое общение с близкими.
  • Побуждать к активной речевой практике как к одному из путей познания социального и природного окружения (поведение и деятельность людей, их отношения в социуме, взаимодействие с природой и животным миром).
  • Использовать речь как средство воспитания личности ребенка, оказывая влияние на его поступки не только с позиций запрета - "можно" или "нельзя", но и с точки зрения оценки самого поступка - "хорошо" или "плохо".
  • Учить пользоваться речью. Подводить малыша к мотивации своих действий, основываясь на их результате, и таким образом закладывать в поведении ребенка элементы самоорганизации, нравственно-этического воспитания.
  • Давать правильный образец речи, используя прямой (диалог) или косвенный (монолог) речевой контакт с ребенком.
  • Постепенно вытеснять из активного словаря ребенка лепетные (облегченные) слова, заменяя их общеупотребительными.
  • Внимательно относиться к автономной речи малыша, формируя звукопроизношение отдельных слов на основе речевого подражания. Побуждать к произнесению простых предложений из двух-трех слов.

Прогресс по всем направлениям. Дитя изначально видит перед собой целостную картину мира, хотя и многого еще не понимает, но уже способно понимать действия человека и животных, которые связаны с выражением желаний (потребность есть, пить, спать и т. п.), физических состояний (холодно, жарко, мокро и т. п.), эмоциональных проявлений (испугался, обрадовался, заплакал, застеснялся и т. п.), а также с сочувствием и помощью (например: "Пожалей зайку - он испугался". Или: "Угости белочку - ей хочется съесть орешек", и т. п.). На конкретных примерах собственного отношения к миру, используя показы с куклой и игрушками, изображающими животных, взрослый способствует формированию у малыша добрых чувств, доброжелательности к взрослым и детям, бережного отношения ко всему живому. Это начало нравственно-этического воспитания.

Значительные изменения происходят и в умственном развитии ребенка. Он умеет выполнять несложные задания на соотнесение и группировку предметов. Если раньше малыш справлялся с дидактическим заданием по формуле "Найди такой же!" (кубик, шарик, картинку, куколку и т. д.), то теперь он может справиться и с более сложной задачей: "Дай такой же, но..." (кубик большой и такой же, но зеленый, и т. п.). Предметная игра по-прежнему ведущая деятельность малютки, но она уже опирается на более развитые аналитико-син-тетические связи в коре головного мозга. А это значит, что дитя уже делает обобщения по существенным признакам в зависимости от поставленной перед ним задачи (находит одинаковые игрушки и раскладывает их по величине, форме или цвету; так же поступает и с картинками, предметами быта и т. п.).

Пришедшее к ребенку умение использовать предметы по их назначению оформляется в развитую сюжетно-отобрази-тельную игру: малыш метлой подметает дорожку, совком нагружает песок в ведерко. Он продолжает с интересом наблюдать за действиями взрослого: ребенку важно видеть, как ведет себя мама или другой человек, и понять, для чего он использует те или иные предметы. При этом кроха проявляет интерес не только к предметам, но и к действиям с ними. И это понятно. Овладение функциональными действиями без показа взрослого невозможно.

Деятельность с учетом значения вещей, многократное воспроизведение общих схем их использования применительно к разнообразным ситуациям развертываются в особую форму игры - предметную игру по содержанию и сюжетно-отобрази-тельную по своей направленности. Дитя кормит куклу из ложечки, поит из чашки, купает в ванночке, качает в колыбели и т. п. Что это значит? Малыш проигрывает с куклой фрагменты своей собственной жизни, отображает, но не берет на себя какую-либо роль. Не случайно малыш в этот период интенсивно учится, как отмечалось выше, самостоятельности в элементарном самообслуживании и в совместных действиях со взрослыми.

Что же должны делать взрослые для того, чтобы обеспечить ребенку поступательное развитие в третьем триместре?

© 2008-2017, rebyenok.ru