Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Советы родителям. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Советы родителям. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Как начинаются игры детей раннего возраста. Игра как самостоятельная деятельность начинает формироваться уже на первом году жизни, когда в процессе содержательного общения со взрослым ребенок знакомится с игрушками, рассматривает их, прислушивается к их звучанию, манипулирует ими. Затем он пытается найти характерные свойства предметов и отобразить их в игре (трясет погремушку, катает машинку, наклоняет неваляшку-матрешку и т. п.).

К концу первого и в начале второго года жизни игра приобретает качественно новый характер: научившись выделять свойства предметов, ребенок пытается по этим свойствам устанавливать связи между предметами, используя в игре одновременно или последовательно сразу несколько игрушек (кубики складывает в кузов машины, куклу укрывает одеяльцем). Эта игра называется сюжетно-отобразитель-ной, т. к. ребенок отображает несложный момент из собственной жизни, из реальных наблюдений (например, кормит собачку из миски, строит башенку для петушка). Игры эти кратковременны. Вначале малыш повторяет за взрослым одно какое-либо действие с игрушкой, затем два-три действия, связанные общим смыслом, и лишь в конце второго и начале третьего года жизни он пытается связать единым содержанием несколько действий (например, покормить зайку, положить его спать и т. п.).

Большую часть времени малыш занят предметно-продуктивной деятельностью, которая имеет вполне определенный житейский смысл: ест ложкой из тарелки, надевает одежду, умывается, пользуется полотенцем, а ложась спать, укрывается одеялом и т. д.

Практическая жизнь наполняет ребенка знаниями об окружающем, он усваивает назначение каждой вещи (кроватка - для сна, стульчик - чтобы сидеть на нем, чашка - для питья и т. п.). Все это становится сюжетом отобразительных действий, помогает малышу установить смысловые связи между игрушками. Сюжетные игрушки имитируют реальные предметы. Когда малыш подносит игрушечную ложечку ко рту куклы, он знает, что кормит ее, он понял смысл кормления и пока увлечен только действием, ему нравится сам процесс. Вот почему он все время повторяет и повторяет одно и то же действие. Непосвященному взрослому кажется, что такая игра ребенка лишена какого-либо смысла. Нет! Не мешайте малышу! Дайте ему возможность насладиться действием. Он словно убеждается в том, что умеет это делать. Поддержите его, попросите показать, как Лешенька умеет куколку кормить. Включитесь в действие - покормите зайку.

Роль взрослого в формировании игр малыша. Руководить ли игрой? Если это необходимо, то как?

Игра, соответствующая возрастным возможностям ребенка, сама по себе не возникает: малыш еще не может создавать игровые условия и использовать игрушки по назначению. В этом ему должен помочь взрослый - показать, что надо делать с тем или иным предметом, тактично и ненавязчиво направлять игру, подсказать, как еще можно действовать с выбранной игрушкой (покатать любимого мишку в машине или подвезти кубики на "стройплощадку", чтобы достроить домик).

Сначала ребенок копирует действия взрослых, но уже к полутора годам привносит в игру что-то свое - то, что заметил, что его поразило или удивило. Например, вы можете долго искать зубную щетку и обнаружить ее между колес игрушечной машинки. Ну чем не машина для уборки улиц, которую он увидел во время прогулки?

Малыш (особенно до полутора лет) еще не умеет сам организовать себя даже в игре, поэтому начните играть вместе с ним (но не за него!): "Наденька, посмотри, кукла хочет спать. Что же нам делать? Куда ее положит Наденька? В кроватку? Нет? Куда Наденька положит свою дочку? (Выбор должен сделать ребенок.) А! На диван. Хорошо, молодец, Наденька! Твоей дочке будет мягко. Ой, да куколке холодно! Вот там лежит пеленка, давай укроем куклу.

Куколка Аленка,
Вот тебе пеленка!
Ляг, Аленка, скоренько,
Поднимем тебя с зоренькой.
Покачай куклу: "Баю, баю, куколку качаю".

Влияние игры на развитие речи ребенка второго года жизни. Правильно организованная игра способствует развитию речевой активности. Исследуя предметы и игрушки, ребенок называет их, а на этапе формирования сюжетно-отоб-разительной игры у него появляется необходимость обозначать словом свои действия с ними, передавать их общий смысл.

Значительный сдвиг в развитии игры и формировании речи происходит в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев, когда малыш начинает пытаться переводить в речевой план то, что видит. С приобретением опыта в предметно-продуктивной деятельности и игре речь ребенка наполняется содержанием и становится более осмысленной.

Игрушки для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет.
  • Куклы, разные по художественному решению образа, мягконабивные и пластмассовые, со сгибающимися ногами, с лепным париком или короткой стрижкой; с нарисованными, незакрывающимися глазами, размером 10-35 см.
  • Куклы из разных материалов, размером 7-15 см.
  • Ассортимент игрушечных животных расширяют, добавляются разные по художественному решению образа новые игрушки, например насекомые (жук, бабочка); игрушки, изображающие знакомых животных, известных по рассказам и картинкам (слоненок, крокодил Гена, обезьянка и пр.).
  • Игрушечные, по росту ребенка, стол, стул, кровать, шкаф, зеркало.
  • Крупная посуда, по размеру руки ребенка (кастрюля, чайник, тарелки, ложки, чашки с блюдцами и пр.).
  • Кукольное постельное белье.
  • Гладильная доска, утюг.
  • Кухня (кран, кухонная плита).
  • Предметы быта (телефон, часы, торшер).
  • Предметы туалета (мыльница с мылом - кубиком, мочалка, тазик и кувшин).
  • Машины с кузовом, коляски для кукол, тележки, санки, автобус, трамвай.
  • Заводные машины.
  • Предметы-заместители, изготовленные из различных материалов (градусник, ложки, фрукты-муляжи и пр.).
  • Игрушки-самоделки: куклы, сделанные из ткани, с какой-либо характерной для одежды человека деталью (с бантом, фартуком, в кепи и т. п.); игрушечные животные, сделанные из разных пушистых тканей (например, махровых); деревянные или пластмассовые колечки, кружочки размером 3-5 см, дощечки и полоски картона, замещающие продукты питания (печенье, вафли) и некоторые предметы обихода, и пр.
  • Разный строительный материал, используемый для постройки машин или других сооружений, в том числе и элементы мягких модулей (кубы, дуги и пр.).

Мишка - любимая игрушка маленького ребенка. У кого из нас не было в детстве плюшевого мишки, которого мы укладывали с собой спать, брали на дачу, не расставались с ним ни в горе, ни в радости? В чем же причина такой популярности?

Медведь - очень древняя и традиционная игрушка. В новейших и самых старых сказках он наделен рядом привлекательных человеческих черт. Постепенно игрушечный медведь становится все более условным. Сохранились наиболее выразительные черты облика: толстолапость, большеголовость, добродушие и сила в маленьких, близко расположенных глазах.

С мишкой малышу тепло, уютно и спокойно, потому что, по всей вероятности, игрушка таит в себе генетический код предмета-оберега, как таит его в себе фольклорное слово, обращенное на благо и рост ребенка.

Мишутка имитирует собой "медвежьего ребенка" и этим особенно близок малышам. Не случайно эта игрушка выступает в паре с куклой. А аксессуары, имитирующие в игрушке детство, - штанишки, шапочка, бант и т. п. - делают мишку незаменимым спутником первых игр малыша.

© 2008-2017, rebyenok.ru