Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами. От 1 года 9 месяцев до 2 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года 9 месяцев до 2 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Продолжать учить ребенка собирать двухместные дидактические игрушки. Находить соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, а затем из трех деталей. Раскладывать предметы по убывающей величине: "большой-поменьше-маленький".

Самостоятельно собирать пирамидку из двух-трех крупных колец заметно отличающихся размерами. Учить собирать пирамидку из четырех-пяти колец разной величины.

Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно - цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, - используя народные и дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Занятие с одноцветными пирамидками

Цель. Научить собирать пирамидку из трех-четырех колец одного цвета; подбирать кольца по убывающей величине.

Материалы. Четыре пирамидки: красная, зеленая, желтая, синяя (одно кольцо -основа для стержня и три съемных кольца в конструкции каждой игрушки).

Ход занятия. Взрослый показывает ребенку четыре разные по цвету игрушки, предлагает поиграть вместе с ним.

Показать ребенку, как открывать верхнюю крышечку красной пирамидки, разобрать и собрать всю конструкцию на глазах ребенка. Предложить малышу повторить эти действия. Ребенок снимает со стержня колечки, взрослый отставляет стержень в сторону, перемешивает все колечки.

Взрослый предлагает ребенку среди множества предметов выбрать самое большое колечко, помогает, если малыш не справляется. Затем опять предлагает выбрать самое большое из оставшихся, кладет второе кольцо рядом с первым (самым большим) и просит малыша положить последнее колечко рядом со вторым. "Видишь: большое кольцо, колечко поменьше и маленькое. Получилась у нас цепочка из колечек", - поясняет взрослый.

Взрослый предлагает малышу собрать пирамидку, последовательно нанизать кольца на стержень, начиная с самого большого. Комментирует действия: "Большое кольцо, поменьше, маленькое. А что еще нам нужно? Правильно, крышечка! Красная пирамидка собрана!" Пирамидку отставляют на середину стола.

Аналогичные действия повторяются и с другими пирамидками. Взрослый старается при повторных действиях предоставлять малышу большую самостоятельность. Называет цвет пирамидок и, если малыш повторяет, хвалит его, но не требует обязательно их запомнить: на данном занятии ребенок учится находить предметы по величине и выстраивать их по системе. Однако ребенок самостоятельно по цветовому тождеству подбирает крышечки.

Варианты. Первые занятия следует проводить с одной пирамидкой. Последующие - с двумя и тремя (четырьмя) пирамидками.

Интересен вариант занятия, когда со всех четырех пирамидок снимаются все колечки одновременно. Затем независимо от цвета их раскладывают по величине. Образовавшиеся кучки колечек одного размера, но разного цвета нанизываются на стержни. Получаются разноцветные пирамидки из колечек одной величины. На таком занятии взрослый учит ребенка одновременно замечать и величину, и цвет колечка. Занятия с пирамидками следует варьировать, подбирая различные интересные для малыша игровые задачи, учитывая его возрастные и индивидуальные возможности.

Занятие с кубами и шарами

Цель. Учить скатывать шары, выбирать предметы, ориентируясь на два свойства (цвет и форму). Развивать умение действовать с предметами округлой или угловатой формы (шарами, кубами).

Материалы. Не менее пяти шаров и пяти кубов красного и синего цвета (у всех предметов одной формы одинаковый размер); коробка, в которой фигуры лежат вперемешку; желобок для скатывания шаров (его можно сделать из картона, загнув края ската и одним концом закрепив на каком-либо возвышении).

Ход занятия. Взрослый приглашает ребенка к столу, на котором находится коробка с разноцветными предметами, и объясняет: "В коробке лежат шары и кубы. Нам для игры нужны шарики". При выборе предметов учит ориентироваться на их форму независимо от цвета. Оставшиеся после отбора кубики откладываются.

Малышу предлагается скатывать шары с желобка, направляя их в сторону взрослого, а тот собирает их в коробочку.

Взрослый поворачивает желобок скатом к ребенку и предлагает малышу ловить шарики и складывать их в коробочку. Во время игры взрослый и малыш выступают как партнеры, эмоционально общаясь друг с другом.

Ребенку предлагается построить воротца из кубиков, оставшихся после отбора, (если необходимо, можно добавить дополнительные кубики, использовать планку-перекрытие). Желобок укрепляется в воротцах так, чтобы шарики, которые малыш будет скатывать, "пробегали" сквозь них.

Взрослый подчеркивает, что прокатывать можно только шарики, а кубики нужны, чтобы строить.

Варианты. Занятие можно усложнить, введя в игру шары разного цвета, и вначале скатывать, например, красные шарики, затем, зеленые и т. п.

Занятие с бочатами

Цель. Учить действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров (большой, поменьше, маленький); составлять предметы из двух одинаковых частей, ориентируясь на их величину; понимать и правильно подбирать предметы в соотношении (большой-поменьше-маленький; маленький-побольше-большой).

Материалы. Три разборных бочонка высотой 10-12, 7-9, 4-6 см (разница в величине должна быть 3-4 см). Самые мелкие (вкладываемые) фигурки должны быть не менее 3-3,5 см.

Ход занятия. Взрослый ставит перед малышом бочата трех размеров, обращая внимание на их величину, предлагает показать самый маленький, затем - самый большой. Помогает расположить их в ряд по убывающей величине, при этом отмечает промежуточную величину предметов: "Этот бочонок большой, этот поменьше, а этот маленький".

Ребенку предлагается раскрыть бочата (умение закрепляется), расположить их открытые части одну против другой, соотнося по величине, и вновь сложить.

Взрослый незаметно вкладывает в каждый бочонок маленькую игрушку, закрывает и ставит перед малышом. Эта часть занятия проходит очень эмоционально, потому что включает сюрпризные моменты: ребенку предлагается узнать, что внутри. Прежде чем раскрыть бочонок, ребенку предлагают потрясти игрушку и послушать. "Слышишь, в бочонке что-то стучит. Значит, там что-то спрятано!" - поясняет взрослый.

Игра повторяется, но только в один бочонок помещается сюрприз, а два других остаются пустыми. Малыш на слух определяет наполненный бочонок.

Ребенку предлагается вкладывать меньший бочонок в больший: игрушка собирается полностью (начальный вариант).

Занятие со звучащими игрушками

Цель. Развивать слуховые ориентировочные реакции.Учить определять предмет по тембру издаваемого им звука, называть предмет (колокольчик, бубен, барабанчик, деревянные ложки и др.).

Материалы. Игрушки, издающие различные звуки (неваляшка, заводная лающая собачка, инерционная машинка, птичка-свистулька и др.), а также музыкальные инструменты (колокольчики, бубенцы, барабанчик, деревянные и металлические ложки, балалаечка, металлофон и т. п.).

Ход занятия. Взрослый предлагает малышу послушать, как "умеют разговаривать" музыкальные игрушки. Он берет то одну, то другую игрушку, извлекая звуки, и поясняет: "Так поет и танцует неваляшка, а вот как шумит твоя машинка". Таким образом обследуются пять-шесть предметов, причем игрушки выбираются наиболее контрастные по звучанию (колокольчик и барабан, птичка-свистулька и деревянные ложки и т. п.).

Взрослый накрывает тканью или заслоняет экраном звучавшие игрушки и приводит в действие одну из них. Затем открывает и спрашивает: "Кто с тобой сейчас разговаривал?" Малыш указывает на игрушку. В случае ошибки нужно вновь продемонстрировать звучание игрушек в открытом виде.

В игру поочередно включаются другие предметы, в зависимости от успехов малыша. Если дитя справляется без особых трудностей, можно использовать множество звучащих музыкальных и шумовых предметов, а также игрушки-стуколки (клюющие курочки, матрешки-вкладыши, дровосеки и другие народные игрушки).

Занятие с султанчиками

Цель. Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.

Материалы. По три-четыре ленты красного и синего цвета, длиной 30-40 см, шириной 3-4 см.

Ход занятия. В разных местах комнаты разложены красные и синие ленты. Взрослый предлагает малышу собрать их, обращает внимание на определенный цвет, например синий. Ленты располагаются так, чтобы малыш находил их в разных местах: на спинке стула, под столом, на диване, на перекладине стула, на ручке кресла, на шее куклы и т. п. Если дитя не находит, взрослый подсказывает: называет объект, к которому ребенок должен подойти, заглянуть, т. е. учит ориентироваться в пространстве, руководствуясь указаниями.

Собранные ленты взрослый соединяет в пучок и предлагает разложить ленточки по цвету - в одну сторону красные, в другую синие. Ребенок повторяет за взрослым название цвета каждой ленточки.

Взрослый складывает ленточки стопочкой, связывает посередине, перегибает, получается султанчик. Целесообразно к каждому султанчику в месте перегиба прикрепить пустую катушку - для удобного захватывания кончиками пальцев. Таким же образом делается султанчик другого цвета.

Взрослый и малыш поочередно играют султанчиками: танцуют, размахивая ими над головой; делают "салют", подбрасывая вверх.

Для следующей подобной игры используются ленточки других цветов.

"Цветные башенки"

Цель. Закрепить знания о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый); учить находить предмет, ориентируясь на два свойства (величину и цвет), находить идентичный. Учить действовать кончиками пальцев, подбирая соответствующие детали. Развивать инициативу, творческий подход при составлении конструкций из двух-восьми деталей.

Материалы. Набор из восьми парных конусов-вкладышей (колпачков) красного, зеленого, синего, желтого цвета. Вместо конусов можно использовать кубы, цилиндры.

Ход занятия. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется большое количество разноцветных колпачков, из которых можно сделать несколько разноцветных пирамидок. Показывает, как это можно выполнить: составить конструкцию из двух-четырех предметов, накладывая меньший колпачок на больший.

Взрослый обращает внимание малыша на колпачки, с которыми он будет заниматься, еще раз называя их цвет и величину. Затем разыгрывает игру в прятки, когда больший колпачок накладывается на меньший и скрывает его: маленький колпачок "спрятался".

В этой части занятия ребенок учится составлению нескольких башенок разного цвета. Под руководством взрослого он накладывает, например, синий малый колпачок на синий большой, в результате получается башенка из двух колпачков синего цвета. Аналогично строятся красная, желтая, зеленая башенки. Малыш называет цвет каждой башенки.

В конце занятия ребенок может поиграть с колпачками по своему усмотрению, составляя из них различные конструкции. Затем собирается одна высокая башня.

"Чудесный мешочек"

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность ладоней. Учить узнавать на ощупь скрытый от глаз предмет.

Материалы. Яркий, красивый мешочек размером приблизительно 30x40 см. Набор игрушек, различных по своим физическим свойствам: шарики и кубики, маленькая пластиковая машинка и пушистый цыпленок, деревянная лодочка и металлический самолетик, ленточка и деревянная ложка, металлический колокольчик и маленькая куколка и т. п.

Предметы размером менее 3-4 см в занятие не включать. Если в наборе имеются игрушки, имитирующие овощи или фрукты, их необходимо закрепить на ленте. Малышу нужно пояснить, что они ненастоящие, но, если ребенок все равно желает попробовать их на вкус, лучше отказаться от игры с ними.

Ход занятия. Взрослый раскладывает перед ребенком игрушки (8-10 штук). Каждый предмет рассматривается и называется, отмечаются детали, по которым можно узнать предмет с помощью осязания. Например, шар не имеет углов, он круглый, а кубик - с уголками; ленточка длинная и мягкая; у самолета крылья, а лодочка гладкая, продолговатая; куколка в платьице, а мишутка пушистый и т. п.

Малышу показывают мешочек сначала снаружи, потом выворачивают, демонстрируя, что в нем ничего не лежит. Игрушки складываются в мешочек на виду у ребенка и с его помощью.

Взрослый вначале сам опускает руку в мешочек и показывает, в чем смысл игры: узнать предмет на ощупь. Если малышу это трудно, можно просто доставать предметы один за другим, называя их. Важно эмоционально поддерживать игровой интерес малыша, используя стишки, шутки и др.

"Комната для матрешки"

Цель. Закрепить умение ребенка строить из кубиков и кирпичиков предметы мебели (столик, стульчик, кроватка, диванчик, креслице). Включать постройки в более развернутый игровой сюжет (комната для матрешки).

Материалы. Строительный набор для игры за столом: восемь-десять деревянных кубов и кирпичиков.

Ход занятия. Взрослый предлагает малышу сделать комнату для матрешки и сначала подумать, что же ей необходимо. Подчеркивает, что матрешка хочет пить чай, значит, ей нужны стол и стул. Совместно с малышом из кубика и кирпичика вначале строится столик, затем стульчик. Матрешка "садится" за столик пить чай. Игровой сюжет обыгрывается ситуативно: матрешка радуется, пьет чай, ждет гостей.

Взрослый и ребенок строят диванчик из двух кирпичиков и креслице из четырех кирпичиков.

Разыгрывается сценка ожидания гостей: матрешка ждет прихода своих сестриц (матрешки-вкладыши).

Вокруг столика сооружаются диванчик и креслице, в которые затем "усаживаются" пришедшие. Матрешка "угощает" их чаем.

В этой части занятия взрослый и малыш делают из трех кирпичиков кроватку. Разыгрывается ситуация отдыха матрешек. "Матрешки попили чай и решили отдохнуть, поспать, - поясняет взрослый. - Построим для матрешки кроватку, а ее сестрички лягут: одна - на диванчик, другая - в креслице. Матрешки спят, а мы пойдем гулять".

Занятие с трафаретами

Цель. Закрепить знания ребенка о цвете, дать представление о нем как об одном из признаков предмета. Учить узнавать знакомые предметы независимо от их цвета - по контуру изображения (воздушный шарик, самолетик, цветок, ведерочко, флажок и т. п.).

Материалы. Набор трафаретов знакомых ребенку предметов, узнаваемых по очертаниям. Набор листов цветной бумаги, которая стопочкой легко укладывается в трафарет.

Трафареты можно сделать из конвертов: на одной стороне конверта рисуется контур предмета и аккуратно вырезается. Затем в трафарет вкладывается стопка цветной бумаги, листы которой можно поочередно извлекать, при этом изображение на глазах малыша меняет свой цвет.

Ход занятия. Взрослый показывает пакет малышу, но не акцентирует его внимание на особенностях содержимого.

Первый лист, вложенный в конверт, белый. Следовательно, малыш видит плоскостное изображение белого цвета, например самолетик. У ребенка спрашивают, на что похоже изображение. Если малыш затрудняется, взрослый сам называет предмет. Можно показать игрушку, провести сравнение с изображением.

Белый лист убирается из конверта. Возникает сюрпризный момент: самолет "окрашивается", например, в красный цвет. Необходимо эмоционально обыграть возникшую ситуацию, дать возможность малышу отреагировать на нее.

Таким же образом вынимаются другие листы. Перед малышом возникают разноцветные изображения.

© 2008-2017, rebyenok.ru