Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим. От 1 года 9 месяцев до 2 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 1 года 9 месяцев до 2 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ознакомление с предметами домашнего обихода. Знакомить с предметами одежды мальчика (рубашка, штанишки, брюки) и девочки (платье, юбочка, кофточка, бантики).

В практических ситуациях учить узнавать предметы посуды: отличать чашку от стакана, тарелку от миски, чайник от кастрюли и пр.

Расширять ориентировку в предметах мебели, которые могут иметь разные внешние признаки, но одинаковое назначение (маленький детский стульчик и большой стул для взрослых).

Учить ребенка ориентироваться в комнате: указывать на окно, дверь, потолок, пол. Закреплять представление о назначении комнат (спальня, столовая, ванная комната, туалет и т. п.).

Знакомить с постельными принадлежностями и их назначением (матрас, подушка, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник).

Привлекать малыша в помощь взрослому, предлагая игровые поручения; проводить целевые показы с большим набором различных предметов и способов их использования.

Животные. Закреплять знания детей о кошке, собаке, птичке, рыбке. Учить замечать вначале разные признаки животных (у птички - крылья, у кошки - лапы), а затем общие (у собаки и у кошки - глаза, лапы, нос, уши, хвост, а у птички и цыплят - лапки, глаза, клюв, крылья) и пр. Можно познакомить малыша с кроликом, отметить части тела животного и его особенности (длинные уши), объяснить, чем он питается (покормить кролика морковкой, капустой). В сельской местности - показать петуха, курицу, цыплят.

Инсценирование знакомых ситуаций с помощью игрушек. Расширять представления малыша о домашних животных и птицах с помощью игрушек (корова, лошадь, овца, гусь, коза, петух и т. д.). Разыгрывать с этими игрушками сценки, в которых реалистично отображать повадки, голосовые реакции животных, уход человека за ними.

На занятиях с куклой использовать все аксессуары кукольной одежды, мебели, посуды, постельных принадлежностей. Кроме обычных кукол желательно использовать набор кукол-петрушек и кукол "би-ба-бо" (мальчик, девочка, бабушка, дедушка, зайчик, петушок и т. д.).

Рассматривание картинок. Продолжать расширять представления о предметах и их свойствах, закреплять понимание простейших причинно-следственных отношений при рассматривании предметных и сюжетных картинок.

Ввести новый вид картин: настенные, отражающие знакомый, но широко развернутый сюжет, - например, "Дети пускают в ручейке лодочки", "Девочка кормит цыплят и курочек", "Мальчик строит из кубиков домик" и др., а также картины из цикла "Времена года" ("Весна", "Лето", "Осень", "Зима") и пр.

При рассматривании картин развивать у малыша потребность выражать свои впечатления словом, внимательно слушать пояснения взрослого. Побуждать малыша рассказывать об изображенном на картинке.

Знакомство с художественной литературой. Знакомить ребенка с произведениями, в которых отражены явления природы (А. Барто - "Снег", "Села птичка на окошко"; 3. Александрова - "Дождик"; О. Высотская - "Грибок" и др.), знакомые малышу игровые и бытовые ситуации (например, А. Барто - "Я люблю свою лошадку", "Самолет построим сами", "Бычок" и др.; 3. Александрова - "Девочки и мальчики прыгают, как мячики" из книги "Катя в яслях" и др.).

Познакомить малыша со сказками: "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", использовать иллюстрации, а также показы персонажей плоскостного и кукольного театров.

Занятие с куклами Машей и Андрюшей

Цель. Ввести в игровой сюжет новые образные игрушки (куклы - мальчик Андрюша и девочка Маша), инсценировать с их помощью общение друзей. Закрепить представления ребенка о предметах одежды, учить называть предметы одежды девочки и мальчика, строить предложение из двух-трех слов: "У Маши платье", "У Андрюши рубашка", "У Маши шляпка", "У Маши фартук", "У Андрюши штанишки", "У Андрюши галстук", "У Маши туфельки", "У Андрюши сапожки (ботинки)" и т. п.

Материалы. Две куклы среднего размера (не более 30-35 см), кукольная одежда.

Ход занятия. Малыша приглашают посмотреть, как Маша и Андрюша делают утреннюю зарядку. Куклы в трусиках и маечках поочередно делают упражнения (взрослый работает то с одной, то с другой). В процессе показа ребенка знакомят с куклами и сообщают, что они тоже занимаются физкультурой. Далее одна куколка вручается ребенку, и он повторяет с ней все действия, которые взрослый демонстрирует с первой куклой.

Взрослый распределяет кукольную одежду для Маши и Андрюши и вместе с ребенком одевает их. Куклу-мальчика - в рубашку и штанишки, куклу-девочку -в платье с бантиком и шляпу. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть их одежду; подчеркивает, какими красивыми стали Маша и Андрюша. Рассказывает, что они друзья, никогда не ссорятся, дарят друг другу подарки, играют вместе и хотят дружить с малышом (называется имя ребенка).

Маша и Андрюша поют, танцуют, декламируют коротенькие стихи. Затем им отводится какое-то постоянное место, где они будут в поле зрения ребенка. В дальнейшем куклы должны принимать активное участие в жизни малыша.

Варианты. На последующих занятиях разыгрываются сценки-сюжеты:

"Андрюша и Маша играют с шарами". Куклы расположены напротив друг друга; за одной куклой располагается малыш, за другой - взрослый. Вначале все шары прокатываются в одну сторону, потом в другую. Взрослый называет их цвет.

"Андрюша и Маша играют в прятки". Участвуют двое взрослых и ребенок. Куклы поочередно прячутся. Например, один взрослый, представляющий куклу Андрюшу, при участии малыша прячет Андрюшу где-то в комнате. Взрослый, представляющий куклу Машу, ищет. Затем ситуация повторяется в обратном варианте.

"Маша поздравляет Андрюшу с днем рождения и дарит ему подарки". При этом разыгрывается сценка вручения подарка: машинки, картинки, книжечки и пр.

"Андрюша приглашает в гости Машу" или "Андрюша и Маша приглашают в гости друзей" (мишку, зайку, белку и др.).

"Маша и Андрюша катаются на машинах".

"Маша и Андрюша едут в гости к Петрушке".

"Маша, Андрюша и Петрушка навещают больного зайку".

"Друзья слушают мамину сказку" и др.

Это примерный перечень тем. Взрослый сам придумывает все новые и новые сюжеты с куклами и зверятами. В этих показах малыш активный участник, а не созерцатель. Показы должны проходить эмоционально, с известной долей артистичности и игрового взаимодействия, в процессе диалога.

"Подарки для куклы Ляли и Петрушки"

Цель. Учить называть подарок, изображенный на картинке. Закрепить представления о знакомых предметах и их изображениях на картинках.

Материалы. Набор знакомых малышу предметных картинок (мебель, одежда, посуда, игрушки, животные).

Ход занятия. Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением предмета - в подарок кукле. Сюжет занятия разворачивается ситуативно, в зависимости от выбора ребенка.

"Что купили для Алеши (имя ребенка)?"

Цель. Учить узнавать в изображении на картинке знакомые фрукты, называть их. Развивать мыслительные операции (сравнение и обобщение).

Материалы. Предметные картинки из серии "Фрукты" (яблоко, груша, виноград, банан, апельсин и т. п.), а также натуральные фрукты.

Ход занятия. Взрослый рассматривает с малышом картинки, называя изображенные на них предметы, малыш повторяет. "Это фрукты", - обобщает взрослый.

На столе - ваза с фруктами. Взрослый говорит малышу, что ему купили фрукты, и предлагает посмотреть, что лежит в вазе. Фрукты называются и сравниваются с картинками.

Взрослый предлагает малышу выбрать, что ему хочется съесть, назвать фрукт и найти картинку. Можно угостить родных и друзей.

"На чем ты поедешь?"

Цель. Закрепить представления о средствах передвижения. Учить выбирать по просьбе взрослого знакомые картинки (автомобиль, автобус, поезд и др.) и называть их. Ввести новые картинки (самолет, грузовая машина).

Материалы. Предметные картинки из серии "Транспорт".

Ход занятия. Взрослый разговаривает с малышом о транспорте, который они видели на улице. Показывает транспортные средства на картинках. Предлагает посмотреть, какие игрушки из его игрушечного хозяйства относятся к транспорту (то, на чем можно ехать). Затем вместе со взрослым ребенок подбирает соответствующие картинки, которые называются и сравниваются. Если малыш затрудняется, взрослый помогает.

Малышу предлагают действовать с игрушками.

Взрослый просит малыша сказать, на чем они поедут. Далее занятие разворачивается по замыслу ребенка, переходит в игру, взрослый выступает в качестве партнера, придумывая коллизии забавного сюжета.

"Для чего это нужно?"

Цель. Учить узнавать знакомые предметы домашнего обихода на картинке, называть словом, понимать их функциональное назначение. Продолжать учить строить фразы из двух-трех слов.

Материалы. Серия картинок "Предметы домашнего обихода" (утюг, щетка, часы, телефон) и пр.

Ход занятия. Взрослый обращается к ребенку: "Позвоним папе (бабушке, тете и др.). Что нам для этого нужно?" Показывает картинку, на которой изображен телефон: "Что это, как называется?" Далее дидактическая игра разворачивается ситуативно, в зависимости от выбора и игрового поведения малыша. Взрослый принимает активное участие в разговоре "по телефону", вводит в игру персонажи игр, сказок, потешек, фантазируя в диалоге с ребенком.

Предъявляются другие картинки, действия с ними разворачиваются в зависимости от выбора малыша.

"Курочка-пеструшечка"

Цель. Развивать умение узнавать, а затем сравнивать знакомых животных и птиц на картинках в реалистическом изображении. Продолжать учить строить фразы из двух-трех слов. Побуждать малыша к диалогической речи.

Материалы. Пять-шесть предметных картинок из серии "Домашние животные и птицы" (корова, лошадь, коза, овца, утка, гусь и др.).

Ход занятия. Разговор о животных, знакомых ребенку (коровка, лошадка, козочка и др.). Рассматривание картинок. Отмечаются особенности внешнего вида. Взрослый подчеркивает, какую пользу животные приносят людям (курочка снесет яичко, коровка даст молочко, овечка - шерстку и т. д.).

Чтение потешки:
Курочка-пеструшечка, цыпляток води!
Уточка-водоплавочка, по воде плыви!
Гусочка-краснолапочка, по лугу ходи!
Свинка-белоспинка, земельку копай!
Козочка-брыкалочка, по горке скачи!
Овечка, у речки травку щипи!
Коровка-буренка, молочка неси!
Лошадка-пегашка, беги, беги!
Нашего Ванюшу вези, вези!

По ходу чтения рассматриваются иллюстрации к тексту.

Взрослый спрашивает ребенка, как можно обратиться к курочке: "Что мы ей скажем?" Этот же вопрос задается по поводу уточки, гусочки и т. д. Потешка повторяется.

© 2008-2017, rebyenok.ru