Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Мини-программа и задачи воспитания от 2 лет 6 месяцев до 3 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Мини-программа и задачи воспитания от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Познавательное развитие

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
  1. Учить детей более тонким ориентировочным действиям с предметами и дидактическими игрушками, постепенно переходя от практических проб к действиям в уме:
    1. К простейшему планированию (например, последовательности действий и др.).
    2. К поиску более легких (рациональных) способов выполнения действий с предметами.
    3. К элементарному прогнозированию (предвосхищению) их результата.
  2. Составлять пирамидки разного цвета (красного, зеленого, синего, желтого) из трех последовательно уменьшающихся деталей.
  3. Закреплять понимание слов: "маленький", "побольше", "большой", соответствующих подбору деталей по принципу их увеличения или уменьшения.
  4. Собирать пирамидку по принципу простого чередования двух деталей (по цвету, форме или величине).
  5. Уметь составлять различные по цвету и форме башенки из двух-трех геометрических форм-вкладышей.
  6. Выполнять задания на простое чередование предметов, деталей (цветные колпачки, пирамидки, башенки и т. п.).
  7. Поощрять действия с предметами при ориентации на два-три свойства одновременно. Например: "Дай мне кубик большой, синий". Или: "Дай мне шарик красный, маленький".
  8. Учить действовать по представлению (собирать пирамидку по рисунку) или по инструкции (по указаниям взрослого).
  9. Проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда: заколачивание молоточком втулок в верстачок, сбор каталок с помощью специальных винтов и др.
Конструирование
  1. Продолжать учить конструированию из строительного материала (кубики) и крупных деталей конструкторов.
  2. Конструирование из бумаги. Показать ребенку первые способы работы с бумагой - сминание и разрывание. В смятой бумаге помочь увидеть образ (птичка, цыпленок, колобок и т. п.).
  3. Показать, как можно конструировать из природных материалов: "ежа" - из сосновых шишек, "оленя" - из пластилина и веточек и т. п.

Игра

Сюжетно-ролевая игра
  1. Продолжать развивать сюжетно-отобразительные игры, обогащая жизнь ребенка новыми впечатлениями.
  2. Поощрять смекалку, поисковую игровую деятельность, развивающую воображение и умение войти в образ.
  3. Развивать наблюдательность ребенка, обращая внимание на природное и социальное окружение как важную предпосылку формирования сюжетно-ролевой игры.
  4. Стимулировать введение игровых сюжетов, которые можно реализовать во взаимодействии с другим ребенком в качестве партнера.
  5. Поощрять использование предметов-заместителей в игре.
  6. Учить доброжелательно относиться к игре сверстников.
  7. Развивать положительные взаимоотношения ребенка в игре со сверстниками.
  8. Учить подбирать с помощью взрослого игрушки для своих игр.
  9. Поддерживать возникшее ролевое поведение в игре, привнося необходимые аксессуары, делающие самовыражение ребенка более выразительным и значимым (шлем - для военного летчика, матросская бескозырка - для моряка, белый колпачок - для доктора и т. п.).
  10. Наполнять смысловое содержание игры, отражающее сюжеты социального общения и жизни людей (поездка на транспорте, полет на самолете, посещение зоопарка, приглашение друзей в гости и т. п.).

Социальное развитие

Эмоциональное воспитание и познавательное развитие в процессе общения
  1. Формировать у ребенка простейшие варианты ролевого поведения, побуждать действовать в соответствии с определенной ролью (мама, шофер, врач).
  2. Подражать в игре маме, папе, братишке и др. Понимать и оценивать (хорошо - плохо) поступки персонажей потешек, сказок, песенок.
  3. Способствовать осознанию ребенком своего "Я". Учить говорить о себе не в третьем лице, а в первом: "Я рисую", "Я иду", "Я гуляю" и пр.
  4. По внешним признакам (одежда, прическа, и др.) различать свою половую принадлежность: "Я мальчик", "Я девочка".
  5. Воспитывать в ребенке самооценку, адекватную его успехам или неудачам. Эмоционально ярко реагировать на положительные стороны его действий, вызывая стремление малыша быть хорошим, послушным, добрым. Избегать резко отрицательных оценок в адрес ребенка, затрагивающих его личность. Например, говорить не "Ты плохой", а "Ты плохо сделал".
  6. Учить замечать эмоциональное состояние другого человека.
  7. Побуждать проявлять внимание к людям: пожалеть другого человека - взрослого или сверстника, - если он обижен, огорчен, расстроен.
  8. Поддерживать каждое проявление ребенком доброжелательности и сочувствия.
  9. Поощрять действия, способствующие возникновению взаимной симпатии.
  10. Учить понимать, что от поведения ребенка зависит эмоциональное благополучие и настроение окружающих - детей и взрослых.
  11. Формировать социальную культуру поведения. Заложить основы активного торможения, умения себя сдерживать, проявляя посильное волевое усилие.

Речевое развитие

Ознакомление с окружающим
  1. Продолжать воспитывать в ребенке гуманные чувства, доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.
  2. Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (по результату их труда): доктор вылечил больного; шофер привез на машине людей, груз; парикмахер сделал стрижку и т. п. Уметь рассказывать о профессии в нескольких предложениях (по картинке, иллюстрации). Рассказывать о своем общении с людьми некоторых профессий.
  3. Расширять и уточнять знания ребенка о человеке, об окружающем мире (о животных, растениях), о потребностях (в доме, тепле, одежде, предметах мебели, посуде и пр.), об общении и взаимодействии.
  4. Расширять представления ребенка о больших и маленьких (взрослых и детях).
  5. Закрепить знания малыша о домашних животных. Познакомить с животными и их детенышами. Знать, как называются эти детеныши (котенок, щенок, жеребенок, теленок и др.).
  6. Дать обобщенное понимание слова "мама", относящееся не только к маме самого ребенка, но и к другим мамам. Например: мамы есть у всех людей и животных (у теленочка мама - коровка, у жеребеночка - лошадка, у поросенка - свинка, у котенка - кошка и т. п.).
  7. Использовать произведения художественной литературы и фольклора для углубления представлений о человеке и животных.
    • Пассивная речь. Продолжать развивать понимание речи, не подкрепленной показом. Обращаться к воспоминаниям о том, что было в недалеком прошлом (что в данный момент отсутствует в поле зрения).
    • Активная речь
      1. Поддерживать стремление ребенка активно включаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.
      2. Обогащать словарь ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель и др.); названиями растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек; названиями частей и деталей предметов.
      3. Совершенствовать грамматическую культуру речи. Учить в процессе речевого общения изменять слова по числам, падежам, временам. Учить строить сложноподчиненные предложения ("Гулять нельзя, потому что идет дождь"), рассказ из трех-четырех предложений. Употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; глаголы совершенного и несовершенного вида ("делать", "сделать" и др.).
      4. Упражнять в правильном произношении гласных и согласных.
      5. Учить запоминать и рассказывать потешки, небольшие стихотворения.

Эстетическое развитие

ИЗО

  • Рисование
    1. Подводить ребенка к изображению простейших предметов округлой формы, учить замечать выразительность линий, сочетания мазков ("Травка", "Солнышко ярко светит" и т. д.).
    2. Помогать осваивать технические навыки в рисовании: промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, рисовать на всем пространстве листа.
    3. Обучать созданию простейших композиций из мазков и пятен, штрихов, линий, форм.
    4. Сочетать рисунок ребенка с аппликацией с целью обогащения содержания и средств выразительности.
    5. Поддерживать активное желание к сотворчеству со взрослым.
    6. Сочетать замысел рисунка с произведениями из поэтического фольклора.
    7. Воспитывать интерес к результату изобразительной деятельности.
  • Лепка. Учить ребенка делать пальцем углубление на поверхности формы - например, при лепке чашки, корзиночки, гнездышка и др.; находить сходство с предметами; соединять части при лепке (башенка, матрешка и др.).
  • Аппликация. Учить приемам наклеивания (на картон или на плотную бумагу) готовых форм; поддерживать создание ассоциативных образов - например: "Зайчик с морковкой", "Белочка с орешком".

МУЗЫКА

  • Прослушивание музыкальных произведений
    1. Давать слушать произведения - как созданные композиторами специально для маленьких детей, так и классическую музыку.
    2. Предлагать слушать знакомые мелодии, звучащие на разных музыкальных инструментах в ансамбле, что обогащает слуховой опыт ребенка, оживляет интерес и внимание к звучанию.
  • Пение
    1. Активизировать узнавание знакомых песен по музыкальному сопровождению (проигрыш, вступление и т. п.).
    2. Узнавать мелодии песен, исполняемых на других инструментах (гармонике, металлофоне, детских синтезаторах).
    3. Поощрять подпевание взрослому.
    4. Запоминать слова песни, даже если малыш не очень хорошо произносит звуки.
    5. Выбирать песни с понятным и интересным содержанием.
    6. Учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь без напряжения, естественным голосом.
  • Танец. Учить ребенка выполнять в танце:
    1. Хлопки в ладоши.
    2. Одновременное притопывание ногой.
    3. "Пружинку" (мягкое полуприседание) на двух ногах.
    4. Бег на носочках.
    5. Притопывание каблучком.
    6. Поочередное выбрасывание вперед то левой, то правой ножки.
    7. Кружение на месте, на носочках.
    8. "Пружинку" с поворотом корпуса влево-вправо.
  • Движения рук Учить ребенка выполнять движения руками в зависимости от рисунка танца:
    1. Руки на поясе.
    2. "Фонарики" (кручение ладонями вперед-назад, руки разведены, ладони вверх) и др.

Моторное развитие

Основные движения. Продолжать совершенствовать двигательную активность ребенка и его физическое развитие.

  • Ходьба
    1. Учить ребенка более точной ориентировке в окружающем пространстве: уметь огибать препятствия, переходить по сигналу от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе.
    2. Учить малыша ходить в колонне змейкой или вслед за взрослым. Ходить на носочках, на пяточках, изображать какого-либо персонажа (мышку, мишку, зайчика и т. п.)
  • Бег
    1. Продолжать совершенствовать бег: бегать между линиями (20-25 см), не наступая на них; бегать непрерывно в течение 30-40 секунд, пробегать медленно до 80 м.
    2. Проводить с ребенком подвижные игры: "Поезд", "Самолеты", "Солнышко и дождик", "Воробышки и автомобиль" и др.
  • Прыжки
    1. Учить ребенка перепрыгивать через веревку, положенную на пол (на землю); через две параллельные линии (от 10 до 30 см).
    2. Учить прыгать на двух ногах.
    3. Проводить подвижные игры с подпрыгиванием: "Пробеги и подпрыгни", "Зайка беленький сидит" и др.
  • Ползание. Учить подлезать под препятствие высотой 30-40 см. Влезать на лесенку-стремянку (2-3 ступеньки; страховка взрослого обязательна).
  • Бросание и ловля
    1. Учить ребенка бросать мяч двумя руками взрослому. Учить ловить мяч.
    2. Учить бросать мяч в горизонтальную цель с расстояния 1 м поочередно правой и левой рукой.
    3. Проводить метание мяча в горизонтальную цель: в невысокую коробку, корзину, обруч и др.
  • Краткое пояснение к подвижным играм
    • "Поезд". Мама и ребенок имитируют поезд: движения колес, подражание гудку паровоза; можно использовать знакомую песенку.
    • "Самолеты". Мама и ребенок изображают самолеты (руки в стороны). Перед взлетом выполняется имитация работы пропеллера: круговые движения руками перед грудью со звуком "р-р-р".
    • "Солнышко и дождик". Мама и ребенок договариваются о том, что гулять можно, когда нет дождя. Условно дождь - звенящий колокольчик, хлопки в ладоши, звук металлофона. При слове "солнышко" ребенок гуляет, при звуке колокольчика - дождя - прячется под зонтик, в укрытие.
    • "Воробышки и автомобиль". Ребенок изображает птичку: клюет зернышки, машет крыльями, вертит головкой, летает. Мама изображает машину. Воробышек улетает от двигающегося автомобиля.
    • "Пробеги и подпрыгни". Ребенок добегает до висящего колокольчика, подпрыгивает и ударяет по нему или снимает висящую ленточку.
    • "Зайка беленький сидит". Игра с текстом: "Зайка беленький сидит и ушами шевелит - вот так, вот так! Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть - вот так, вот так!" Зайка хочет поплясать, надо зайке поиграть - вот так, вот так!" Каждая строчка сопровождается имитационными движениями со словами: "Вот так, вот так!"

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Навыки в быту
  1. Побуждать ребенка самостоятельно одеваться. Оказывать помощь только в том, что ребенок не может выполнить сам.
  2. Учить самостоятельно раздеваться и в определенном порядке складывать свою одежду перед сном.
  3. Напоминать место хранения его вещей и учить убирать их на место.
  4. Учить самостоятельно умывать лицо и руки, пользоваться полотенцем, вешать его на место.
  5. Обращать внимание на внешний вид, прививая навыки опрятности и умение следить за своей одеждой.
  6. Учить культуре поведения за столом: пользоваться салфеткой, правильно употреблять предметы чайной и столовой посуды, есть аккуратно.
  7. Внимательно относиться к формированию навыков культуры общения: благодарить за помощь или услугу; здороваться при встрече; говорить "до свидания" при расставании.
  8. Уважительно относиться к старшим: подать упавшую вещь, помочь бабушке найти очки или принести дедушке тапочки, помочь сестре полить цветы, покормить котенка и т. п.

    Выполнять посильные несложные поручения взрослых, которые состоят из двух-трех действий. Например: "Подойди к шкафу, открой и возьми ленточку", и т. п.

  9. Сформировать у ребенка навык самостоятельности при пользовании туалетом, умение регулировать свои физиологические потребности.
© 2008-2017, rebyenok.ru