Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим. От 2 лет до 2 лет 6 месяцев :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ребенок в возрасте от 2 лет до 2 лет 6 месяцев должен получить в первую очередь основные знания о человеке и о предметах, его окружающих. Вместе с тем следует продолжить знакомство малыша с окружающим миром, формировать у него понимание обобщенных названий предметов или понятий, относящихся к одной группе:

  • одежда (рубашка, платье, юбка, и т. п.);
  • посуда (чашка, стакан, тарелка, ложка и т. п.);
  • мебель (кровать, стол, стул и т. п.);
  • транспорт (машина, автобус, троллейбус и т. п.);
  • овощи (капуста, морковь, картошка, свекла, лук и т. п.);
  • фрукты (яблоко, груша, слива, виноград, банан и т. п.);
  • животные (собака, кошка, заяц, лиса, медведь, обезьянка, слон и др.);
  • растения (травка, дерево, кустик, цветок, елочка и пр.);
  • профессии (доктор, дворник, водитель автобуса и др.).

Учить ребенка свободно ориентироваться среди окружающих предметов, относящихся к различным видам деятельности человека (трудовой, бытовой, художественной, игровой). Давать более точные представления об их качествах и взаимосвязях. Объяснять такие свойства, как твердый - мягкий, сухой - мокрый, холодный - теплый, чистый - грязный, длинный -короткий, а также расположение предметов в пространстве (в, на, под, над, высоко, низко, далеко, близко), их количество (один, много, мало); особенности движения (быстро - медленно, вперед - назад).

Продолжать знакомить малыша с произведениями фольклора и художественной литературы.

Моделирование знакомых ситуаций с помощью игрушек

"Кукла Ляля умывается"

Цель. Запомнить названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа), их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Изучить характеристики воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Словесно обозначать характер действий: намылить, потереть, смыть, вытереть и т. п.

Использовать потешку "Водичка-водичка":

Водичка, водичка,
Умой мое (Тане, Маше и др.) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Предложить повторить за мамой знакомые строчки, называя куклу по имени. Вызвать ребенка на диалог с игрушкой (за куклу говорит взрослый).

Материалы. Кукла среднего размера (45-50 см). Игровые аксессуары для умывания куклы: мыло-кубик, мочалка, полотенце и пр., широкая миска (тазик), игрушечная детская лейка, наполненная водой.

Ход занятия. Мама показывает иллюстрации к потешке "Водичка-водичка", напоминает ребенку ее содержание, читает. Предлагает малышу поиграть с куклой Лялей.

Мама просит ребенка принести все необходимое для умывания куклы и располагает Лялю около тазика. Предлагает малышу посмотреть, как льется из лейки вода, послушать, как она журчит, отметить ее прозрачность, просит опустить в лейку пальчик - узнать, какая она: холодная, теплая, горячая?

Игра разворачивается ситуативно. Мама и малыш намыливают куколке ручки, ребенок льет водичку на них, затем поливает мама, а ребенок моет кукле личико. Мама читает потешку, просит малыша повторять за ней слова. Ребенок вытирает кукле полотенцем лицо и ручки. Взрослый предлагает ему поговорить с куклой. В конце занятия малыш играет произвольно, по своему замыслу.

По аналогии проводятся занятия: сборы на прогулку, кормление, укладывание спать, купание и т. п. По сравнению с предыдущим периодом малышу предоставляется большая самостоятельность, взрослый идет за ребенком, давая ему возможность проявить инициативу, творческий поиск.

"Магазин игрушек"

Цель. Закреплять представления о знакомых игрушках (матрешка, пирамидка, мяч, кукла, машина и т. п.). Учить составлять предложения из трех-четырех слов, в которых говорится о какой-либо игрушке, отмечаются ее особенности, характер действий с ней.

Материалы. Игрушки, которые есть в хозяйстве малыша. По договоренности их размещают в "магазине". Взрослый и ребенок выступают как партнеры: покупатель и продавец (роли распределяют по взаимному согласию).

Ход занятия. Покупатель приходит в магазин и объясняет продавцу, какая ему нужна игрушка. Взрослый старается провести с малышом интересный диалог, побуждает строить предложения из трех-четырех слов, правильно согласуя их в роде, числе и падеже.

"Мытье кукольной посуды"

Цель. Закреплять представления ребенка о посуде и кухонных принадлежностях, активизировать употребление в речи слова "посуда". Привлекать малыша к посильному труду. Учить отвечать на вопросы взрослого: называть цвет чашек, тарелок, их величину.

Материалы. Миска, губка, кухонное полотенце. Использовать наборы игрушечной посуды.

Ход занятия. Мама приглашает малыша помыть посуду для кукол. Взрослый показывает, затем предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно. В процессе игры взрослый побуждает малыша называть предметы и их особенности. Затем игра разворачивается ситуативно по желанию малыша - например, куклу угощают чаем и т. п.

"Транспорт"

Цель. Научить узнавать и называть игрушки, изображающие различные виды транспорта. Побуждать детей к высказываниям об этих игрушках, их назначении -перевозить кукол и различные предметы. При звукоподражании развивать правильную артикуляцию звуков.

Материалы. Использовать игрушки, изображающие транспортные средства, например автомобиль, грузовую машину, автобус и т. п., и игрушку-телефон (или предмет-заместитель, например деревянную ложку).

Ход игры. Мама договаривается с малышом, что по "телефону" она вызывает машину для мишки, который поедет в гости к кукле. Разыгрывается сценка разговора по телефону. Ребенок едет за мишкой и отвозит его к кукле. Затем то же самое выполняется с зайкой, Петрушкой, белочкой, слоником и др. Мама старается активизировать речь ребенка, побуждает к творческому развитию сюжета.

"Рассказ о работе доктора"

Цель. Закрепить представление о работе врача. Дать основные знания об этой профессии: врач заботится о здоровье, лечит больных, смотрит горло, дает лекарство.

Материалы. Игрушки-пациенты: зайка, мишка, слон, свинка и др. Необходимые аксессуары для отображения действий врача: градусник, трубочка, бинт, ватка и др. (можно использовать предметы-заместители).

Ход игры. Мама вводит малыша в сюжет игры: звери заболели, их необходимо лечить, послушать трубочкой, дать лекарство и т. п. Игра разворачивается ситуативно. Мама показывает действия доктора, говорит от имени пациентов, затем предоставляет малышу возможность самостоятельно действовать в игре, учит выражать свои действия и желания словами.

Игры-занятия с картинками и картинами

Программное содержание. Учить группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, объединяя их в группы (одежда, обувь, посуда, игрушки, животные, птицы и т. д.).

Учить ребенка обозначать доступными речевыми и неречевыми (жест, мимика) средствами наиболее заметные отличительные особенности (у коровы - рога, у лошади - грива, у свиньи - пятачок, у кошки - усы и т. п.).

Продолжить формировать знания о человеке, его деятельности, отношении к животному и растительному миру.

Учить понимать более узкие обобщения: животные, живущие рядом с человеком (домашние); животные - обитатели леса.

Узнавать на картинке и называть зайца, лису, волка, медведя. Формировать их реалистический образ, используя картинки, а также сказочный образ, используя сказки и иллюстрации к ним.

"Овощи" (по стихотворению Юлиана Тувима)

Цель. Закрепить знания ребенка об овощах. Ввести в активную речь малыша понятие "овощи".

Развивать мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения.

Учить рассматривать картинки и называть, что на них нарисовано. Использовать картинки в качестве наглядного иллюстративного материала в процессе прослушивания художественного произведения.

Материалы. Картинки "Овощи" (8 штук): огурец, помидор, редис, картошка, горох, капуста, репа, морковь. Платок и сумка для хозяйки (роль хозяйки исполняет мама).

Ход занятия. Мама оживляет в памяти малыша знания и представления об огородных культурах, подчеркивает их необходимость для людей.

Мама договаривается с ребенком: "Я буду хозяйкой, которая пойдет на рынок за овощами". Надевает на голову платок, берет сумку, выходит на несколько секунд за дверь. Возвращается, делая вид, что ей тяжело: сумка полная.

Мама читает стихотворение. При этом показывает картинки и выкладывает их на стол.

Ребенок наблюдает за действиями взрослого. Далее игровой момент разворачивается ситуативно: мама может предложить малышу посолить "суп", попробовать, какой он вкусный, покормить зверюшку, предложить ребенку самостоятельно сварить "суп" и т. д.

"Животные - друзья человека"

Цель. Закрепить й расширить представления о домашних животных: собаке, кошке, лошади, корове, козе, свинье, овце. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи. Ввести в активную речь названия животных, живущих рядом с человеком.

Материалы. Предметные картинки "Домашние животные". Использовать иллюстрации из знакомых книг о животных -например, И. В. Цветковой "Кто-кто рядом с нами живет", А. Барто "Кто как кричит?", русские народные потешки и др.

Ход занятия. Мама показывает малышу картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Ребенок узнает и называет их. Если затрудняется, мама помогает ему. Взрослый спрашивает, помнит ли малыш голоса животных, и побуждает его к звукоподражанию.

Взрослый и ребенок рассматривают картинки, сравнивают, отмечают особенности (например, у коровки - рога, у лошадки рогов нет; у козочки и у коровки есть рожки, но козочка маленькая, а коровка - большая и т. п.).

Взрослый читает художественное произведение, рассматривает вместе с ребенком иллюстрации, затем переводит занятие в игру, предлагая ребенку стать лошадкой или козочкой, далее действие разворачивается по ситуации.

"Кто живет в лесу?"

Цель. Учить узнавать животных на картинках и называть их (в начале занятия последовательный показ картинок, если малыш помнит и называет животных, в конце занятия - выбор одной картинки из двух). Такое занятие учит ребенка рассматривать изображения и замечать отличительные признаки.

Материалы. Картинки из серии "Дикие животные" (заяц, лиса, медведь).

Это занятие при повторении постепенно обогащается дополнительной информацией и новыми картинками с животными и птицами - обитателями леса (белка, волк, филин, дятел и др.).

Ход занятия. Ребенок рассматривает картинки, взрослый побуждает отмечать отличительные признаки животных (медведь большой, с коротким хвостиком; заяц маленький, с длинными ушками, коротким хвостиком; лиса рыжая, с пушистым, длинным хвостом; еж колючий, и др.).

Мама разыгрывает перед ребенком русскую народную потешку "Тень-тень-потетень", используя картинки, иллюстрации или соразмерные (среднего размера -20-25 см) игрушки. Мама читает потешку, представляя обитателей леса:

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
"Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка:
"Поди догоняй-ка!"
Похвалялися ежи:
"У нас шубки хороши!"
Похвалялся медведь:
"Я умею реветь!"

Проводится сопоставление игрушки с картинкой. Мама просит малыша рассказать о каждом персонаже потешки. Далее игра разворачивается ситуативно, по творческому замыслу малыша.

"Кирпичики"

Цель. Научиться использовать строительный набор. Обучить ребенка строить из кирпичиков, ставя их то горизонтально, то вертикально (один кирпичик - на широкую сторону, другой - на узкую). Развивать мелкую моторику пальцев, внимание и способность действовать с предметами в порядке чередования.

Материалы. Одноцветные кирпичики (параллелепипеды) - 20 штук (это может быть конструктор или просто брусочки).

Ход занятия. Мама показывает, как следует ставить кирпичики на широкую или узкую сторону, чередуя, затем ребенок выстраивает заборчик самостоятельно. За заборчик помещаются мелкие игрушки-животные. Далее игра разворачивается по замыслу ребенка.

Варианты. Предполагается чередование деталей не только по форме, но и по цвету. Могут быть предложены и разные сюжеты: заборчик для машин, для садика, для дома и т. п.

"Ежик"

Цель. Учить создавать из природных материалов образы знакомых животных и предметов.

Материалы. Сосновые шишки, мох, пластилин.

Ход занятия. Предложить ребенку выбрать самую большую и пушистую (раскрытую) шишку. Прилепить к ее хвостику небольшой шарик из пластилина, оттянуть носик вперед, сделать глазки из семян. В плоскую коробочку поместить кусочек мха. На нем выложить поделки. Аналогичные поделки можно выполнять из желудей, сучков, корней, веточек, камешков и др.

"Меленка-вертеленка"

Цель. Показать ребенку конструирование из бумаги. Привлечь малыша к наблюдению и сотворчеству со взрослым.

Материалы. Использовать двустороннюю цветную бумагу, плоскую палочку (25-30 см). Вырезать из бумаги квадрат (15x15 см), согнуть по диагоналям и сделать по ним разрезы на 2/3 с каждого угла квадрата.

Ход занятия. Взрослый расправляет заготовленный квадрат с прорезями. Каждый разрезанный уголок квадрата разделен на две части, одна из них приклеивается к центру квадрата, образуется розетка-мелен-ка, которая крепится гвоздиком к палочке (взрослый подробно комментирует все свои действия, которые должны совпадать с объяснениями, побуждает ребенка к активному участию, сотворчеству). Ребенок наблюдает за действиями взрослого и участвует в изготовлении игрушки. Когда она будет готова, взрослый предлагает взять ее на прогулку, где малыш будет наблюдать за вращением меленки-вертеленки при движении или ветре.

"Птички клюют зернышки"

Цель. Познакомить ребенка со свойствами бумаги и с карандашами (фломастерами): карандаш оставляет на бумаге след - можно рисовать. Использовать прием постукивания кончиком карандаша - клевания зернышек.

Материалы. Бумага, карандаши.

Ход занятия. Мама с помощью игрушек разыгрывает ситуацию кормления птичек, напоминает о наблюдениях за птичками на прогулке. Далее предлагает на листе бумаги при помощи карандаша показать, как птички клюют зернышки, показывает сама, используя прием пассивных движений, т. е. вначале действует рукой ребенка.

Игры-занятия с рисованием или лепкой

"Рыжики" (рисование с использованием трафарета)

Цель. учить ребенка правильно держать кисть, закрашивать краской в пределах обозначенного пространства, проводить линии - прямые и замкнутые. Показать, как с помощью рисунка можно выполнить какую-либо композицию. Напомнить о впечатлениях от лесных прогулок.

Материалы. Зеленый лист бумаги, белый лист-трафарет (имеет прорези, контуры грибов), оранжевая краска (гуашь).

Ход занятия. На зеленый лист накладывается трафарет, закрашиваются контуры грибов.

Контурный лист-трафарет аккуратно снимается, перед ребенком на зеленом фоне возникают грибы - рыжики. Аналогичные занятия могут быть проведены на темы: "Огурец и помидор", "Яблоко" и др.

"Желтые листочки" (рисование)

Цель. Вспомнить впечатления от листопада на прогулке. Учить приему оставлять отпечатки кисти с краской на бумаге. Использовать стихотворение А. К. Толстого.

Осень. Обсыпается
весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
по ветру летят.

Материалы. Лист бумаги, краски (желтая, красная, зеленая), вода для промывания кисти, тряпочка для вытирания кисти.

Ход занятия. Мама читает стихотворение. Показывает, как окунуть кисточку в краску и оставить отпечатки на бумаге -листочки: "Получится "листопад". Ребенок самостоятельно выполняет рисунок. Аналогичные занятия могут быть проведены на сюжеты: "Дерево с листочками" (дерево рисует взрослый); "Следы на снегу", "Снег идет" и др.

"Золотое яичко" (лепка но сказке "Курочка Ряба")

Цель. Учить скатывать шарик и сдавливать его между ладоней.

Материалы. Пластилин (глина). Ход занятия. Мама напоминает ребенку сказку "Курочка Ряба". Потом они синхронно скатывают кусочки желтого пластилина занятия проводятся на темы: "Угощение между ладоней. Далее занятие разворачивается по замыслу ребенка. Аналогичные для кукол", "Грибы", "Репка", "Корзинка с ягодами" и др.

© 2008-2017, rebyenok.ru