Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Мини-программаи задачи воспитания от 1 года 9 месяцев до 2 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Мини-программаи задачи воспитания от 1 года 9 месяцев до 2 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   
Мини-программа
  • Осуществлять воспитание по ведущим линиям, соответствующим микропериоду от 1 года 9 месяцев до 2 лет. Способствовать психофизическому развитию и эмоциональному благополучию ребенка.
  • Задачи воспитания

    Обеспечить ребенку:

    1. Развивающее общение со взрослыми.
    2. Предметно-развивающую среду, достаточный для предметно-игрового информационного поля подбор детской мебели, игрушек, картинок, иллюстраций, книг, пособий и пр..
    3. Развивающие виды детской деятельности (игры, игры-занятия, наблюдения и пр.).
  • Продолжать социальное развитие, формируя доверие к окружающему миру. Формировать ценностные ориентации ребенка в системе "человек и его взаимоотношения с обществом". Закладывать первые привычки, способствующие развитию личности малыша и формированию черт его характера.
  • Развивать интеллект ребенка, постепенно раскрывая причинно-следственные связи в социальном окружении.
    1. Расширять практику общения не только с домашними, знакомыми, но и с незнакомыми взрослыми и детьми.
    2. Показывать ребенку пример доброжелательного отношения к людям: выражать симпатию, оказывать доверие, проявлять доброжелательность, сочувствие, готовность прийти на помощь и т. п. Использовать естественные (не игровые!) ситуации жизни.
    3. Формировать отношение к своему поступку как к действию, давая оценки: "хорошо", "плохо" или "так нельзя делать", "молодец - это хорошо!".
    4. Постепенно использовать ситуации, где требуется некоторая самоорганизация, вводя термин "нужно". Например, "нужно мыть руки", "нужно попросить маму", "нужно сказать "спасибо".
    5. Формировать начальную культуру поведения, знакомя малыша с социальными нормами: при встрече принято здороваться, при расставании - прощаться; получив что-либо, выражать благодарность и т. д. ("Помаши ручкой, скажи "до свидания", "Скажи "спасибо".)
    6. Воспитывать социальное поведение ребенка в общении с детьми: учить вначале играть рядом, а к концу второго года вместе.
    7. Воспитывать послушание взрослым на основе любви и интереса к ним, потребности в познавательном общении.
    8. Расширять понимание эмоциональных состояний человека в зависимости от причины их возникновения. Например, девочка плачет, потому что ее мяч попал в воду; мальчик смеется, потому что ему подарили машинку, и т. п.
  • Расширять знания о социальном и природном окружающем мире.
  • Продолжать воспитывать добрые чувства ко всему живому при ознакомлении с окружающим.
  • Давать простейшие знания о живой и неживой природе (дождь, снег, камешки, песок и т. п.). Формировать на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе ориентировку в окружающем и развитие речи.
  • Осуществлять начало экологического воспитания.
  • Ознакомление с окружающим
    1. Учить понимать и выражать словом свои физические состояния: "устал", "замерз", "проголодался" и т. п.
    2. Учить понимать по аналогии с собственными ощущениями физическое состояние близких: "Мама устала - иди ножками", "Бабушка заболела - не шуми" и т. п.
    3. Формировать доброе отношение к животным и птицам, расширяя круг ознакомления (коровка, лошадка, козочка, свинка, лисичка, зайчик, уточка, голубь и т. п.).
    4. Воспитывать трепетное отношение к растительному миру, используя фольклор и прием олицетворения. Например, "Цветочки улыбаются", "Березки машут тебе веточками", "Грибки прячутся", "Цветики-колокольчики звенят", и т. п. "Их нельзя обижать, рвать и бросать, оставлять без воды" и т. п.
    5. Воспитывать культуру поведения, давая образец бережного отношения к окружающей среде.
  • Расширять понятийный аппарат речи.
  • Пассивная речь. Вводить новые слова, которые обозначают предметы, относящиеся к различным видам деятельности человека, а также действия с этими предметами.

    1. Бытовая деятельность: предметы для повседневного использования, для уборки в доме (тарелки, чашки, предметы одежды, мебели и др.).
    2. Трудовая деятельность: огородный инвентарь (лейка, лопатка) и др.
    3. Игровая деятельность: мяч, игрушки, картинки лото и др.
    4. Художественная деятельность: фломастеры, краски, пластилин и др.
  • Формировать речь как средство общения, мышления, познания.
  • Продолжать развивать речевую практику ребенка: понимание и активное употребление слов фраз, простых предложений.
  • Формировать правильное произношение.
  • Активная речь
    1. Развивать речь ребенка, давая правильный образец произношения слов и построения фразы из двух-трех слов (простые предложения).
    2. Переводить сенсорную информацию в речевой план, давая образец хода мысли. Например, "Идет дождь - сыро, надеваем сапожки".
    3. Побуждать ребенка к диалогу со взрослыми, используя все доступные для него речевые и неречевые средства коммуникации (возгласы, вокализации, лепетные слова, автономную речь, а также жесты и мимику).
    4. Постепенно расширять активный словарь, вводя общеупотребительную лексику, вытесняя облегченные слова (лепетные), - например, вместо "гага" слово "уточка", вместо "кука" -"петушок" и т. п.
    5. Активизировать разговорную речь ребенка, даже если она не развита или отсутствует. Взрослый отвечает как бы за него, давая речевой образец построения фразы, побуждая ответить любыми доступными средствами.
    6. Широко использовать малые фольклорные жанры для детей (потешки, песни, сказки и т. п.).
  • Развивать интеллект ребенка. Раскрывать доступные для ребенка физические зависимости, объективные причинно-следственные отношения между предметами (величина, форма, положение в пространстве и пр.).
  • Вводить в процесс обучения наглядные средства: картины, картинки, иллюстрации, книги.
  • Развивать ориентировочно-исследовательское поведение при действиях с предметами, дидактическими игрушками и ознакомлении с окружающим.
    1. Развивать наглядно-действенное мышление в занятиях с дидактическими игрушками (задания на выбор, группировку и сортировку предметов по каким-либо выделенным признакам).
    2. Воспитывать интерес к книге. Формировать бережное отношение к ней. Создать для ребенка его первую библиотеку. Познакомить малыша с первыми сказками ("Курочка Ряба", "Колобок", "Теремок").
    3. Широко использовать наборы наглядных пособий в картинках для познавательного развития и речевой практики.
    4. Проводить показы с образными игрушками, разыгрывая сценки с куклами, обогащая сюжеты более развернутым содержанием. Показывать цепь из трех-четырех действий, обращая внимание малыша на причинно-следственные зависимости и результат игровых коллизий.
    5. Направлять в полезное русло, взяв под контроль, практическое экспериментирование с бытовыми предметами, сюжетными и дидактическими игрушками.
  • Способствовать дальнейшему развитию сюжетно-отобразительной игры ребенка.
  • Постоянно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка, обогащая его новыми впечатлениями.
  • Эмоционально обогащать жизнь малыша, наполняя его познавательное развитие и игру более развернутым содержанием.
  • Продолжать знакомить с действиями, закрепленными общественно-исторической практикой (ложкой едят, расческой причесываются, иголкой шьют, лопатой копают и т. п.).
    1. Принимать активное участие в качестве партнера в играх-занятиях ребенка, давая образец незнакомых действий с предметами или вводя новые игровые сюжеты.
    2. Проводить занимательные показы с сюжетными игрушками, обогащая их фольклором, разыгрывая перед ребенком знакомые потешки, песенки, сказки ("Пошел котик на Торжок", "Петушок-петушок", "Вот и люди спят" и др.).
    3. Развивать речь ребенка, используя его интерес (эмоциональный всплеск) в игре и показах с игрушками.
    4. Ввести игры конструктивного характера с кубиками и наборами "Лего", используя игрушки-конструкторы и природные материалы (шишки, сучки, желуди и пр.).
    5. Способствовать дальнейшему развитию функциональных действий с предметами и предметами-орудиями - совочком, сачком, удочкой и другими предметами, которые малыш может использовать для выполнения каких-либо практических заданий. Например, выловить сачком из воды игрушки или с помощью совка наполнить формочку и т. п. Показывать действия, закрепленные общественно-исторической практикой, называть предмет и действие с ним.
    6. Специально выделять пальчиковые игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук (шнуровка, кнопочные и пуговичные пособия и др.).
  • Способствовать физическому здоровью и развитию ребенка.
  • Совершенствовать основные движения: ходьбу, ползание, лазание, катание, бросание мяча.
  • Подводить ребенка к овладению бегом.
    1. Продолжать развивать все виды ходьбы:
      1. Ходьба в разных направлениях.
      2. Ходьба в разном темпе.
    2. Учить удерживать равновесие:
      1. При ходьбе по доске, лежащей на полу.
      2. Поднимаясь по наклонной доске и сходя с нее.
      3. Входя и сходя с опоры (высотой 12-15 см).
    3. Практиковать убыстренную ходьбу (семенящий шаг).
    4. Учить перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом.
    5. Тренировать ребенка в самостоятельном подъеме и спуске по лестнице детской горки.
    6. Предлагать подвижные игры, игры с мячом.
    7. Регулярно проводить занятия гимнастикой, включая общеразвивающие упражнения для всех групп мышц.
  • Развивать посильную самостоятельность ребенка в бытовых действиях (например, прием пищи, мытье рук, частичное одевание и раздевание).
  • Формировать навыки в быту:
    1. Учить аккуратно вести себя за столом, использовать по назначению предметы посуды и сервиса (салфетки, предметы для украшения стола и т. п.).
    2. Учить последовательно раздеваться и одеваться (с помощью взрослого) и складывать предметы одежды.
    3. Продолжать воспитывать опрятность при пользовании туалетом (сообщать о надобности, пользоваться горшком).
    4. Воспитывать потребность в чистоте рук, лица, одежды и др.
    5. Учить пользоваться носовым платком.
    6. Знать свои индивидуальные принадлежности (полотенце, расческу, стаканчик для полоскания рта). Полоскание рта после еды рекомендуется с двух лет. Малыши более раннего возраста не умеют это делать, они глотают воду.
    7. Поощрять проявление самостоятельности и всячески способствовать ее развитию.
    © 2008-2017, rebyenok.ru