Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности в процессе действия с предметами. От 2 лет до 2 лет 6 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности в процессе действия с предметами

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Развивать координированные движения рук, тонкие движения кончиков пальцев.
  • Совершенствовать действия с предметами, ориентируясь одновременно на два свойства.
  • Более тонко дифференцировать величину, цвет, форму предметов, а также свойства материала, из которого они сделаны (фактура, масса, звуковые возможности) соотношение деталей, положение в пространстве.
  • Составлять пирамидки из различных по форме деталей одного размера.
  • Собирать из четырех-пяти колец разного размера, сначала одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки, располагая их по убывающей величине.
  • Составлять башенки из трех одноцветных, последовательно уменьшающихся деталей-вкладышей (цилиндры, кубы, конусы).
  • Разбирать и собирать, совмещая рисунок на ее частях, трехместную матрешку.

Занятие с "занимательной коробкой"

Цель. Продолжать знакомить ребенка с предметами различной формы и величины. Учить соотносить детали. Осуществлять выбор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин - большой, поменьше, маленький. Учить действовать малыша по словесной инструкции.

Материалы. "Занимательная коробка", имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5 и 3 см) и круглые (диаметром 7, 5 и 3 см). Кубы (6, 4, 2 см), а также шары (диаметром 6, 4 и 2 см).

Ход занятия. Мама показывает малышу кубики и шарики разной величины, предлагает вложить предметы в "занимательную коробку". Для этого надо отделить кубы от шаров. Когда ребенок выполнит эту часть задания, взрослый предлагает опустить в коробку вначале кубик, а затем шарик. Малыш выбирает указанные мамой предметы, произвольно ориентируясь в их величине.

Маленький предмет ребенок сможет опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается им в большое или среднее отверстие; большой предмет он проталкивает только в самое большое отверстие. Таким образом он учится не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами. Аналогично малыш опускает вторую, а затем третью пару предметов.

Занятие с одноцветной пирамидкой из четырех-пяти колец

Цель. Учить собирать пирамидку из четырех-пяти колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на стержне. Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине.

Материалы. Одноцветная пирамидка из пяти колец.

Ход занятия. Мама ставит перед малышом пирамидку, собранную по убывающей величине колец, и предлагает ее разобрать. Вначале нужно отложить на середину стола крышечку, затем снять кольца. "Покажи мне самое большое колечко!" - просит взрослый и предлагает опять нанизать его на стержень. Затем из всех оставшихся колец малыш выбирает вновь самое большое и надевает на стержень. Таким образом собирается вся пирамидка, затем закрывается крышечкой, отодвигается на середину стола. Мама хвалит малыша: он справился с заданием.

Варианты. Мама предлагает выложить все колечки цепочкой (от самого большого до самого маленького) и затем последовательно нанизать их на стержень. Цвет пирамидок может меняться.

Занятие с двумя пирамидками разного цвета

Цель. Учить ребенка выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при нанизывании шаров на стержень.

Материалы. Две пирамидки разного цвета (например, красного и синего), Каждая состоит из трех шариков. Высота стержней пирамидок 12-15 см.

Ход занятия. Перед ребенком ставят пустую коробочку. Мама сначала показывает пирамидки в собранном виде. "Эта пирамидка из красных шариков", - поясняет она, затем показывает точно такую же пирамидку из синих шаров и дает соответствующее пояснение.

Далее мама начинает последовательно снимать шарики то с одной, то с другой пирамидки и складывать их в коробку. Таким образом, на столе оказывается коробочка, наполненная разноцветными шарами. Мама вновь нанизывает шары, выбирая только красные и называя их цвет. "Этот шарик красного цвета, а этот тоже красный, и этот шарик - красненький!"

Малыш собирает синюю пирамидку по показанному образцу. "Какая красивая синяя пирамидка!" - говорит взрослый, выделяя голосом название цвета. Затем мама предлагает ребенку снять шарики со стержней и сложить их в коробочку. Шары смешиваются.

В конце занятия ребенок по словесному указанию самостоятельно собирает пирамидку красного цвета, затем пирамидку синего цвета, т. е. занятие повторяется. Если малыш ошибается, взрослый помогает ему, прибегая к показу и наглядному сравнению

Варианты. Аналогичное занятие проводится с тремя одноцветными кубами и прочими подходящими предметами. Варьируется также цвет пирамид.

Занятие с тремя кубами-вкладышами

Цель. Закреплять у ребенка умение соотносить предметы по величине. Развивать более тонкое зрительное восприятие: практические знания о величине предметов в соотношении "большой - поменьше - маленький". Продолжать развивать мелкую моторику пальцев при выкладывании, раскладывании и накладывании друг на друга однородных предметов разной величины.

Материалы. Три куба-вкладыша одного цвета, но разной величины (с разницей в размере сторон 3 см).

Ход занятия. Мама дает ребенку три куба, обращая его внимание на то, что они вложены друг в друга, и предлагает достать самый маленький предмет, затем средний, остается самый большой. Мама выстраивает их цепочкой так, что образуется лесенка, обращает внимание на величину предметов и предлагает показать большой, поменьше и маленький кубик.

"Сделаем башенку из кубиков", - предлагает мама и показывает, как ее построить из трех деталей: нужно использовать все три кубика, располагая их в определенной последовательности и накладывая сверху один на другой. Башенка отставляется на середину стола. Если у малыша возникнет желание поиграть с кубиками, взрослый может предложить ему кубы другого цвета.

Варианты. Аналогично проводятся игры в построении башенок из других полых форм (конусов, цилиндров, усеченных трех-четырехгранных пирамид и пр.).

Занятия с трехместной матрешкой

Цель. Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материалы. Расписная матрешка высотой 8-10 см, внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная.

Ход занятия. Мама ставит на стол перед ребенком красивую матрешку. Встряхивает ее, имитирует голосом стук: "Тук, тук, тук! Кто там?" Открывает матрешку, достает вторую. "В гости к тебе пришли две матрешки", - говорит мама. Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее. Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.

Мама предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив рисунок. Она демонстрирует этот момент: поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.

Действия со второй матрешкой аналогичны действиям с первой.

Малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок. Если ему трудно выполнить задание самостоятельно, мама должна помочь.

Варианты. Аналогично проходит занятие с трехместными расписными бочатами высотой 6-8 см.

Занятие с пирамидкой из трех-четырех разноцветных колец

Цель. Учить ребенка собирать пирамидку из трех-четырех последовательно уменьшающихся разноцветных колец. Развивать более тонкую дифференцировку, умение малыша не отвлекаться от поставленной задачи.

Материалы. Разноцветная пирамидка из четырех последовательно уменьшающихся колец.

Ход занятия. Мама предлагает разобрать пирамидку из четырех разноцветных колец. Она показывает, как можно выложить кольца цепочкой: большое, поменьше, маленькое, совсем маленькое. Проверяет, чтобы цепочка была составлена правильно.

Малыш нанизывает кольца последовательно, беря каждое очередное колечко из выложенной цепочки.

Ребенок повторно разбирает и собирает пирамидку самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Например, мама напоминает, что каждый раз необходимо выбирать самое большое колечко из всех оставшихся.

На последующих занятиях ребенок учится подбирать предметы по величине, используя лишь зрительное сравнение, с меньшей опорой на автодидактические приемы (т. е. самообучающие приемы, заложенные в конструкции самого игрового предмета. Например, пирамидка на конусе, в которой отверстия колец имеют разную величину, поэтому провести маленькое кольцо до основания пирамидки не представляется возможным).

Занятие на подбор предметов одного цвета

Цель. Учить находить по просьбе взрослого предметы определенного цвета. Развивать умение обобщать предметы по признаку цвета.

Материалы. Игрушки одинакового цвета: флажки, ленты, мячи, шары, кубы, корзиночки, матрешки и т. п.

Ход занятия. По всей комнате расставить различные игрушки. Мама показывает, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета. Взрослый ставит флажок на середину табурета (детского стульчика) и принимает участие в игре. Когда малыш приносит игрушку, мама прикладывает к ней флажок и говорит: "Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как флажок. Красный флажок и красный шарик". Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, мама не ставит игрушку рядом. На одном занятии малыш может подобрать предметы двух-трех цветов, но одновременно ребенок подбирает предметы только одного цвета.

Занятие с белочкой и зайчиком

Цель. Учить ребенка действовать в показанной взрослым системе. Развивать зрительную память. Учить действовать с предметами в системе их чередования. Способствовать развитию воображения, умению действовать в сюжетно-отобрази-тельной игре.

Материалы. Кубы: шесть красных и шесть синих. Две игрушки: зайчик, белочка. Все предметы соразмерны.

Ход занятия. Мама показывает малышу зайчика и белочку, говорит, что они живут в лесу и любят вместе играть: в прятки, догонялки, жмурки и др. Однажды они решили поскакать по пенечкам. На лесной полянке друзья расставили пенечки и договорились, что у зайчика будут синие пенечки, а у белочки красные. Каждый может перескакивать на пенечек только своего цвета.

Взрослый берет 10 кубиков и на одинаковом расстоянии друг от друга расставляет их по кругу, чередуя по цвету: красный - синий - красный - синий. Затем ставит зайчика на синий кубик, а белочку рядом с ним на красный и договаривается с малышом: "Ты будешь зайчиком, а я белочкой". Фигурки поворачиваются друг к другу спинками и начинают перескакивать через пенечек, попадая только на свой цвет. Наконец они встречаются на противоположной стороне круга, обращенные друг к другу мордочками.

Этот момент взрослый эмоционально обыгрывает: зверюшки здороваются, разговаривают и разбегаются, встречаясь вновь на прежней стороне круга. Сценка встречи повторяется. Затем мама и ребенок меняются ролями. Игра повторяется.

Варианты. Зверюшки скачут поочередно по кругу. Если малыш ошибается, зайчик или белочка не может перескочить через два кубика и отказывается играть.

Или еще вариант: зверюшки, встречаясь, договариваются, кто кого пропустит в этот раз. И наконец зверюшки, встречаясь, дарят друг другу подарки, поют, читают стихи и т. п.

При повторении игры мама просит ребенка расставить кубики - пенечки, чередуя их по цвету, форме или величине.

Занятия с предметами-орудиями

"Достань колечко!"

Цель. Научить ребенка придвигать к себе с помощью палочки разнообразные предметы, формировать понимание назначения орудия.

Материалы. Палочка длиной 30-35 см, диаметром от 0,5 до 1 см; цветные кольца диаметром от 5 до 8 см; можно использовать пластиковую пирамидку.

Ход игры. Мама располагает разноцветные колечки на расстоянии 50 см от ребенка, предлагает ему поочередно придвинуть их палочкой, показывает, как это можно выполнить, затем предоставляет ребенку возможность сделать это самостоятельно. Когда все колечки будут придвинуты, мама предлагает выложить их по величине в линеечку, подает малышу стержень для нанизывания колец. Начиная с самого большого колечка, ребенок собирает пирамидку целиком.

"Ловись рыбка"

Цель. Познакомить ребенка со свойствами воды, с плавающими игрушками. Учить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Материалы. Таз или надувной бассейн, сачок диаметром 10-15 см, с ручкой длиной 40-50 см.

Ход игры. Мама предлагает малышу посмотреть, сколько красивых игрушек плавает в воде (можно использовать ванну, наполнив ее водой на две трети объема, температура воды должна быть не менее +36 °С). В воду опустить разноцветные шары, рыбок, кубы, кольца и пр. Мама применяет метод пассивного движения, т. е. рукой ребенка, в которой он держит сачок, вылавливает одну-две игрушки. Затем малыш под присмотром взрослого играет самостоятельно. Выловленные игрушки рассматриваются. Отмечается их цвет, величина. Их можно складывать в ведерко. Малыш не должен видеть, как выловленные им предметы вы вновь бросаете в воду. Иначе смысл его работы теряется, и ребенок может выразить вам протест. Отнеситесь к его игре с пониманием, похвалите за удачный улов.

"Забавная ленточка"

Цель. Учить ребенка использовать предметы в качестве подручных средств для решения практических задач, т. е. учить воздействовать предметом на предмет и использовать предметы в качестве орудий, творчески комбинируя их.

Материалы. Цветные ленты длиной 1-1,2 м, шириной 2,5-3 см, фломастеры, по цвету соответствующие лентам.

Ход занятия. Мама показывает ребенку цветные ленты, предлагая малышу назвать их цвет, и просит к каждой ленточке подобрать фломастер, соответствующий ее цвету. Предметы раскладываются попарно. Затем мама открывает крышечку одного из фломастеров, берет ленточку соответствующего цвета, наматывает ее кончик на носик фломастера и плотно закрывает крышечкой. Лента, закрепленная одним концом во фломастере, становится предметом для игры. Другие ленточки ребенок закрепляет сам (или с помощью мамы). Ребенок поднимает ленточку над головой, как флажок, размахивает, затем опускает вниз, крутит ленточку, делает ею "змейку" и др. Малыш должен действовать левой и правой рукой. Мама обращает внимание ребенка, что ленточка танцует вместе с ним, и учит делать с ленточкой (или двумя лентами одновременно) различные движения. В этом занятии можно использовать музыкальный фон.

© 2008-2017, rebyenok.ru