Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Показатели развития ребенка от 1 года 9 месяцев до 2 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Показатели развития ребенка от 1 года 9 месяцев до 2 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами. Выполняет усложненные по сравнению с предыдущим микропериодом дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек): анализ (раскладывание на части); синтез (соединение частей в системе поставленной задачи); сравнение (по форме, цвету, величине и другим признакам); обобщение (по выделенным признакам).

  • Собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую. С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает и трехместные игрушки.
  • Подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух деталей. При помощи взрослого - из трех деталей.
  • Подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглая, квадратная, треугольная).
  • С помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию или возрастанию их величины. Понимает слова "побольше" и "поменьше".
  • Самостоятельно собирает пирамидку из двух-трех колец контрастных размеров. С помощью взрослого - из четырех-пяти колец разной величины.
  • Выполняет поручения взрослого по подбору предметов того или иного цвета (взрослый показывает предмет и просит найти предмет такого же цвета).
  • Выполняет задания по ориентировке на два свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красные шарики), форму и цвет (красные шарики и кубик). При этом используются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.
  • В игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее четырех предметов четырех цветов (красный, желтый, синий и зеленый), выбирает один из двух предметов, запоминает названия и повторяет за взрослым.
  • С помощью взрослого выстраивает в практических действиях с предметами и игрушками систему "большой - поменьше - маленький". Понимает и практически устанавливает величинное соотношение "поменьше" и "побольше".
Игры с предметами-орудиями
  • Самостоятельно вылавливает из воды (бассейна, ванны или таза) сачком понравившуюся игрушку.
  • Возит за веревочку (за собой) игрушки на колесиках: тележку, машинку, платформу с кубиками и пр.
  • Забивает молоточком втулки в верстачок, в песок.
  • Умеет играть с песком. Самостоятельно делает куличики, используя разные формочки и совочек.
Строительные игры
  • Выполняет по просьбе взрослого большее количество построек по сюжетам развернутого содержания (сюжетное конструирование). Например, комната для матрешки (стол, стульчик, кроватка, диванчик) или домик с заборчиком для петушка и т. п.
  • Легко усваивает название строительных деталей, прибегая к условной терминологии: "кубик" (куб), "кирпичик" (параллелепипед), "крыша" (призма), "досочка" (пластина) и пр.
Настольные игры типа "Лото", игры с картинками
  • Подбирает парные изображения из большого набора предметных картинок, располагает их рядом.
  • С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (вначале из двух, потом из четырех).
  • Самостоятельно работает с разрезными картинками: собирает целостное изображение из двух идентичных половинок (матрешка, мяч, огурчик, апельсин и т. п.).
Сюжетно-отобразительная игра
  • Разыгрывает с образными игрушками более развернутые сюжеты: кормление куклы, сборы на прогулку и пр.
  • Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой: заворачивает куклу в пеленку и баюкает; моет кукле руки и сажает за стол; кормит из ложки, поит из чашки и пр.
  • Выполняет более точные игровые действия с игрушками и предметами бытового назначения. Например, подносит ложку от тарелки ко рту куклы или при купании трет ее губкой, прикладывает полотенце к личику, ручкам и другим частям тела куклы.

Социальное развитие

Эмоциональное воспитание в процессе общения. Социальные контакты обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.

  • Ребенок обнаруживает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним.
  • Ожидает от взрослого соучастия по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними.
  • Дорожит вниманием любимого взрослого и дружбой с ним. Переживает, если возникают конфликты в отношении с близкими.
  • Проявляет свою волю в ситуациях "хочу" или "не хочу", но легко откликается на уговоры взрослого проявить немного терпения, уступить в чем-то.
  • Эмоционально предвосхищает результаты собственного действия и действия взрослого.
  • К двум годам слово взрослого становится регулятором поведения ребенка.
  • Ребенок во многих игровых ситуациях обнаруживает не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям.
  • К двум годам начинает проявлять некоторую сдержанность, умение немного подождать, т. е. некоторую способность к элементарной самостоятельности и самоорганизации.
  • При соответствующем воспитании может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками:
    1. Ребенок наблюдает за действиями других детей, проявляет желание подражать им, делиться сладостями, сообщать о своих переживаниях ("Хочу к маме", "Боюсь волка" и т. п.).
    2. Может испытывать ревность и даже проявлять негативизм, если контакт со сверстниками строится на противоречиях и осуждении малыша как личности. (Ни в коем случае нельзя давать малышу подобные оценки, говоря: "Все дети хорошие, а ты плохой!")
    3. Среди сверстников появляется любимый товарищ (подруга), кому малыш симпатизирует;
  • Ребенок узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии;
  • Знает свое имя, может называть себя сам. Например, на вопрос: "Кто это сделал?" -может ответить в третьем лице: "Коля сделал";
  • Запоминает имена близких (баба Катя, мама Оля и др.) и сверстников.
  • Начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка? Мальчик проявляет больший интерес к мужскому составу семьи, особенно к человеку, владеющему традиционно мужскими видами деятельности (ремонт техники, работа с молотком и отверткой и пр.). С удовольствием наблюдает за работой старшего брата, отца, деда. Стремится войти в контакт с ними, желает помогать. Девочка проявляет интерес к шитью, вязанию, украшению дома и т. п.

Речевое развитие

Ознакомление с окружающим. Имеет первые представления о предметах и явлениях.

  • О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: "Коля хочет гулять". Или: "Дай Коле шарик", и т. п.
  • О своем внешнем виде Может отвечать на вопросы: "Где у Коли ручки, а где у Коли ножки?" (глазки, носик и т. п.).
  • О своих действиях. Иногда свои действия сопровождает словами. Например: "Коля моет ручки" (ест, играет, одевается и т. п.).
  • о своих потребностях. Высказывает свои желания. Например: "Коля хочет лошадку". Или: "Коля хочет попить", и т. п.
  • О близких людях. Обозначает родственные отношения словами: "Моя мама" (бабушка, сестра, брат и др.).
  • О пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т. п.).
  • О блюдах (суп, каша, кисель и т. п.).
  • Об игрушках (мишка, зайка, кукла, машина, кубики, барабанчик и т. п.).
  • О предметах быта (стол, стул, кровать, чашка, ложка и т. п.).
  • О личных вещах (полотенце, носовой платок, штанишки и т. п.).
  • О природе (животные, живущие рядом: собака, кошка, рыбка, попугай и т. п.).
  • О домашних растениях (растения в горшках, цветы в вазе).
  • О природных явлениях (солнце, дождик и т. п.).
  • О некоторых конкретных ситуациях общественной жизни. Может запомнить профессию того или иного человека (дядя - доктор, тетя - дворник и т. п.).
Пассивная речь
  • Понимает короткий рассказ о недавнем прошлом (куда ходили, что видели, кого встретили и т. п.).
  • Понимает речь, не сопровождаемую показом (ситуации, знакомые по опыту ребенка).
  • Выполняет по просьбе взрослого поручения, состоящие из двух-трех последовательных действий (возьми, принеси, положи и т. п.).
  • Знает название частей лица (губы, уши, щеки и пр.) и тела (руки, ноги, спина).
Активная речь
  • Активный словарь увеличивается до 200-500 слов.
  • В два года умеет строить предложения из двух-трех слов.
  • Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, силу голоса, темп речи при условии, что взрослый уделяет этому соответствующее внимание.
  • Запоминает четверостишия, вслед за взрослым читает наизусть любимые потешки, слушает с интересом свои первые сказки.
  • Проявляет интерес к книге; просит повторить любимые произведения; вступает в диалог по поводу иллюстраций, рассматривая их в книге.

Моторное развитие

Основные движения
  • Ползание и лазание
    • Переползает через бревно.
    • Влезает со страховкой на лестницу высотой 1-1,5 м и слезает с нее.
  • Ходьба и бег
    • Хорошо ходит во всех направлениях. Удерживает равновесие при ходьбе по ограниченной площади опоры (доске, дорожке); поднимается по наклонной доске и сходит с нее; входит и сходит с опоры (высотой 12-15 см). Ходит по неровной дорожке, взбирается на бугорки, перешагивает канавки.
    • Пытается бегать в прямом направлении. Катание, бросание Катает мяч в паре со взрослым или сверстником:
      1. Бросает малый мяч вдаль (одной рукой).
      2. Подбрасывает мяч вверх двумя руками.
      3. Бросает мяч вниз.
    • Самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины, велосипед и пр.).
  • Общеразвивающие упражнения
    • Может выполнять упражнения с атрибутами (флажками, мячами, кольцами, обручами и пр.) для всех групп мышц, повторяя за взрослым.
  • Подвижные игры
    • С радостью принимает предложение взрослого поиграть вместе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Навыки в быту
  • Проявляет стремление к самостоятельности ("Я сам!") во всех бытовых ситуациях.
  • Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем каждый пальчик (с помощью взрослого).
  • Для приема пищи садится за стол, знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка - для первого и второго блюда; маленькая - для третьего (компота, киселя, чая и др.).
  • Может обходиться без нагрудника.
  • При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.
  • В два (два с половиной) года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).
  • Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании.
  • Знает последовательность использования предметов одежды. В некоторых случаях нуждается в помощи взрослого (завязать шнурки, застегнуть молнию, пуговицы и пр.).
  • Самостоятельно (с небольшой помощью взрослого) натягивает носочки, шапку, обувь.
  • Пользуется носовым платком (при напоминании).
  • Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
  • Убирает игрушки на место (при напоминании).
  • Контролирует свои физиологические потребности.
  • Эмоционально положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантик и пр.); радуется, если его наряды замечают посторонние.
  • Дает себе положительную оценку: хороший, красивый, большой и т. п.
© 2008-2017, rebyenok.ru