Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Характеристика периода от 2 лет 6 месяцев до 3 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Характеристика периода от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Малышу исполнилось два с половиной года. Как многому он научился за последние шесть месяцев! Кроха самостоятельно собирает пирамидку, складывает матрешку, конструирует из кубиков, любит книги и картинки, строит предложения, согласовывая слова в роде, числе, падеже, употребляет почти все части речи. Малыш бегает, прыгает, смело осваивает окружающее пространство. А главное, обнаруживает исключительную любознательность. Он проявляет самостоятельность. "Я сам!" - звучит как победный клич в этот период его жизни.

У истоков развития личности. Во втором полугодии ведущие линии педагогики остаются прежними: сенсорное, познавательное, речевое, моторное,художественное развитие (пение, танец, рисование, лепка), игра. И конечно, продолжается совершенствование навыков посильной самостоятельности. При значимости всех сторон воспитания на первый план выступает линия социального развития - начало формирования личности малыша. Имеется в виду социализация - вхождение в мир человеческих отношений на новом, более осознанном уровне. Малыш начинает приобретать свой взгляд на мир, на поступки людей и пытается дать им оценку. Все это проходит на уровне его детского восприятия. Ребенок хочет понять взрослых, а главное, делает свои наблюдения основой подражания. Это важно, потому что социальное развитие ведет за собой то, что в играх дети, подражая взрослым, невольно отражают то, что их окружает. С педагогической же точки зрения деление игрушек на "это для мальчиков", а "это для девочек" неоправданно. Представители того и другого пола должны играть как с машинами, так и с куклами.

формирование интересов, способностей, индивидуальности, яркого самовыражения. Сначала малыш осваивал в основном практические стороны жизни: шло копирование, творческое интерпретирование того или иного умения, навыка, той или иной деятельности.

Что же произойдет во втором полугодии третьего года? В этот период детства малыш наряду с практическим опытом действий с предметами начинает приобретать опыт социальных отношений, овладевая практикой общения. Теперь освоение окружающего акцентируется не столько на предметах и действиях (это малыш уже умеет), сколько на чувствах, которые вызывают те или иные действия человека. Другими словами, освоение окружающего мира перемещается в сферу душевных состояний, эмоций и чувств. Ребенок начинает познавать социальный мир как бы изнутри, осваивая палитру человеческих чувств, отношений, правил поведения, поступков: хорошо или плохо, правильно или неправильно, можно или нельзя и т. п.

Малыш по-новому начинает воспринимать сказку. Ему не безразлична судьба героев сказок - Курочки, Зайчика, Мышонка и др. Вот почему кроха уговаривает Колобка не садиться на нос Лисе, может даже расплакаться в конце повествования о Глупом Мышонке.

И сказка, и... жизнь. Именно бытовые (а не волшебные!) сказки - первые сказки раннего детства, потому что они раскрывают отношения людей в жизни. Не случайно герои всех бытовых сказок, потешек действуют, как люди: "Собака на кухне пироги печет, Кот в углу сухари толчет, Кошка в окошке платье шьет, Курочка в сапожках избу метет..." Персонажи разговаривают, наряжаются, общаются, поют, танцуют, дарят подарки, проявляют заботу, но иногда обижают друг друга, обманывают... Какие сюжеты для раздумий, осознания радостей и огорчений, темных и светлых сторон человеческого бытия! Активное восприятие сюжетов сказок проявляется в том, что они вмешиваются иногда в ход действий, пытаясь изменить судьбу полюбившегося героя. Так, например, один мальчик утверждал, что Лиса не съела Колобка: "Он сел на носок Лисе, показал ей язык и лизнул. Лиса чихнула, а Колобок прыгнул на землю и покатился дальше. И еще пел песенку". О чем говорит творчество малыша? О том, что у него развито воображение, память, имеется достаточный опыт. Малыш выручает любимого Колобка и оставляет с носом Лису: зло не должно торжествовать! Разве не чувствуется в поведении малютки благородство помыслов? Разве не ищет его душа добра и правды?

Глубоко ошибаются те, кто считает, что мир раннего детства далек от реалий жизни. В том-то и дело, что малыши познают их очень рано, не понимая многого, учатся видеть, сравнивать, выбирать, с кем быть, кого любить, кого защищать, кому подражать и т. п. "Я не Глупый Мышонок, - сквозь слезы доказывает мальчик. - Я не буду слушать Кошку". А далее предлагает развитие сюжета. "Я спрячу Мышонка, а в кроватку положу морковку", - решает малыш. Сказка в фантастических образах раскрывает ребенку всю гамму эмоций, чувств и отношений, делая для него понятным то, чего он не в состоянии освоить пока в реальной жизни. Но именно это и интересует кроху, ему важно понять, как действуют люди и как ребячьи поступки воспринимают взрослые. К концу раннего детства малыш должен вписаться в окружающий его социальный мир. Иначе может возникнуть кризис отношений со взрослыми. А этого допускать не следует.

К концу третьего года ребенок четко осознает свое "Я", у него появляется способность в ролевом поведении отражать эпизоды социальной жизни (доктор, шофер, парикмахер, продавец, дворник и др.). Все игровые сюжеты проходят с долей нравственно-этического отражения в зависимости от той атмосферы, в которой малыш подсмотрел их в самой жизни.

Ребенок выражает своим поведением понимание мира, который разворачивается перед его глазами. Вот почему можно утверждать, что вторая половина третьего года предъявляет особые требования к родителям. Они создают атмосферу любви, заботы, доброты в семье, достойную подражания не только в игре, но и во всей настоящей и будущей жизни их ребенка.

Смех сквозь слезы. Начало формирования личности малыша совпадает с определенными трудностями объективного характера: малыш не имеет представления об игровом поведении взрослых. Ему очень многое непонятно в их словах и поступках: говорится одно, а делается другое. Порой домашние сюжеты выглядят и комично, и грустно. Например, мама учит кроху: "Нельзя лгать! Говори всегда правду!" Звонит телефон, и мама просит домашних: "Скажите, что меня нет дома!" Малыш переводит взор с одного взрослого на другого и спрашивает маму: "А ты где?"

Пример второй: бабушка и мама плохо отзываются о соседке, но, когда та заходит, к удивлению ребенка, встречают радостными возгласами, не знают, куда посадить, чем угостить. Называют ее по имени и отчеству. Но тут свое слово вставляет внучок: "Страшная ты и подлая! Гнать тебя метлой!" Женщины в ужасе бросаются к мальчику, шлепают и требуют извиниться перед "такой хорошей тетей". Малыш горько рыдает.

Приведенные выше ситуации известны многим, но посмотрим на проблему с точки зрения ребенка. Как ему разобраться в том, что он видит во взрослой среде, где поступки полны противоречий, эмоции притворны, а слова не совпадают с действиями? Конечно, это бывает не всегда, но все же случается. Игровое поведение во взрослой среде - необходимое условие контактов людей, умения ладить друг с другом. И все же эта ситуация закулисной игры не должна выводиться на сцену жизни в присутствии ребенка, который не понимает такого поведения взрослых. Разговаривая с кем-либо в присутствии малыша, необходимо помнить, что он слышит и запоминает каждое ваше слово. Думайте о том, как кроха воспринимает ваши слова и действия. Не стоит делать его свидетелем двойной игры.

Высокие идеалы с молоком матери. Особенность восприятия маленьких детей предъявляет высокие требования взрослым. Они несут в себе определенные духовные ценности, обогащая, гуманизируя мир ребенка. Своим обликом, чувствами, конкретными делами, отношением к окружающему они формируют личность ребенка по своему образу и подобию: учат видеть красоту, благородство поступка, доброе отношение ко всему живому и т. п.

Перечисленные черты свойственны только человеку. Только человек способен понимать и откликаться на красоту окружающего мира, способен созидать, творчески совершенствовать цивилизованный мир, в котором он живет. Только человеку свойственно безграничное стремление к познанию и познавательная потребность, присуще нравственно-этическое сознание, то, что называется совестью, а также высокие человеческие чувства любви и преданности, самопожертвования и осознание своей ответственности за все, что его окружает. Именно ранние годы являются исключительно благодатным периодом развития. И все, что входит в сознание с молоком матери, находит свое отражение в более зрелом возрасте.

© 2008-2017, rebyenok.ru