Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности в процессе действия с предметами. От 2 лет 6 месяцев до 3 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности в процессе действия с предметами

Занятия с дидактическими игрушками для малышей двух с половиной лет направлены в основном на развитие активной ориентировки, умения более осмысленно действовать в умственном плане, в воображаемой ситуации; самостоятельно переносить знакомые приемы и средства решения поставленной задачи в новую ситуацию.

Дети не задумываются над техникой выполнения. Главные задачи обучения связаны не со способами практического выполнения заданий, а с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Более тонко различать форму, цвет, величину предметов, а также их количественное соотношение, положение в пространстве.
  • Расширить ознакомление с предметами (игрушками), окрашенными в цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие ребенка.
  • Составлять пирамидки разного цвета из трех последовательно уменьшающихся деталей: шаров, кубов, усеченных конусов и пр. Подбирать однородные и неоднородные предметы, ориентируясь на их цвет.
  • Закреплять практику подбора частей игрушки по принципу их увеличения или уменьшения в системе "маленький-побольше-большой" или наоборот.
  • Собирать пирамидки, башенки по принципу простого чередования двух деталей (по цвету, форме или величине).
  • Формировать умение соотносить предметы трех величин и разных форм -плоскостные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и объемные (шар, куб, конус и пр.) геометрические фигуры.
  • Составлять различные по форме и цвету башенки из двух-трех геометрических форм-вкладышей.

Занятие с разноцветной пирамидкой из пяти колец

Цель. Учить собирать на стержне пирамидку из четырех-пяти колец разного цвета, последовательно уменьшающихся. Продолжать развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убыванию, отвлекаясь от признака цвета при выполнении.

Материалы. Разноцветная пирамидка из пяти колец.

Ход занятия. Мама ставит перед ребенком пирамидку. Обращает внимание, что она цветная: на стержень нанизаны колечки разного цвета - красное, зеленое, желтое, синее и др. Мама просит малыша назвать цвет колец. Если малыш затрудняется, мама подсказывает, просит повторить. Затем ребенку предлагается собрать цветные колечки по убыванию. "Покажи мне самое большое колечко, - просит взрослый, - нанижи его на стержень". Затем из всех оставшихся колец малыш выбирает вновь самое большое и надевает. Надев колечко, ребенок и мама обязательно называют его цвет. Таким образом собирается вся пирамидка от самого большого до самого маленького колечка. Пирамидка закрывается крышечкой.

Варианты. Взрослый предлагает собрать пирамидку по-другому - начиная с маленького колечка. Колечки выкладываются цепочкой - от самого маленького до самого большого - и затем последовательно нанизываются на стержень. Обратите внимание ребенка на то, что пирамидка получилась другая - вниз носиком.

Занятие с тремя одноцветными шариками разной величины

Цель. Закреплять умение различать предметы одной формы, но разной величины (большие, поменьше, маленькие), подбирая их в определенной последовательности. Продолжать обогащать чувственный опыт при действии с предметами определенной формы и разной величины, познавать их физические свойства. Развивать тонкие движения пальцев.

Материалы. Три шарика одного цвета со сквозными отверстиями, последовательно уменьшающиеся, - например, диаметром 5, 4 и 3 см. Стержень высотой 15-16 см для нанизывания.

Ход занятия. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него есть шарики разной величины, которые можно нанизать на стержень, дает возможность рассмотреть их. "Покажи самый большой шарик. Какой поменьше? А какой самый маленький?" - спрашивает взрослый. Учит разными способами сравнивать предметы по величине. Предлагает составить пирамидку, нанизывая последовательно самый большой шарик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая шары в порядке уменьшения их величины.

Варианты. Аналогичные занятия можно проводить и с другими геометрическими фигурами (кубы, цилиндры, призмы).

Фигурные пирамидки

Цель. Учить составлять пирамидку из разных геометрических фигур, подбирая их в разных вариантах. Развивать воображение и творческие способности ребенка. Закреплять практическое умение действовать с предметами разной формы. Накапливать сенсорный опыт при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства, развивать моторику кистей рук и тонкую двигательную координацию кончиков пальцев.

Материалы. Кубики, шарики, цилиндры, кольца, усеченные конусы разного цвета и размера. Следует взять все имеющиеся пирамидки, используя нанизывающиеся части, стержни с крышечками ("шапочки" для пирамид).

Ход занятия. Взрослый обращает внимание малыша на то, что у него много разных предметов, из которых можно сделать фигурные пирамидки, если на один стержень нанизывать разноцветные объемные формы, - например, вначале большое кольцо, потом кубик, за кубиком малое колечко, а затем шарик и т. д. "Посмотри, какая интересная пирамидка получилась! Она разноцветная, а можно сделать и по-другому!" Мама показывает варианты подбора деталей. Один из вариантов включает подбор разных фигур, но одного цвета. Взрослый предоставляет ребенку возможность составить все пирамидки, как он хочет. Просит называть форму предмета и цвет. Когда все стержни будут использованы, взрослый предлагает малышу закрыть их "шапочками".

В конце занятия мама и малыш рассматривают каждую пирамидку, находя общее и различное в них. Если ребенок затрудняется в анализе, мама сама подчеркивает особенности собранных пирамидок.

При повторных занятиях можно сделать их более занимательными. Необходимо заранее приготовить колпачки из плотной бумаги в виде маленьких пакетиков, на которых с внешней стороны изображены мордочки зверюшек или лица любимых сказочных героев - Петрушки, матрешки, Буратино, Незнайки и др. Можно использовать изображения из книжек-раскрасок, открыток, иллюстраций старых книг и т. п. Делается пакетик-овал из цветной бумаги (высотой - 5 см, шириной - 3 см), стороны пакетика-овала склеены на 3/4, а 1/4 часть остается свободной. На пакетики наклеиваются мордочки зверюшек, а также лица любимых героев сказок. Фигурные пирамидки сверху украшаются пакетиками с изображениями, которые опускаются через несклеенную часть на верхнюю крышечку. Получились сюжетные игрушки, с которыми можно разговаривать, их можно катать на машинках, угощать и пр. При желании пирамидки составляются снова, и сюжетные игрушки получают другие наряды.

Занятие с высокий пирамидой "Башня"

Цель. Учить составлять пирамиду по заданному образцу, развивать зрительную память при подборе деталей.

Материалы. Высокая пирамида (25-30 см) из многих деталей ("Башня", "Кремль" и др.).

Ход занятия. Взрослый показывает ребенку игрушку и предлагает ее рассмотреть, отмечает, какие детали находятся в самом низу пирамиды, в средней и верхней части. Если есть рисунок игрушки, мама обращает внимание на изображение, отмечая детали.

Пирамидка поэтапно разбирается. Все детали последовательно выставляются в ряд.

Мама предлагает малышу последовательно нанизать детали, выстроенные цепочкой. Взрослый помогает, если ребенок сбивается в последовательности выбора деталей. Пирамидка сравнивается с изображением.

Если у малыша сохраняется интерес к игре, предлагается разобрать пирамиду и собрать так, как хочет кроха. Взрослый помогает, если у ребенка что-то не получается. Модель, выполненная по выбору деталей самим ребенком, рассматривается, сравнивается с предыдущим образцом. На последующих занятиях малыш будет составлять пирамидку все более и более самостоятельно. Важно научить ребенка действовать и по инструкции, и по собственному замыслу. Такой тип занятий развивает аналитические, конструктивные и творческие способности малыша.

Занятие с тремя разборными матрешками

Цель. Учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы. Совершенствовать моторику пальцев, координированные движения рук. Научиться совмещать детали игрушки по рисунку.

Материалы. Расписная матрешка (высота 8-10 см), вмещающая еще две разборные матрешки.

Ход занятия. Мама предлагает малышу самостоятельно раскрыть матрешку, достать из нее другую сестрицу поменьше, рассмотреть их наряды, обращает внимание на необходимость совмещения частей по рисунку. Просит ребенка раскрыть вторую матрешку и достать самую маленькую сестрицу. Все матрешки выстраиваются линеечкой. Взрослый раскрывает самую маленькую игрушку, закрывает. Ребенок повторяет действия мамы. Обращается внимание на самую маленькую матрешку: она разговаривает более тонким голосочком, для нее необходимы маленький стульчик, чашечка, кроватка и т. п. Далее малыш раскрывает каждую матрешку, собирает и разбирает всю систему вкладывающихся предметов. При этом ребенок совмещает рисунок верхней и нижней части каждой матрешки. Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, мама помогает ему.

Варианты. Аналогичные занятия можно провести с другими трехместными игрушками. Новизна и усложнение заключается в том, что малыш действует с тремя разборными матрешками или другими предметами-вкладышами (бочонки, яйца и др.).

Занятия с кубиками

Цель. Продолжать ознакомление с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Учить находить предметы по цвету. Запоминать названия не только основных цветов (красный, желтый, синий), но и их составляющих (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Развивать цветовое зрение при действии с предметами всех цветов спектра.

Материалы. Шесть кубиков (сторона 5-6 см). Стороны каждого кубика обклеиваются цветной бумагой так, чтобы каждая была окрашена в один из цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Коробочка, в которой можно поместить шесть кубиков, в два ряда по три штуки.

Ход занятия. Взрослый показывает малышу вначале один кубик. "Этот кубик не простой, а забавный! Смотри, какие у него красивые стороны. Эта сторона красная, эта - зеленая, эта - желтая!" - мама называет цвета, поворачивая кубик. Затем показывает, что все шесть кубиков обладают такими же особенностями. Далее занятие разворачивается в зависимости от поставленных задач.

Взрослый обращает внимание ребенка на цвета спектра, называет их (голубой цвет, оттенок синего, воспринимается ребенком как "такой же"). Кубики выкладываются цепочкой, так, чтобы она получилась одного цвета. Таким образом, малыш видит перед собой, глядя на кубики сверху, полосочку одного из цветов спектра. Например, мама и ребенок выстроили полосочку оранжевого цвета. Взрослый проводит рукой вдоль кубиков и говорит: "Оранжевый". Просит ребенка повторить. Ситуация обыгрывается чтением рифмовочек, сравнительными характеристиками, ответами на вопрос: "Что бывает такого же цвета?" (апельсин, лисичка и др.). Точно так же мама и малыш действуют с каждой полосочкой определенного цвета.

Рифмовочки
Красный
Красный цвет горит, как жар,
У меня такой же шар!
Или:
Ярко-красный гребешок,
Здравствуй, Петя-петушок!
Оранжевый
Этот цвет такой, как солнце,
Посмотри, малыш, в оконце!
Или:
Это цвет морковки спелой,
Угости зайчаток смелых!
Желтый
Желтые цыплятки -
Шустрые ребятки!
Или:
Ярко-желтый Колобок,
Покажи румяный бок!
Зеленый
Какого цвета травка?
Зеленая муравка!
Или:
Вот зеленый огурец!
Скажем: малый - удалец!
Синий
Синяя птица в сказке живет,
Звонкие песенки детям поет!
Или:
Ярко-синие цветочки -
Незабудки, василечки!
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке холодно в лесу,
Я солнечный луч в ладошках ей несу!

Варианты. Можно выстроить кубики по вертикали - башенку, соблюдая те же условия игры. В этом случае желательно поставить ее на середину стола и вместе с ребенком обойти вокруг, отмечая цвет каждой стороны.

  • Взрослый учит ребенка укладывать кубики в коробочку в два ряда по три штуки, ориентируясь на определенный цвет. Малыш делает коврики (красный, оранжевый, желтый и т. д.). На каждый коврик укладываются какие-то мозаичные украшения, украшая коврик.
  • Взрослый учит ребенка чередовать кубики по цвету. Выполняются коврики рисунком в шашечку. Мама учит ребенка чередовать предметы, ориентируясь на их цвет, а также подбирать сочетания цветов теплых и холодных тонов. При этом развивается сенсорная память, умение от начала до конца удерживать в голове поставленную задачу.
  • Взрослый учит ребенка выкладывать кубики цветными дорожками, чередуя их по цвету. Выполняются коврики рисунком в полоску.
  • Взрослый показывает, как можно сделать разноцветный коврик, подобрав все цвета спектра, заложенные в конструкции данного материала.
  • Малыш играет с кубиками по своему замыслу. Взрослый называет цвета сторон, хвалит, если ребенок называет их сам.

Ребенок постепенно запоминает названия различных цветов, но это не является обязательной задачей.

Занятие с кольцами, чередующимися по цвету

Цель. Учить собирать пирамидку из че-тырех-пяти колец, чередуя их по цвету.

Материалы. Две пирамидки красного и зеленого цвета с кольцами одного размера. Каждая пирамидка состоит из четырех-пяти колец. Высокий (23-25 см) стержень для нанизывания колец.

Ход занятия. Мама предлагает малышу поиграть с красной и зеленой пирамидками. Ребенок снимает кольца с обеих пирамидок. Мама смешивает кольца на середине стола. Затем предлагает собрать вначале красную пирамидку, потом зеленую. Далее ребенку предлагается высокий стержень. "Мы сделаем с тобой из двух пирамидок одну, разноцветную. Посмотри: одно колечко красное, а другое зеленое опускаю на палочку, беру колечко то с красной, то с зеленой пирамидки. А ты так сумеешь?" -говорит взрослый, показывая, как выполнить задание. Мама обращает внимание на высокую разноцветную пирамиду, подчеркивает, что колечки собраны в порядке очередности, поэтому она получилась разноцветная. Затем взрослый учит малыша собирать высокую пирамиду, отбирая по очереди колечки двух цветов.

Варианты. Ребенок вначале выкладывает детали, чередуя по цвету, а затем, последовательно беря их, нанизывает на стержень. Впоследствии малыш выполняет задания без опоры на этот автодидактический прием. Аналогично проводится занятие по составлению пирамид по принципу чередования с ориентировкой на величину и форму деталей (пирамиды из кубиков, шаров, колец и др.).

"Кто в домике живет?"

Цель. Познакомить ребенка с плоскостными геометрическими фигурами (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник). Учить находить названный предмет, ориентируясь на его форму.

Материалы. Картонные карточки размером 10x10 см с фигурными вырезами и разными изображениями.

Изготовление карточек. На каждой карточке аккуратно вырезаются фигурные окошки. Например, на одной - в форме квадрата, на другой - круга, на третьей -треугольника, на четвертой - овала, на пятой - прямоугольника. Образовавшиеся окошки необходимо обклеить прозрачной бумагой (или скотчем) с одной стороны. Вырезанные геометрические фигуры послужат вкладышами, которые помещаются в получившиеся своего рода пазлы. Размер фигуры должен быть примерно на 1,5-2 мм меньше размера окошка. На каждой фигуре рисуется или наклеивается зайчик, собачка, петушок и т. д. Геометрические фигуры вкладываются в соответствующие окошки изображением вниз.

Ход занятия. Мама показывает карточки с фигурными окошками: "За каждым окошком живут наши друзья!" Поворачивает карточку, и за прозрачной поверхностью ребенок видит изображение одного из персонажей, например зайчика на кружочке, и т. д. Когда карточку переворачивают другой стороной - собачка или зайчик спрятались, ушли в домик. Мама дает возможность ребенку рассмотреть карточки, фигурные окошки-пазлы и фигурные вкладыши. Подчеркивается, что каждый персонаж имеет свой домик, свое окошко.

Разыгрывается сценка поездки в гости к зверюшкам. Мама спрашивает малыша, к кому они поедут, и напоминает, что домик их избранника имеет характерное окошечко. Малыш стучится в соответствующее окошко: "Тук-тук! Тут ли Мурка живет?" И если кроха выбрал окошко правильно, то персонаж отвечает звукоподражанием (выполняется взрослым), карточка поворачивается, и ребенка встречает собачка, кошка, петушок и др.

Далее занятие разворачивается ситуативно: малыш может прочитать стишок, спеть песенку, что-то рассказать. Взрослый включается в игру с ребенком, может использовать фольклор.

Например:
Зайка
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Собачка
Вот собачка Жучка -
Хвостик закорючкой.
Петушок
Петушок, петушок -
Золотой гребешок!
Кошка
Кошка в окошке.
Птичек стережет.
Уточка
Уточка в сережках
Песенку поет:
"Кря-кря!
Завтра дождичек с утра".

Когда малыш пообщается с каким-либо своим избранником, побывает в гостях, карточка откладывается изображением вниз. Далее каждая карточка обыгрывает-ся аналогично.

Варианты. Все геометрические фигуры собраны вместе на середине стола. Взрослый просит малыша показать круг, квадрат, треугольник и пр. Затем все фигуры переворачивают изображением вверх: все зверюшки вышли на прогулку. Следует поговорить о каждом персонаже. В конце разыгрывается сценка возвращения домой. Друзья забыли, кто в каком домике живет. Малыш самостоятельно или с помощью взрослого разводит зверюшек по домикам. Если ребенок сделал правильный выбор, плоскостная геометрическая фигура плотно ложится в пазл, а на обратной стороне появляется четкое изображение. Если малыш ошибся, ему нужно помочь: "Это не мой домик!" - и найти правильное решение.

Занятие с предметами-близнецами

Цель. Учить находить по просьбе взрослого идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаться при ее выполнении.

Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, шарики, кубики, кольца, ленты, грибки и т. п.).

Ход занятия. Мама подбирает пары абсолютно идентичных игрушек (предметов) - близнецов. Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик (табурет, тумбочку, кресло и пр.), другая убирается в "чудесный мешочек" размером 40x40 см. Прежде чем положить часть игрушек в мешочек, мама и малыш рассматривают каждый предмет, называют, отмечают особенности. Затем ребенок опускает ручку в мешочек, достает первый попавшийся предмет и называет его. Мама предлагает выбрать из всех лежащих на столике точно такой же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его игрушку, побуждая действовать по зрительной памяти.

Если ребенок затрудняется, мама показывает игрушку издали, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок принесет игрушку, взрослый говорит: "Посмотри, такую ли игрушку ты принес?" Предметы располагаются рядом. Точно так же поочередно подбираются пары всех других игрушек. Мама учит их сравнивать.

В конце занятия малыш играет с подобранными предметами по своему замыслу. На последующих занятиях взрослый предлагает ребенку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуальных показателей развития. Так, например, можно выбирать предметы не идентичные, а похожие, разной величины или цвета.

Занятие с полыми предметами разных форм

Цель. Продолжать знакомить с различными свойствами полых предметов путем составления башенки из одинаковых по форме и цвету, но различных по величине деталей.

Материалы. Три полых куба и три полых цилиндра, отличающиеся по величине на 2-3 см.

Ход занятия. Взрослый достает кубики и цилиндры, предлагает построить башенки вначале из кубиков, показывает образец на своем материале. Затем побуждает малыша выбрать кубики из всего множества предметов. Ребенок составляет башенку из кубов трех размеров в соотношении величин большой-поменьше-маленький.

Далее ребенок строит башенки из полых цилиндров трех величин. Мама обращает внимание на две различные башенки, предлагает их рассмотреть и сравнить.

В конце занятия малыш разбирает башенки, вкладывая меньшую деталь в большую. В результате получается три вложенных один в другой кубика и три вложенных цилиндра.

Варианты. На последующих занятиях, после составления башенок из одинаковых предметов, взрослый предлагает собрать их из двух разных деталей. Можно использовать другие сочетания фигур, например цилиндры и конусы, конусы и кубы и т. д.

Занятие на чередование предметов по форме

Цель. Учить выполнять простейшую последовательность действий с предметами, ориентируясь на их форму и чередуя заданным образом. Развивать воображение, память, образное мышление.

Материалы. Цилиндры-столбики (7-10 штук), параллелограммы-кирпичики (7-10 штук) одного цвета. Уточки, курочки, цыплята, гусята и т. п. - игрушки средних размеров (7-10 см), пластмассовые, деревянные или резиновые.

Ход занятия. В присутствии ребенка делается экспозиция. Мама обращает его внимание на столбики и кирпичики, лежащие на середине стола. "Из кирпичиков и столбиков сделаем заборчик для утят, чтобы они не разбегались по двору", - предлагает она и демонстрирует принцип чередования предметов: вначале столбик, потом кирпичик, затем вновь столбик и т. д.

Мама предупреждает возможные ошибки: нельзя ставить рядом два столбика или кирпичика - такой заборчик легко раздвинуть и убежать (демонстрирует, как утенок расталкивает клювом два кирпичика в месте их соединения и убегает). "Нам нужен крепкий заборчик", - говорит взрослый и еще раз показывает, как его строить. Затем малыш действует самостоятельно.

Мама продолжает показывать действия на своем материале, побуждая ребенка к подражанию, помогает малышу закончить часть заборчика, в одном месте ставит рядом два кирпичика - это вход. Когда постройка выполнена, взрослый предлагает малышу загнать утят за заборчик, накормить, напоить из корытца. Далее игра разворачивается ситуативно. Взрослый побуждает ребенка к имитации голосов птиц, разыгрываются забавные ситуации: утята собираются стайкой или выстраиваются гуськом и т. п.

Варианты. Ребенок может действовать с предметами одного цвета, но разной формы, чередуя кубики и кирпичики, призмы и цилиндры и т. п. Можно придумывать другие сюжеты с учетом опыта ознакомления детей с окружающим.

Занятие с игрушками и картинками

Цель. Продолжать развивать образное мышление и учить соотносить предметы с их изображением.

Материалы. Картинки (8x12 см), на которых изображены игрушки (мяч, кукла, зайчик, утенок и т. п.). Такие же, не обязательно одинаковые, игрушки расставлены по комнате.

Ход занятия. Взрослый предлагает ребенку взять одну картинку, затем вторую, третью и сказать, что на ней нарисовано. Затем по просьбе мамы малыш находит такие же предметы, какие нарисованы на всех картинках. Если ему трудно найти игрушки в комнате, взрослый располагает все предметы на столе, и кроха подбирает их, глядя на картинки.

В конце занятия организуются игры с предметами и игрушками, которые малыш подобрал по картинкам.

Занятие с разноцветными платочками

Цель. Развивать тонкость зрительного восприятия, умение идентифицировать предметы по деталям рисунка.

Материалы. Пять-шесть пар цветных, с набивным рисунком, салфеточек (лоскутов). Сюжетные игрушки (5-6 штук), например кукла, собачка, свинка, обезьянка и др.

Ход занятия. Мама предлагает малышу нарядить своих друзей. Они завязывают на каждой игрушке фартучек, т. е. один из пяти различных лоскутов. Вторая пара таких же лоскутков остается у играющих. Мама обыгрывает ситуацию радости друзей, потому что малыш подарил каждому свой фартучек.

Взрослый предлагает подарить друзьям и платочки, которые подбираются к фартучкам такой же расцветки. Малыш самостоятельно подбирает платочки, идентифицируя лоскуты тканей. Если он ошибается, игрушки отказываются их брать: "Это не мой платочек". Далее игра разворачивается по замыслу ребенка.

Многие пособия родители могут сделать своими руками. Они будут для малыша еще более привлекательными.

© 2008-2017, rebyenok.ru