Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
От двух до трех лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От двух до трех лет

Кажется, только вчера малыш порадовал вас первой улыбкой, сделал первый шаг, сказал первое слово. А сегодня он вполне самостоятельный маленький человечек, который умеет думать, переживать, сочувствовать, сострадать, любить, жалеть, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества.

За процессом развития ребенка по-прежнему следят по микропериодам. На третьем году жизни это два этапа: от 2 лет до 2 лет 6 месяцев и от 2 лет 6 месяцев до 3 лет.

Было бы ошибкой считать, что третий год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что он повзрослел, а следовательно, с ним легче договориться. Это период формирования личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались, как с равным. В нем зарождается потребность реализации своего "Я" в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого.

Этот год считается переходным этапом в развитии ребенка: к концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания.

Нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать круг его общения со взрослыми и сверстниками. Нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в речь.

Чем же знаменателен третий год жизни? В это время происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт ребенок приобрел на втором году жизни. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т. д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с тем и собственные возможности и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать за ребенком право выбора, проявления интереса к тому или иному занятию. Нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях "идти за ним", давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так удастся избежать кризисной ситуации, характерной для трехлетних детей, или, по крайней мере, значительно смягчить возникающий кризис общения с ребенком.

В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в появляющихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение, танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

Особенно заметны продвижения в мышлении, культуре общения, речевом развитии. Огромное значение приобретает удовлетворение потребностей малыша в познании, овладении бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной видами деятельности, а также развитие его интеллекта и способностей.

Третий год жизни ребенка особенно благоприятен для развивающей педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются именно в этом возрастном периоде.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во втором полугодии (от двух с половиной до трех лет).

Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками, и т. п.

С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др. Продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Они помогают развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

Развитие речи. На третьем году жизни внимание малыша пока неустойчиво, особенно в начале года, когда он еще обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же малыш способен сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна, неотрывно в течение 12-15 минут.

Значительно совершенствуется память. Ребенок не только помнит то, что было несколько часов назад, но и может рассказать, например, о том, как ходил с мамой и папой в зоопарк (в гости, в парк, в цирк и т. п.). Это значит, что совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Интенсивно нарастает активный словарь ребенка, а к трем годам его речь может состоять из 1200-1500 слов и более. Появляется умение строить фразу из трех-четырех слов. Формируется грамматический строй речи. Помимо простых предложений ребенок употребляет и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к поступкам (действиям) окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого: ему интересны их рассуждения. Ребенок не только следит за разговором родителей, но и пытается понять ход их мыслей и умозаключения. Малыш постигает (на своем уровне) логику поступков и действий взрослых, можно сказать, учится жить. Вот почему в присутствии ребенка не должно быть семейных конфликтов. Он не должен становиться свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых. Родители для малыша по-прежнему образец для подражания и даже больше, потому что теперь ребенок имеет хоть и небольшой, но уже достаточный социальный опыт.

Именно поэтому теперь, в отличие от ранних периодов детства, когда безотказно действовал метод отвлечения в нежелательных ситуациях, вы должны все чаще

использовать метод убеждения. Если воспитание построено правильно, ребенок откликается на ваши уговоры, становится управляемым со слова взрослого.

Кризис трехлетнего возраста. Малыш по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию. У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками. И это не случайно, а потому, что сюжетно-ролевая игра требует участия партнера и малышу нужно взаимодействовать с детьми своего возраста.

Сюжетная игра в первой половине третьего года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), малыш пока не берет на себя ничьей роли. Во второй половине года он уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и может брать на себя определенную роль - роль мамы, доктора и др.

Кажется, все в воспитании хорошо продумано и потому просто. Так что же такое кризис трехлетнего возраста? Так ли он неизбежен?

В любом детском возрасте кризис возникает тогда, когда взрослые не умеют осуществить своевременный переход к новому типу отношений с ребенком. Они не обеспечивают смену одного ведущего вида деятельности другим, реально соответствующим его возрастающим потребностям. Если раньше эмоциональное общение с мамой было ведущей линией развития, то теперь малышу стал тесен мир его кроватки, манежа, и ему недостаточно только ласки мамы, он требует от нее деловой формы общения, ему стало необходимо ее соучастие в действиях с игрушками. Вовремя перевести малыша с эмоционального на деловое общение - необходимое условие его дальнейшего развития. Начинается новая эпоха в жизни ребенка: он начинает понимать свое "Я", требует, чтобы его самостоятельность замечали взрослые. Это период формирования не только основных черт характера, но и начало формирования личности.

Отсутствие удовлетворения стимула "Я сам!" является первой причиной возникновения проблем в отношениях со взрослыми. Это свидетельствует о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. Но кризис не случится или пройдет настолько гладко, что может быть не замечен, если взрослые правильно реализуют все задачи на этом возрастном этапе.

Психофизическое благополучие. Что же необходимо принять во внимание для обеспечения ребенку психофизического благополучия на третьем году его жизни?

  • С начала третьего года предоставьте ребенку посильную самостоятельность во всем, что он может выполнять без лишней опеки взрослого.
  • Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью.
  • Проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка или умения (не торопитесь, дайте время на его отработку).
  • Не допускайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие.
  • Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справится с заданием и у него все получится.
  • В процессе выполнения какого-либо действия поддерживайте и почаще хвалите ребенка.
  • Дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам небезразличен. Если малыш выполнил стоящую перед ним задачу, необходимо это отметить, выразить радость; если у ребенка что-либо не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если ребенку трудно, но добиться, чтобы он выполнил что-то сам хотя бы частично.
  • Формируйте у малыша установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату.
  • По возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника.
  • Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка.
  • Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу. Похвала должна быть адекватна результату действия.
  • Дайте положительную установку на будущее, даже если ребенку что-то не удалось (например: "Завтра все получится").
  • Продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
  • Не давайте слишком легких заданий, поручений, не требующих волевого усилия: ведите ребенка через преодоление посильных трудностей к положительному результату.
  • Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельному применению имеющихся у него навыков, знаний.
  • Формируйте у ребенка особый интерес к людям, их деятельности и действиям, к миру человеческих отношений.
  • Не вторгайтесь в действия малыша внезапно, прерывая его игру (занятие) назойливыми указаниями.
  • Относитесь к ребенку как к формирующейся личности.
от 2 до 3 летот 2 лет до 2 лет 6 мес.от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Характеристика периода>>>>
Мини-программа, задачи воспитания>>>>
Воспитание познавательной активности в процессе действия с предметами>>>>
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим>>>>
Показатели развития ребенка>>>>
© 2008-2017, rebyenok.ru