Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ознакомление с предметами домашнего обихода. Знакомить ребенка с назначением предметов верхней одежды и обуви (пальто, рейтузы, шарф, варежки, сапоги), посуды (чайник, чашка с блюдцем, кастрюля). Учить ориентироваться среди однородных предметов, различных по виду и назначению (шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; полка для полотенца, полка для игрушек, полка для цветов и т. п.).

В играх-занятиях "Поручения" учить находить названный предмет в ситуации усложненного выбора: сходные по форме (тарелка и блюдце, чайник и кастрюля), близкие по звучанию названий (стол и стул, шапка и шарф); выполнять поручения, состоящие из двух взаимосвязанных действий.

Привлекать малыша к посильной помощи взрослому (принести тряпочку, убрать игрушки на место, убрать частично свою одежду в шкаф, подать взрослому упавший предмет и т. д.).

Проводить целевые показы (стирка платья для куклы, глажение платья для куклы, починка игрушек). Воспитывать интерес к трудовым действиям, обогащать первоначальные представления о некоторых из них.

Проводить инсценирование с помощью игрушек. Продолжать показы бытовых ситуаций с куклой, усложняя содержание инсценирования: закреплять представления о предметах верхней одежды (пальто, шарф, шапка, варежки, рейтузы, сапожки или валенки), показывая одевание куклы. Знакомить с названиями этих вещей, особенностями их использования. Учить понимать простейшие причинно-следственные отношения (одеваются, чтобы не было холодно; варежки нужны, чтобы не замерзли руки; шапку надевают, чтобы не замерзла голова, и т. д.). В инсценирование включать персонажи: знакомых животных, других кукол. Разыгрывать эпизоды из жизни ребенка, показывать характерные взаимоотношения, проигрывая цепь взаимосвязанных действий, одно из которых логически вытекает из другого (например, мишка пришел в гости к зайке, принес ему подарок - морковку и капусту; зайка угощает мишку - поит его чаем. Они предлагают малышу пить чай. Зайка угощает ребенка морковкой, а мишка - конфеткой). В процессе занятий знакомить малыша с названиями отдельных предметов одежды, мебели, посуды, с их назначением; отмечать цвет и величину предметов, специально подбирая их по различным признакам (чашка зеленая и чашка красная; тарелка большая и тарелка маленькая и т. п.).

Домашние животные. Продолжать ознакомление с домашними животными -кошкой, собачкой. Показать плавающую рыбку, отметить ее особенности (есть глазки, рот, она может жить в воде). Понаблюдать за птичками (в зимнее время сделать кормушку за стеклом - например, на балконе), насыпать корм, обратить внимание на то, что птички летают. Побуждать к звукоподражанию ("пи-пи-пи").

Транспорт. Расширять представления о транспортных средствах: наблюдать не только за легковым автомобилем, но и за грузовой машиной (с дальнего расстояния).

"Кукла Катя собирается на прогулку"

Цель. Расширить представление о знакомых ребенку предметах верхней одежды.

Материалы. Кукла среднего размера (30-40 см), игрушечные саночки (зимой), колясочка для куклы (летом). Кукольная одежда: для лета - платье, бант, панама, носочки, туфельки, фартучек и т. п.; для зимы - пальто (шубка), рейтузики, шарф, шапка, сапожки и т. п.

Ход занятия. Кукла Катя собирается вместе с малышом на прогулку. Мама обращает внимание ребенка на то, что, выходя на улицу, люди одеваются по погоде, чтобы им было тепло (зимой) или нежарко (летом).

Проводится аналогия с одеждой самого малыша.

Ребенок вместе с мамой одевает куколку на прогулку. Мама неторопливо показывает всю экипировку куклы и разъясняет принадлежность каждого предмета, называет, предлагает взять в руки то одну, то другую вещь, отмечает ее цвет. Используются игровые приемы: мама говорит за игрушку, обращается к ребенку с вопросами, просит повторить новые слова и т. п. Мама сначала одевает куклу, а затем одевается малыш.

Куклу выносят на улицу, ее помещают в саночки (колясочку) и катают по ровной дорожке (за веревочку) или на игрушечных санках с горки. Чтобы малышу было интересно, катаются поочередно - то малыш, то куколка. Мама старается наполнить эту сценку юмором, шутками, смехом, весельем игровых ситуаций. Можно, например, продекламировать:

Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись!
Ты смотри не упади,
Там канавка впереди! (О. Высотская )

Варианты. Аналогично проводятся занятия с другими игрушками. На прогулку берут мишку (его можно завернуть в одеяльце), поросенка, т. е. любую сюжетную игрушку, стилизованную под ребенка. В летний период игра разворачивается по летнему сценарию.

В отличие от занятий в предыдущий период, разыгрываются более развернутые сюжеты, используется большее количество игрушек-аксессуаров (бутылочка, соска, погремушка и другие принадлежности для куклы), мама как бы "идет за малышом", предоставляя ему возможность самому строить сюжет, поэтому игра-занятие требует от малыша большей активности, выдумки, самостоятельности. Если дитя пассивно, то взрослый ведет малыша по своему сценарию, предлагая то один, то другой вариант игровых действий. Летом они могут играть с куклой в прятки, плести для нее венки, делать шапочки из листиков, собирать цветочки в маленький букетик и т. п.; зимой - копать снежок лопаточкой, нагружать его в ведро, отвозить и пр.

"Посуда для куклы Кати"

Цель. Обогащать ребенка игровыми сюжетами, отражающими знакомые бытовые ситуации, связанные с приемом пищи и необходимой для этого посудой. Пользоваться доступными речевыми средствами, в случае необходимости прибегать к указательному жесту. Закрепить представление о функциональном назначении предметов столовой и чайной посуды (игровые наборы).

Материалы. Кукла среднего размера (40-50 см), кукольная чайная и столовая посуда (сервизы).

Ход занятия. Сюжет: кукла Катя проголодалась. Ее нужно покормить. Взрослый ситуативно вводит в сюжет то один, то другой предмет, побуждая ребенка к решению задачи, поиску и выбору необходимых предметов (например: "Что же Кате нужно, чтобы попить молоко, чай? Чашка! А что нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же ты видишь их? Принеси!").

В конце занятия ребенок кормит и поит куклу. Предметы кукольной посуды переходят в его хозяйство.

Рассматривание картинок. Учить рассматривать картинки с простым сюжетом (кукла сидит на стуле, мишка спит в кроватке, кошка играет мячом и т. д.). Можно использовать живые картины, в которых по ходу рассказа меняется изображение персонажей, например пособие "Домашний кинотеатр" (делают его так: наклеить картинки на фланель, вырезать; затем из другого куска фланели сделать "экран", на который прикрепляют изображения и так же легко снимают).

Проводить занятия с парными картинками с целью закрепления представлений о величине, цвете, форме предметов (мячи - большой и маленький; ведерки - красное и желтое; кубик и шарик - их форма) и т. д.

"Что купили на рынке?"

Цель. Показать настоящие овощи и соотнести их с соответствующими картинками. Учить сравнивать предметы и их изображения на картинках. Познакомить с названиями отдельных овощей.

Материалы. Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь. Соответствующие им картинки.

Ход занятия. Мама показывает, что купили на рынке, называет каждый овощ.

Малыша учат сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе занятия используются игровые приемы и фольклорные сюжеты (например, потешка "Огуречик-огуречик" или подговорки: "Вот морковка, вот капуста - зайке будет вкусно-вкусно!"; шутки: "А, это картошка! Где большая наша ложка?"; стихи, например: "Помидор - словно красный светофор", и пр.). Фольклорные тексты не рассчитаны на запоминание их ребенком - они создают лишь эмоциональный фон общения.

"Кто с нами рядом живет?"

Цель. Учить узнавать на картинке знакомых животных и птиц. Активизировать речь малыша, используя облегченные слова, звукоподражания, если ребенок не владеет в достаточной степени речью. Если речь ребенка сложилась, стремиться вытеснять из лексикона лепетные слова, заменяя их общеупотребительными.

Материалы. Набор картинок: кошка, собака, петушок, утка.

Ход занятия. Мама показывает каждую картинку отдельно, учит рассматривать изображение, обращая внимание на характерные особенности животного (птицы), замечать некоторые детали на картинке (например, что делает животное: стоит, лежит, смотрит и т. п.).

Рассматривая картинку, можно включать в диалог знакомые ребенку фольклорные песенки, побасенки, потешки. Например:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет -
Через киску упадет!

В конце занятия мама формирует у ребенка умение сравнивать изображения при парном предъявлении в сочетании: собака - кошка, петушок - утка.

Знакомство с художественной литературой. Продолжать воспитывать желание и умение слушать чтение. Через художественный образ формировать гуманистические чувства ко всему живому, любовь к людям, бережное отношение к предметам и игрушкам. Закладывать основы нравственно-этического поведения с помощью произведений детской литературы и фольклора ("Пошел котик на торжок", "Водичка-водичка", "Еду-еду к бабе, к деду", "Ку-рочка-рябушечка"; А. Барто - "Мишка", "Бычок", "Мячик", "Самолет", "Кто как кричит" и др.; В. Жуковский - "Птичка"; В. Сутеев - "Кто сказал "мяу"?"; Л. Комиссарова - "Собачка"; Н. Найденова - "Кошечка" и др.).

"Кого мы встретили в лесу?"

Цель. Учить узнавать знакомых фольклорных персонажей на картинках и повторять знакомые произведения.

Материалы. Картинки, изображающие обитателей леса: заяц, лиса, медведь - и наиболее часто встречающиеся в произведениях для маленьких.

Ход занятия. Мама показывает малышу картинки или иллюстрации из книги. Учит называть зверей сначала при последовательном предъявлении изображений, а затем при попарном (в наиболее контрастном сочетании).

Далее целесообразно использовать игровой сказочный сюжет, но, в отличие от сказки, давать реалистическое изображение животных как на картинках, так и в описании. Например: "Пошли мы с тобой в лес гулять. Вдруг видим - из травки длинные ушки торчат. Кто же это?" В рассказ следует включать краткое, но точное описание животного. Надо обратить внимание на отличительные признаки животных (заяц маленький - медведь большой; заяц белый - лиса рыжая; у зайца хвостик короткий - у лисы длинный, и т. д.).

© 2008-2017, rebyenok.ru