Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Формировать умение ребенка собирать двухместные дидактические игрушки. Учить малыша выбирать предметы по размеру и соответственно называть их: "большой", "маленький". Способствовать пониманию слова "меньше", соответствующего промежуточной величине предмета. Развивать умение ребенка собирать пирамидку из двух, а затем из трех колец разных размеров: большое, поменьше, маленькое (и в том и в другом случае необходима помощь взрослого). Развивать мелкую моторику пальцев малыша, побуждая его выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши: не менее 3-4 см). Продолжать знакомить ребенка с предметами, издающими различные звуки.

Занятие с пирамидками

Цель. Развивать навык действия с предметами в определенной последовательности. Учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого. Закреплять умение выбирать предмет, ориентируясь на величину и учитывая последовательность соотношения "большой-маленький". Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящихся действий и определении положения предметов в пространстве.

Материалы. Четыре цветные пирамидки (красная, зеленая, желтая, синяя), каждая из которых состоит из неподвижной основы и трех соответствующих ей по цвету колец - большого, поменьше и маленького. Высокий стержень (20-25 см) на подставке.

Ход занятия. Мама предлагает малышу поиграть с ним и с зайкой (мишкой, куклой, поросенком и т. п.). Она усаживает малыша за столик, на который ставит игрушку, и говорит: "Зайка будет играть с нами!" Затем выставляет все четыре пирамидки, называет их цвет, снимает с пирамидок крышечки и откладывает их в сторону.

Мама предлагает ребенку взять одну из пирамидок, называет ее цвет. Затем просит кроху снять верхнее (самое маленькое) колечко, передать пирамидку зайке, снимает среднее колечко, отдает его зайке. Просит зайку передать пирамидку ей обратно, снимает самое большое кольцо, кладет его около себя. Обращает внимание ребенка на то, что пирамидка разобрана и остался пустой стерженек.

Ребенку предлагается проделать то же самое и с другими пирамидками. Таким образом, у играющих оказывается по четыре колечка красного, зеленого, синего, желтого цвета: у малыша маленькие, у взрослого большие, у зайки средние.

Мама берет высокий стержень. Оставляя зайку с его кольцами в сторонке, обращает внимание малыша на те колечки, которые остались у них: "У тебя маленькие, у меня большие". Затем она просит ребенка приложить маленькое кольцо к тому, которое есть у нее. Так они раскладывают колечки парами, ориентируясь на величину и цвет. Затем мама берет высокий стержень и предлагает ребенку выбрать большие кольца и последовательно нанизать на стержень. Если ребенок затрудняется, мама делает это сама, комментируя свои действия. На большие кольца так же последовательно они помещают малые - получается разноцветная пирамидка в форме бутылочки. Мама и ребенок ее рассматривают. Вновь разбирают и собирают. Мама подчеркивает величину колечек.

Предлагается собрать маленькую пирамидку для зайки, нанизывая его колечки на маленький стерженек.

Мама помогает малышу разобрать пирамидку-бутылочку, оставляя большие колечки в одной стороне, маленькие -в другой. Затем придвигает пустые стержни и предлагает собрать пирамидки из двух колечек - большого и малого. Она нанизывает большие кольца, обращает внимание на цвет основы, подбирает к ней большие кольца. Просит малыша подобрать из малых колечек по цвету (такой же) второе колечко на каждый стержень. Играющие вместе раскладывают к пирамидкам крышечки, ориентируясь на их цвет.

Пирамидки из двух колечек вновь раскладываются: ребенку малые колечки, маме большие. "Соберем пирамидки, как у зайки", - говорит мама, придвигая малышу стержень. Ребенок нанизывает маленькие колечки последовательно на стержень. Мама называет их цвет, малыш повторяет за ней. Аналогично собирается пирамидка из больших колечек. В конце занятия мама обращает внимание на красивые разноцветные пирамидки. "Вот как мы умеем! - говорит она, утверждая ребенка в его действиях. - И у зайки тоже цветная пирамидка!"

Это вариант наиболее полного занятия. Каждая часть его может быть отдельным занятием. К концу этого возрастного периода ребенок сумеет выполнить все его части самостоятельно. Чуть позже следует начать знакомить малыша с соотношением величин: "большой" - "поменьше" - "маленький". В описанном примерном занятии кольца поменьше - зайкины колечки.

Занятие с цветными колпачками

Цель. Закрепить практические навыки действия с полыми предметами. Учить находить соответствующие детали-вкладыши, выполнять действия с предметами, ориентируясь одновременно на два свойства - цвет и величину. Продолжать развивать моторику пальцев.

Материалы. Для занятия используются вкладыши. Это могут быть цветные кубы или колпачки (конусы), мисочки (цилиндры) либо другие восемь парных по цвету предметов, убирающихся последовательно один в другой. Набор включает две однотипные части: первая - четыре колпачка (красный -самый большой колпачок, желтый, зеленый, синий - последовательно уменьшающиеся); вторая часть состоит из точно таких же убирающихся друг в друга колпачков в той же цветовой последовательности, но меньших по размеру.

Ход занятия. В начале игры мама привлекает внимание ребенка к набору колпачков и предлагает поиграть вместе с папой и бабушкой (дедушкой, сестренкой). Если взрослые заняты, мама играет с малышом и предлагает в качестве двух других партнеров использовать игрушки. Она предлагает, например, пригласить зайку и мишку, куклу и Петрушку или других партнеров.

Снимается верхний колпачок и располагается перед малышом, называется его цвет. Набор колпачков передвигают к маме, она снимает второй, например желтый, и располагает около себя. Колпачки передвигаются к папе, он снимает верхний - зеленый; набор передвигается к бабушке, она снимает верхний - синий.

Набор оставшихся четырех предметов "едет" по второму кругу. У каждого играющего остается по два предмета разной величины и одного цвета.

Мама показывает, как малый колпачок "прячется" под большим. Этот игровой момент повторяется последовательно всеми играющими. Мама показывает, как можно сделать башенки. Малые колпачки опускаются на большие. Получаются четыре цветные башенки: красная, желтая, зеленая, синяя - каждая из двух деталей. Все играющие называют последовательно величину и цвет колпачков.

Колпачки, переходя по кругу, последовательно, начиная с самого малого, скрываются меньший под большим. Таким образом, весь набор предметов "свертывается", принимая изначальный вид.

Колпачки могут выстроиться один за другим в последовательном уменьшении, а затем превратиться в высокую башню путем последовательного наложения меньшего предмета на больший. В конце занятия мама обращает внимание на красивую башенку из восьми разноцветных колпачков.

Во время игры взрослые показывают малышу последовательность своих действий и результат, акцентируют внимание ребенка на двух свойствах одновременно - величине и цвете каждого колпачка, просят малыша повторять за ними названия цветов.

Взрослые побуждают малыша самостоятельно сделать высокую разноцветную башенку из восьми колпачков: "Вот как Сашенька (Олечка, Ванечка) умеет!"

Это наиболее полный вариант занятия с колпачками. Аналогичное занятие можно провести с наборами из других предметов-вкладышей. Каждая часть может быть отдельным занятием в процессе роста и взросления ребенка. Творческая интерпретация взрослого, активность малыша, яркая эмоциональная игровая форма взаимодействия способствуют формированию устойчивого интереса к дидактическим (обучающим) игрушкам.

Занятие с двумя матрешками

Цель. Продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, состоящей из двух однотипных и взаимосвязанных частей, выполняя рассоединение и соединение с учетом соотношения их величин и положения в пространстве (большой - маленький, нижняя - верхняя части).

Материалы. Две разборные матрешки высотой 10-12 см и 5-6 см.

Ход занятия. Мама дает малышу две матрешки - большую и маленькую; обращает внимание на их величину, просит показать, где большая матрешка и где маленькая, дает возможность ребенку их рассмотреть, поиграть с ними.

Малыш учится раскрывать матрешки - вначале большую, затем малую. Мама помогает ребенку снять верхние части с обеих игрушек, расставить их одну против другой, затем учит собирать предметы, ориентируясь на величину частей.

Мама показывает, как маленькая матрешка вкладывается в большую. Этот момент обыгрывается ("Маленькая матрешечка спряталась!").

Аналогичное занятие проводится с бочатами, другими двухместными игрушками-вкладышами.

Занятие с шарами и шаробросом

Цель. Учить действовать с шарами, выбирая их по форме и величине, обхватывать предмет, удерживая его ладонью и пальцами, понимать слова "большой", "поменьше", "маленький", а затем сочетание слов "поменьше" и "побольше".

Материалы. Коробка-шароброс в виде прямоугольного параллелепипеда размером 40x20x20 см. Три большие стороны имеют разные по величине круглые отверстия диаметром 2,5, 4,5, 6,5 см. Четвертая сторона имеет прорези всех трех размеров; количество прорезей пять-шесть, они расположены на одинаковом расстоянии в шахматном порядке. Шары трех размеров (диаметром 2,4, 6 см). Шароброс можно сделать из обыкновенной плотной коробки. Шарики подбираются из различных пособий, а также из набора пирамид, состоящих из шариков.

Ход занятия. Мама дает ребенку большие и маленькие шары диаметром 2 и 6 см. Она ставит перед малышом шароброс, повернув его рабочей стороной с малыми отверстиями, и предлагает большие шарики опустить в дырочки. После того как малыш практически убеждается, что большие шары не проходят в малые отверстия, мама объясняет: "Шарики большие, а дырочки маленькие. Мы возьмем сейчас только маленькие шарики". Они выбирают малые шары. Ребенок опускает их в малые отверстия.

Мама предлагает малышу опустить в шароброс большие шары. Она поворачивает коробку так, чтобы большие прорези оказались наверху. Ребенок опускает в них большие шары. Мама учит ребенка задержать руку с шаром над отверстием, точно соотнести, затем расслабить пальцы и протолкнуть шар в отверстие. Все эти действия она выполняет в замедленном темпе, при необходимости пользуясь методом пассивных движений (рука мамы - на руке ребенка).

Варианты. На следующих занятиях используются шары с меньшей разницей в величине (диаметром 2 и 4 см или 4 и 6 см). При условии регулярных игр-занятий у ребенка быстро вырабатываются точные дифференцировки, глазомер, целенаправленные движения рук. К 1 году 9 месяцам дитя сможет выполнять игровые действия с ориентировкой на три величины шаров: маленький, поменьше, побольше; для этого используется четвертая сторона шароброса с прорезями различного диаметра (помощь взрослого по необходимости).

Занятие с машинками

Цель. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их динамические свойства; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство (величину или цвет).

Материалы. Три-четыре машины одного цвета и разной величины: 8-10 и 16-20 см; два гаража-картонки, имеющие разные по величине отверстия: 9-11 и 17-21 см.

Ход занятия. Мама располагает гаражи на удлиненной поверхности (столе, доске, скамейке), помещая их на крайних сторонах; средняя часть - площадь разъезда машинок. Игровая задача заключается в необходимости провезти машинки в соответствующие отверстия, предварительно соотнеся их по величине. Взрослый обращает внимание на то, чтобы малыш возил предметы левой и правой рукой.

Варианты. Аналогичное занятие проводится с машинками одной величины и разного цвета. Вместо гаражей на стол кладут цветные полосы, соответствующие цвету машин. Дети постарше могут выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно - например, найти большую красную машину и маленькую красную машинку (помощь взрослого по необходимости).

"Строим лесенку"

Цель. Научить ребенка выполнять сюжетные конструкции исходя из игровых задач.

Материалы. 12 одноцветных "кирпичиков" (параллелепипедов), матрешка.

Ход занятия. Мама просит малыша научить матрешку ходить по лесенке. Для этого они вместе строят лесенку из шести деталей: соединяют широкими сторонами один кирпичик, два кирпичика, положенных один на другой; три кирпичика, так же уложенных.

По лесенке малыш ведет матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. "А как же матрешечка будет спускаться?" - спрашивает мама и предлагает построить вторую такую же лесенку из других шести кубиков. Вторая лесенка придвигается к первой торцевой стороной (на спуск). Матрешка спускается по ней вниз.

Построенная лесенка обыгрывается в различных вариантах: по ней спускаются и поднимаются и другие игрушки (мышка, зайка и др.).

© 2008-2017, rebyenok.ru