Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим. От 2 лет 6 месяцев до 3 лет :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Страницы: 1 2 3 4 5 6   

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Ознакомление ребенка с окружающим является одной из ведущих линий развития малыша в этом возрасте и способствует обогащению его познавательного и эмоционального мира. Эти задачи значительно усложняются, обрастая дополнительной информацией, раскрывающей более детально реалии окружающего мира.

Как бы ни был мал ребенок, он реально воспринимает окружающее, потому что перед ним разворачивается целостная картина мира. Все, что предстает перед его взором, достоверно и сохраняет свою практическую и познавательную значимость на долгие годы.

Что же нового привносится в ознакомление с окружающим? Прежде всего дополнительные знания о людях, в связи с той или иной деятельностью (бытовой, игровой, трудовой, художественной) и ее результатом. Именно эти знания привносят понимание ребенком профессий: художник рисует (пишет) картины; доктор лечит больных; повар готовит вкусные обеды; дворник поддерживает чистоту во дворе, на улице; водитель автобуса перевозит пассажиров и др. Предметы, относящиеся к той или иной деятельности людей, выстраиваются в систему. Например, для рисования необходимы краски, карандаши, кисти; для уборки дома - пылесос; для стирки - стиральная машина; для работы на огороде - лопата, грабли, лейка и т. п. Значит, весь предметный мир познается ребенком в связи с различными видами деятельности человека и полезной направленностью его труда.

Малыша по-прежнему интересуют чувства, эмоции и физические состояния людей (заплакал, засмеялся, устал, обиделся, проголодался и т. п.), но теперь ребенку важно понять, почему тот или другой человек испытывает определенные состояния: мальчик заплакал, потому что он упал, ему больно; девочка смеется, потому что ей подарили воздушный шарик; дедушка сел на лавочку, потому что устал, и т. п. Налицо стремление понять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Значительно усложнилось восприятие мира, к ребенку приходят обобщения более высокого порядка. Малыш продолжает овладевать именами существительными обобщающего значения: "овощи", "фрукты", "животные", "растения", "мебель", "одежда", "игрушки" и др., но теперь он начинает более тонко классифицировать, казалось бы, знакомые для него понятия. Например, к обобщенному слову "животные" даются уточнения: "домашние животные" (кто с нами рядом живет) и "дикие животные" (кто обитает в лесу), "животные жарких стран" (экзотические, увидеть их можно в зоопарке) и их детеныши.

В познавательных сведениях вырисовывается расширившийся круг ассоциативных связей, взаимодействие предметов, вещей и отношений. Приобретая опыт жизни в окружающем мире, малыш практически познает объективные закономерности природной и социальной среды (например, осенью - листопад, весной - первые листочки; летом - солнце и цветущие растения, дождь; зимой на деревьях отсутствуют листья, идет снег, холодно и т. п.). Знания о человеке (о людях) - это центр (стержневое звено), вокруг которого строится система познавательных связей.

К концу третьего года ребенок не просто констатирует увиденное (например, показывает пальчиком и произносит: "Птичка -воробышек"), а начинает делать обобщения более глубокого содержания. Малыш постепенно приобретает ориентировку в таких категориях знаний, как: человек и его дом, человек и животный мир, человек и растительный мир, большие и маленькие в животном мире, кто что делает (профессии), на чем люди ездят (средства передвижения), что для чего нужно (предметы быта и труда человека) и т. п. Эти знания приходят к малышу в эмоциональной форме и доступном содержании. Кроха практически познает закон жизни живых существ: им необходимы пища, вода, тепло. Он начинает осознавать зависимость животных от человека, на этой основе воспитывается любовь ко всему живому, желание заботиться о братьях наших меньших. У ребенка уже формируются первоначальные представления об овощах как огородных культурах, полученных в результате труда человека.

Чтобы ознакомление с окружающим носило развивающий характер, взрослые должны осознать, что нужно учитывать возраст, развитие и интересы ребенка. Нельзя начинять кроху информацией, не свойственной его возрасту, про все, что бывает на свете. Системное ознакомление с окружающим является первым условием развития ребенка.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Продолжать формировать у ребенка представления:
    • о самом себе - имя и фамилия, половая принадлежность;
    • о родителях и членах семьи - их имена, семейный статус (бабушка - мамина мама, а дедушка - ее папа; Ира - моя сестренка. Коленька - мой братик и т. п.); деятельность близких людей (мама моет пол, бабушка вяжет носочки, сестра играет на пианино, дедушка чинит полку, брат рисует, папа пошел в магазин за хлебом и т. п.);
    • о человеке - его имя, возраст, половая принадлежность; внешние физические особенности (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и т. п.); физические и эмоциональные состояния (проголодался - насытился, устал - отдохнул, заболел - вылечился, заплакал - засмеялся и т. д.);
    • о предметах - действия с ними и их назначение; предметы домашнего обихода; игрушки, орудия труда;
    • о живой природе - растительный мир; животный мир: домашние животные; их детеныши; животные - обитатели леса; птицы; сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, вянет трава, зимой деревья без листьев, весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы - подснежники, на деревьях появляются первые листья);
    • о неживой природе - вода (льется, теплая - холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т. д.); вода и природа (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд); явления природы: времена года и их особенности (зимой - холодно, летом - жарко, весной - светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель, осенью - ветер, холодный дождь и т. д.); погодные явления и отношение к ним людей (дождь - сыро, гулять нельзя; ветер - необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идет холодный дождь, необходимо взять зонт; летом - теплый дождь, бывает радуга, теплую одежду не надевают, потому что жарко; зимой холодно, люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки, чтобы не замерзнуть, и т. д.).
  2. Воспитывать в ребенке гуманные чувства: доброжелательность к людям, заботливое отношение к животным, бережное отношение ко всему живому.
  3. Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями: доктор лечит, шофер ведет машину, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.

"Как зовут твоих друзей?"

Цель. Дать представление об именах собственных: кукла Ляля, кукла Катя, зайка Степа, кошка Мурка, собачка Жучка и т. п. Закрепить в речи ребенка умение обращаться по имени.

Материалы. Сюжетные (образные) игрушки, имеющиеся в игровом хозяйстве малыша.

Ход занятия. Сюжет: игрушки пришли на праздник к ребенку. Мама и малыш называют всех гостей по именам. Игрушки знакомятся друг с другом.

Знакомство. Взрослый разговаривает от имени каждого гостя, игрушки обращаются к ребенку по имени. Ребенок запоминает, как зовут всех его друзей.

Угощение. Разыгрывается сценка угощения друзей. Выясняется, кто что любит. Например, зайка Степа предпочитает морковку, кошка Мурка - мясо (колбаску) и т. п. Угощение может быть условным (понарошку) из поролона, картона, или используются муляжи-игрушки. Разыгрывается диалог ребенка и его друзей, в процессе которого звучит обращение друг к другу по имени.

Концерт. Каждая игрушка называется по имени, она исполняет какой-либо художественный номер. Например, кошечка поет, собачка танцует, слоненок трубит (играет на дудочке), куклы читают стихи и т. п.

В заключительной части игрушки едут кататься на машине.

"Кто у нас хороший?"

Цель. Закрепить у ребенка представление об именах собственных. Запоминать имена взрослых и детей, находящихся в ближайшем окружении малыша. Учить обращаться к взрослым по имени (тетя Таня, дядя Женя), начиная с трех лет - по имени и отчеству. Называть своих сверстников и друзей по имени. Использовать текст русской народной хороводной игры "Кто у нас хороший?" для отображения условных игровых действий по ходу произносимого текста, обращаясь по имени к выбранному в хоровод ребенку.

Желательно три-четыре участника. Играть могут не только дети, но и все члены семьи.

Материалы. Изображение головы лошадки, укрепленное на палочке.

Ход занятия. Играющие образуют круг. Взрослый читает:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька (имя ребенка: Ванечка, Сашенька и др.) хороший,
Коленька пригожий.
Ребенок, которого назвали по имени, выходит в середину.
На коня садился,
Конь под ним бодрился.
Ребенок садится на палочку и выполняет подскоки на месте.
Он по лугу едет,
Луга зеленеют.
Ребенок двигается внутри круга, имитируя езду на лошадке.
К садам подъезжает,
Сады расцветают.
Ребенок "едет", стоящие в круге поднимают руки, делают "фонарики".
К дому подъезжает,
Танечка (Олечка и др.) встречает.
Названная по имени девочка входит в круг и идет навстречу мальчику.
Люшеньки, люли!
Люшеньки, люли.
Мальчик отдает лошадку другому ребенку. Все танцуют.

"Кукла Катя собираемся на прогулку"

Цель. Закрепить знания о предметах верхней одежды (шапка, шуба, варежки, сапоги, шарф и пр.). Учить находить предметы, близкие по звучанию (шапка и шарф, шапка и шубка и пр.), употреблять в речи названия предметов верхней одежды, отвечать на вопросы об их назначении. Повторять слова с трудными звуками: "ш", "с".

Материалы. Кукла (30-40 см) и ее одежда - нижняя и верхняя. Кукольные саночки, соразмерные величине куклы.

Ход занятия. Сборы на прогулку. Мама разыгрывает перед ребенком сценку: кукла "просит", чтобы ее взяли гулять и кататься на саночках. Мама говорит, что на улице холодно. Ситуативно подводит к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал заключение о необходимости теплой одежды. Какие же предметы верхней одежды необходимы кукле? Ребенок называет каждую вещь, мама ведет диалог, побуждая повторить, как называется кукольная одежда, как используется каждый предмет. Например, шапка надевается на голову, сапожки - на ножки, шарфик - на шею, а варежки - на ручки куколке Кате. Мама читает стишок от имени куклы, которая обращается к ребенку:

... В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки,
Помоги на валенки
Мне надеть калошки...
(З. Александрова)

Одевание куклы. Занятие разворачивается ситуативно, мама "поддерживает" диалог ребенка с куклой. Можно включить в диалог просьбы куклы - например, завязать ей шарфик.

Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
(З. Александрова)

Инсценирование прогулки с куклой на улице. Ребенок катает куклу Катю на саночках.

Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись!
(О. Высотская)

"Усатый-полосатый"

Цель. Инсценировать забавную игровую ситуацию по произведению С. Маршака "Усатый-полосатый". Эмоционально обогащать ребенка яркими впечатлениями. Воспитывать добрые чувства. Вызвать у малыша интерес, радость, смех, любовь к братьям нашим меньшим. Использовать первую часть произведения для закрепления знаний о постельных принадлежностях, их назначении.

Материалы. Игрушка-котенок (25-30 см), игрушечная кроватка, соразмерная игрушке, и набор постельных принадлежностей: перинка (матрасик), простынка, подушка, одеяльце, платочек; игровая ширма (можно использовать одну стенку красивой коробки).

Ход занятия. Знакомство с котенком. Мама читает наизусть начало произведения, знакомит малыша с Усатым-полосатым.

Инсценирование укладывания котенка спать. Мама выполняет действия, связанные с текстом стихотворения: кладет на кроватку перинку, стелет сверху простынку, кладет подушку, укладывает котенка, накрывает одеяльцем и т. п., закрывает всю композицию ширмой так, чтобы малыш не видел все перемещения, происходящие за ней: котенка перекладывает хвостиком на подушку.

Баловство котенка. Мама продолжает читать произведение и выполняет описываемые действия. Ширма снимается. Перед ребенком возникает совершенно другая картина: котенок переместился хвостом на подушку. Мама эмоционально преподносит малышу эту игровую ситуацию, где говорится, что котенок проказник, не умеет спать на кроватке. Сценка сопровождается смехом, шутками, веселыми разговорами и действиями.

Ситуация весело обыгрывается. Ребенок сам укладывает котенка, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста. Вся композиция закрывается ширмой, мама перемещает котенка под кровать, сбрасывает все аксессуары.

Новый сюрприз Усатого-полосатого. Сценка вновь эмоционально обыгрывается. Малыш самостоятельно застилает постельку, правильно используя все постельные принадлежности. Повторяется соответствующий стихотворный текст.

Если у ребенка возникает желание, сценку укладывания котенка можно повторить, попросить Усатого-полосатого не баловаться, пока малыш будет на прогулке, или взять его с собой. Важно, чтобы у малыша возникло желание неоднократно вернуться к произведению С. Маршака.

"Козлятки и волк" (по русской народной сказке в обработке (К. Д. Ушинского)

Цель. Учить ребенка внимательно слушать сказку, эмоционально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрослым петь песенку Козы.

Материалы. Книга с иллюстрациями или фигурки настольного театра. Взрослый читает сказку на память или близко к тексту.

Ход занятия. Мама предлагает малышу послушать сказку про Козу и ее деток -козляток. Читает потешку, вводя малыша в тему сказки:

Коза-хлопота,
День-деньской занята.
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь.
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

"Я тебе расскажу, что однажды случилось с Козой и козлятами, - говорит взрослый и начинает читать сказку:

- "Жила-была Коза. Сделала себе Коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами. Каждый день уходила Коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится Коза домой, постучит в двери и запоет:

Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдет пастись в лес. Однажды подслушал волк, как Коза песенку деткам поет. Когда она ушла, волк подошел к двери избушки и толстым-претолстым голосом запел песенку. Козлятки выслушали волка и говорят: "Матушка поет тоненьким голосом!" - и не отворили дверь волку. Пришла Коза и похвалила деток: "Умницы вы, деточки, что не пустили волка, а то бы он вас съел".

Повторное рассматривание иллюстраций и краткий пересказ по вопросам взрослого. Мама показывает рисунки и последовательно задает ребенку вопросы: "Где жила Коза с козлятами? Куда уходила Коза? Какую песенку пела деткам, когда возвращалась домой? Как узнали козлятки, что не мама песенку поет? Пустили они волка? Почему мама Коза их похвалила? Ты запомнил песенку Козочки?"

Детям читается более добрый вариант сказки, в которой волк не съедает козлят.

Желательно вызвать у ребенка потребность неоднократно послушать сказку, а затем и самостоятельно рассказывать.

"Кошка", "Собака" (по произведениям Е. Чарушина)

Цель. Познакомить ребенка с художественными произведениями, реалистично раскрывающими повадки и внешность самых близких к человеку домашних животных, таких, как кошка и собака. Использовать анималистические рисунки Е. Чарушина. Можно подобрать соответствующие картинки из книг.

После прочтения рассказов провести сравнительный анализ, как отличить кошечку от собачки. Какие различия? У собаки вытянутая мордочка, а у кошки круглая; у собаки хвост колечком, а у кошки прямой; кошка мяукает и мурлычет, а собака лает и рычит, и пр. Что общего? Они покрыты шерстью, у каждого есть два глаза, четыре лапки, один хвост. Они помогают человеку: кошка ловит мышей, собака сторожит дом и защищает хозяина. Рассмотреть рисунки к рассказам, отмечая различное и общее.

Материалы. Иллюстрированные произведения Е. Чарушина.

Ход занятия. Знакомство с кошкой Маруськой и песиком Шариком. Мама не проводит детального рассматривания рисунков и предлагает послушать рассказы.

Чтение рассказа "Кошка".

Рассматривание иллюстраций к рассказу.

Чтение рассказа "Собака".

Рассматривание иллюстраций к рассказу.

Рассматривание иллюстраций к обеим рассказам, сравнительная характеристика внешнего вида и повадок кошки и собаки. Обращение к прочитанным произведениям.

Мама переводит занятие в игру с подобранными заранее игрушками - кошечкой и собачкой. Далее действия мамы и ребенка разворачиваются по ситуации. Они могут кормить друзей, завязывать бантики, строить им домики, взять их на прогулку, пригласить в гости к кукле, читать стихи и петь песенки про кошечку и собачку, придумать им оригинальные имена и т. п.

Занятия с картинами и картинками "Животные и их детеныши"

Цель. Познакомить ребенка с животными и их детенышами. Закрепить знания о домашних животных. Расширить представления о них. Развивать умение сравнивать, выделяя вначале различное, а затем общее. Ввести в активную речь слова с обобщающим значением: "детеныш" и "детеныши". Учить строить предложения из трех-четырех слов. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Использовать художественную литературу для ознакомления и запоминания слов: "щенок", "котенок", "жеребенок" и т. д.

Материалы. Картинки из серии "Домашние животные" (кошка, собака, лошадь, корова) и из серии "Животные и их детеныши" (кошка с котенком, собака со щенком, лошадь с жеребенком, корова с теленком).

Ход занятия. Называть знакомых ребенку животных на картинках: кошка, собака, лошадь, корова. Мама показывает малышу картинки и спрашивает, какие животные на них нарисованы. Если малыш узнает изображения, мама просит вспомнить голоса животных, побуждает к звукоподражанию. Если ребенок затрудняется, задает наводящие вопросы, подсказывает.

Знакомство с детенышами животных.

Мама рассказывает о больших и маленьких в животном мире, сравнивая их с человеком.

Кто ребенка нежно любит?
Кто малышку приголубит?
Кто от ветра защитит,
Поругает и простит?
Кто укроет одеяльцем?
Кто напоит молочком?
Кто расскажет сказку на ночь
Тихим, добрым шепотком?
Ты, конечно, догадался -
Это мамочка твоя!
Ну а как же у других -
Братьев меньших, дорогих:
У котенка, у теленка,
У щенка и жеребенка?"
У всех ли есть мама? Вот о чем мы поведем разговор.

Животные и их детеныши. Мама поочередно показывает картинки, на которых изображены взрослые животные и их детеныши, и предлагает малышу посмотреть, кто нарисован на картинке. "Правильно, собачка. Это ее сыночек, детеныш - щенок. Кто же это? Повтори: собака со щенком". Аналогично рассматриваются и другие изображения.

Взрослый дает картинки малышу. Вместе с мамой ребенок рассматривает и обсуждает то, что нарисовано. Отмечаются особенности детенышей - например, у котенка круглая мордочка, пушистые лапки, коготки-царапки; у щенка - вытянутая мордочка, висящие ушки и хвостик-закорючка; у теленка - хвост с метелочкой на кончике, отсутствует грива; у жеребеночка - челочка (холка) на лбу и грива на шее, а хвост метелочкой, и т. п.

Мама еще раз называет каждого детеныша и его маму.

Разговор о больших и маленьких. Мама рассказывает ребенку о том, как взрослые животные заботятся о своих детенышах: вылизывают, защищают, оберегают и даже учат. Например, мама-кошка учит котенка ловить мышей, лошадка учит жеребенка быстро бегать:

Выгнул шейку жеребенок,
Сильной лошади ребенок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал.
(Л. Павлова)

А коровка поит молочком своего теленочка и малыша:

На лугу теленок скачет,
"Му-му" кричит,
Но он не плачет -
Мать-коровушку зовет:
Молоком поит она
И теленка, и тебя.
(Л. Павлова)

В непринужденном диалоге закрепляются слова: "щенок", "котенок", "жеребенок", "теленок", "детеныш" и "детеныши". Мама ставит картинки на подставки (мольберт) так, чтобы малыш мог их видеть в течение дня, а вечером просит показать и назвать животных и их детенышей. Аналогично проходят занятия с другими картинками.

"На экскурсию в зоопарк"

Цель. Учить~узнавать знакомых животных на картинке, называть их. Учить правильно строить предложения из трех-че-тырех слов, употреблять предложения со словами "потому что", "когда" и т. д. Например: "Я видел льва, когда ходил с папой и мамой в зоопарк", "Обезьянки живут в жарких странах, потому что им зимой холодно" и др.

Материалы. Картинки из серии "Экзотические животные" (слон, обезьяна, лев, черепаха) и из серии "Дикие животные" (медведь, лиса, волк, заяц и др.).

Ход занятия. Беседа о животных, живущих в зоопарке. Мама рассказывает малышу о диких и экзотических животных. Предлагает вспомнить, каких животных они видели в зоопарке, побуждает малыша к высказываниям, описанию некоторых характерных особенностей животных. Например, у черепахи - панцирь, у слона - хобот; у лисы хвост длинный и пушистый, а у медведя - короткий.

Рассматривание картинок. Мама предлагает поиграть в зоопарк. Сдвигает несколько стульев в ряд спинками или освобождает поверхность стола, которую желательно застелить зеленой тканью, - это травка. На равном расстоянии расставляются длинные бруски (из строительного набора) - это вольеры для животных. Отгораживающие поверхности могут быть выполнены из любых подручных средств: коробочек, планочек, решеточек, катушечек и т. п.

Картинки расставляются на подставках внутри вольеров. Мама приглашает малыша в зоопарк. Она эмоционально обыгрывает эту ситуацию: малыш может на чем-то ехать в зоопарк вместе с мамой, они покупают для зверей гостинцы - картинки из серий "Овощи" и "Фрукты". Могут приготовить какие-либо стихи, песенки о животных, чтобы им спеть, и др. Например: "Верблюд", "Тигренок", "Слон" (С. Маршак).

"Наш огород"

Цель. Закрепить знания об отдельных огородных культурах. Показать натуральные овощи и картинки соответствующего содержания. Ввести в активный словарь понятие "овощи". Сформировать представление об овощах как результатах труда человека. Ввести в активный словарь слово "урожай". Расширять знания детей о пользе овощей. Познакомить с орудиями труда на огороде (лопата, лейка, грабли, ведро), которые нужны, чтобы вырастить хороший урожай. Желательно показать орудия труда в естественных условиях, на огороде.

Материалы. Натуральные овощи (по 1 штуке): капуста, морковь, картошка, огурец, помидор, редис, репа, горох. Картинки, на которых изображены вышеперечисленные овощи. Предметы - орудия труда на огороде: лопата, грабли, лейка, ведро (детский комплект). Картинки, на которых изображены эти орудия (лопата, грабли, лейка, ведро).

Ход занятия. Показ натуральных овощей. Мама достает из корзины, стоящей на табурете, поочередно: картофель, капусту, свеклу, огурец, помидор, редис, репу, горох. "Что это?" - спрашивает взрослый, беря в руки каждый овощ. Взрослый предлагает малышу подержать в руках картофель, капусту, свеклу и т. п. Затем показывает картинки, на которых они нарисованы.

Нахождение отдельных огородных культур на картинке. Мама просит разложить в ряд все овощи, затем к каждому натуральному предмету подобрать картинку.

Введение обобщающего существительного "овощи". Все, что лежит на столе, называется одним словом - "овощи". Они выросли на грядках, на огороде. Мама показывает картинки и читает:

Вот морковка:
Оранжевый носик -
Зеленый хвостик!
А вот и репка: желта да крепка!
Вот редис: ешь, не ленись!
Ну, а это помидор,
Словно красный светофор!
Ешь зеленый огурец -
Малый смелый, удалец!
И малиновая свекла:
Так толста, как тетка Фекла!
Вот и сочная капуста,
Зайке было б здесь не пусто!
Ну, а это что? Картошка.
Где моя большая ложка?
(Л. Павлова)

Введение обобщенного понятия "урожай", "урожай овощей". Знакомство с орудиями труда для работы на огороде. Чтобы овощи выросли, люди трудятся на огороде: лопатой вскапывают землю, граблями ее рыхлят, затем в землю сажают семена, а потом приносят в ведре воду, из лейки поливают огород. Если ухаживать за овощами, можно получить хороший урожай: овощей будет много, они будут крупные, вкусные, полезные и красивые. Что же необходимо людям для того, чтобы был хороший урожай овощей? Что нужно для работы на огороде? Мама показывает картинки, на которых нарисованы орудия труда, называет их и просит повторить. Летом желательно показать весь огородный инвентарь в работе на грядках.

Угощение. Мама и малыш рассматривают картинки еще раз, малыш называет каждый овощ, может повторить запомнившиеся ему рифмовочки. Затем взрослый предлагает дидактическую игру "Угадай на вкус, какой овощ?". Взрослый ставит перед малышом угощение (заранее очищенные, помытые и нарезанные овощи). Ребенок на вкус узнает, каким овощем его угостила мама, взрослый подчеркивает: овощи нужны для еды, их варят, из них готовят салаты.

"На чем люди ездят?"

Цель. Закрепить и расширить знания ребенка о транспорте. Учить понимать обобщенное значение слова "транспорт", пользоваться им в активной речи. Понимать, что относится к транспортным средствам.

Материалы. Картинки из серии "Транспорт" (самолет, поезд, автобус, автомобиль, троллейбус). Картинки из серии "Игрушки" (кукла, мишка, Петрушка).

Ход занятия. Беседа о транспорте. Мама предлагает малышу вспомнить, на чем он ездил с мамой и папой. На чем люди ездят? Взрослый показывает малышу картинки, на которых изображены знакомые ему средства передвижения. Отмечаются особенности каждого средства передвижения: самолет летит, поезд едет, у троллейбуса есть дуги, а у автобуса их нет, и т.д.

Кукла, мишка, Петрушка собираются в путь. Мама показывает картинки, на которых изображены знакомые игрушки. Перед малышом разыгрывается забавный сюжет: кукла Наташа, мишка и Петрушка решили ехать в путешествие. Петрушка хочет поехать на автомобиле, Наташа-только на поезде, а мишка любит ездить в автобусе. Игрушки договорились ехать каждый на своем транспортном средстве и собраться в одном месте.

Путешественники в пути. Взрослый расставляет картинки "Автомобиль", "Поезд", "Автобус" на стульях, журнальном столике, используя подставки. Подставки расположены по квадрату или кругу (замкнутая линия). На самой дальней от ребенка точке располагается картинка "Самолет". Все путешественники подходят к своим транспортным средствам. Обыгрывается каждая картинка: кукла располагается около поезда, Петрушка - около автомобиля, мишка -рядом с автобусом. Мама разговаривает за каждого персонажа, меняя высоту голоса и тембр.

Ребенок поочередно перемещает друзей на автомобиле, поезде, автобусе, двигаясь по кругу. Кукла, Петрушка, мишка прибывают в аэропорт и встречаются у самолета.

Встреча друзей ярко и эмоционально обыгрывается взрослым.

Возвращение. Мама закладывает все изображения друзей за картинку "Самолет". Так кукла Наташа, Петрушка и мишка оказываются в самолете. Далее путешественники поднимаются в воздух, самолет летит над стульями, столиком, т. е. над полями, лесами, реками, и приземляется. Разыгрывается сценка встречи всех путешественников.

Варианты. Игрушки хотят по одному прилетать на самолете, или меняются транспортными средствами, или хотят путешествовать вместе, меняя средства передвижения, и т. п.

Приведенные выше игры-занятия - примерные для ребенка. Взрослым показан диапазон детских интересов и возможностей. Родители могут сами составлять для своего малыша игры-занятия, формируя его интересы, развивая его воображение, смекалку и интеллект. По аналогии можно заниматься, учитывая особенности вашей жизни в городе или на селе, в горах или у моря, - малыш будет отражать в игре все, что разворачивается перед его взором. Ваша увлеченность, эмоциональность, актерские приемы очень обогатят душевный мир вашего ребенка.

© 2008-2017, rebyenok.ru