Rebyenok.Ru
Энциклопедия раннего развития
E-kod.ru - Справочник по пищевым и косметическим добавкам
 
Маленькие исследователи :: Rebyenok.ru - Энциклопедия раннего развития ребенка
Маленькие исследователи

Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло, мы рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока... только накопление практического опыта под руководством взрослого.

Уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает интересоваться окружающим миром. Так проявляется начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребенка.

Если в младенчестве кроха отличается безудержным любопытством и откликается в основном на внешние эффекты, такие, как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, то на третьем году ребенка увлекают скрытые свойства предметов, которые он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т. д. Малыш изучает предмет, обнаруживает свойства, таящиеся в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация.

Стремление к исследованиям формирует такое замечательное качество, как любознательность. Мир будит в малыше азарт первооткрывателя. Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новое в знакомом.

Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию - деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.

Многие родители поисковые действия ребенка, как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки. Некоторые дети отличаются особой активностью, они неудержимые проказники. И все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

  • экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  • экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса.

Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесьхо-вершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост. Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства.

Игры-занятия с элементами экспериментирования, предлагаемые далее, помогут вам:

  • продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе "действие -результат";
  • воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
  • переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему;
  • воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое;
  • практически знакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т. п.);
  • учить малыша выражать словами свои впечатления;
  • обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

"Водичка-водичка"

Цель. Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем - и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пестушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.

Материалы. Репродукция к потешке "Водичка-водичка" (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).

Ход занятия. Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее две-три минуты. Отвечает на вопросы: "Кто изображен на картинке? Что делает?" Затем взрослый читает потешку:

Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.

Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность почувствовать слова: "вода прозрачная, течет".

В конце занятия мама разливает воду из кувшина по стаканчикам, повторяя еще раз слова: "прозрачная", "журчит", "булькает". Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.

"Какого цвета водичка?"

Цель. Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски - например, при рисовании кистью).

Материалы. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (18x15 см).

Ход занятия. Мама обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например красная, зеленая, синяя, желтая. На своем листе белой бумаги она пробует каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка интерес, промывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает название каждой краски. Мамин листочек откладывается.

Ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает ему четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой, тряпочку для вытирания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. "Видишь, от краски вода становится цветной. Значит, вода умеет окрашиваться", - говорит мама и предлагает попробовать другие цвета.

Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветные листочки. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.

Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и "шарики" меняют цвет: "Какого цвета шарик?", "А этот какой?" и т. д. "Какой же шарик? Разноцветный!" - говорит мама, показывая последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

"Волшебные краски"

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - фиолетовый (сиреневый); красного и черного (ахроматический цвет) - коричневый и т. п.

Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие) получают при соединении основных цветов с белилами.

Материалы. Гуашь, кисти, четыре-пять пустых прозрачных стаканчиков.

Ход занятия. Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать, моет кисточку в стакане. Таким образом, возникает цветная водичка. Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике.

Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и показывает малышу фокус: наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. "Что у нас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, а также цветочки". Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвет.

В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом, предварительно спросив разрешения у маленького художника.

"Цветные льдинки"

Цель. В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).

Материалы. Пять-семь полиэтиленовых формочек для игр с песком, коробка из-под шоколадных конфет, кувшинчик с прозрачной водой, цветная вода в стаканчиках. Занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в двух предыдущих занятиях.

Ход занятия. Мама беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед. "Мы сделаем с тобой льдинки". Расставляет формочки на столе и наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. "Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится". Чтобы заморозить воду в домашних условиях, можно использовать балкон, выставив формочки на подоконник с другой стороны окна. Ребенок может видеть их через стекло.

Для изготовления бус используется коробка из-под конфет, в которую в присутствии малыша заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой, вынимает цветные нитки бус и украшает ими елочку или снеговика.

"Снежные фигурки"

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки - это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки, подчеркнуть, что снег - это много-много снежинок. Провести в присутствии малыша эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким. Из липкого можно лепить фигурки. В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду.

Материалы. Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки. Подносы для формовки, невысокие и широкие емкости для снега.

Ход занятия. Взрослый вносит в комнату емкости со снегом, зовет ребенка, показывает на снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять, становится липким. Совочком раскладывает снег в формочки для песка, делает из снега на подносе снежные куличики (рыбка, цветочек, бабочка, птичка и т. п.).

Малышу предлагается слепить из снега фигурки; пояснив, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек. Перед занятием полиэтиленовые или пластиковые формочки желательно нагреть в воде или на радиаторе отопления. Взрослый следит за тем, чтобы малыш самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Он делает на подносе три-пять снежных фигурок, мама также принимает участие в игре. Поднос устанавливается в поле зрения ребенка - он наблюдает, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду. Во время занятия можно использовать произведения художественной литературы, в которых рассказывается о зиме.

Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
(И. Никитин)

Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
(О. Высотская)

Два блестящих уголька -
Глазки у снеговика,
Яркий нос, в руках - метла,
Веселится детвора!
(Л. Павлова)

"Найди колокольчик"

Цель. Научить по слуху находить заданный предмет.

Материалы. Три-четыре коробочки, в них закладываются звучащие предметы, например колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой.

Ход занятия. Мама показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой ничего нет, подсказывает, как это можно сделать: "Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?" Малыш находит коробочку, которая не издает звука. "Значит, она пустая", - поясняет взрослый.

Ребенок на слух определяет, в какой коробочке что лежит: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, мама помогает. На следующих занятиях у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш уже знает, что содержимое коробочки можно определить на слух по звуку. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается по замыслу ребенка.

"Какай самолетик улетит дальше?"

Цель. Показать планирование предметов в воздухе.

Материалы. Одинаковые листы цветной бумаги, из которых выполняются методом оригами пять-шесть цветных самолетиков. Взрослый изготавливает самолетики, малыш наблюдает и помогает.

Ход занятия. Экспериментировать желательно на дачном участке, в парке, на полянке в лесу, т. е. на открытом, свободном пространстве. Взрослый показывает, как следует запускать самолетик, отрабатывает траекторию движения руки (метод пассивных движений). Если у малыша не получается, ему нужно помочь. Когда все поделки будут испробованы, папа вместе с ребенком отмечают, какой самолетик пролетел самое большое расстояние. Далее игра разворачивается по замыслу играющих.

"Какая машинка уедет дальше"

Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета ("Чья машина самая быстрая?").

Материалы. Две-три цветные машинки. Доска (скат) шириной 80-100 см, укрепленная с одного края на высоту 40-50 см.

Ход занятия. Взрослый и ребенок рассматривают машинки. "А чья машинка уедет дальше, твоя или моя?" - спрашивает мама, побуждая малыша к экспериментированию

Взрослый и ребенок поочередно, встав у приподнятого края ската, пускают машины под горку, сообщив им начальную скорость. Отмечается, какая машинка уехала дальше. Эксперимент повторяется, участники меняются машинками. Если результат повторяется, машинка считается победительницей.

Соревнуется вторая пара машинок, устанавливается наиболее мобильная. И наконец, из двух лидирующих машинок путем очередного экспериментирования устанавливается призовая машинка, на которую можно прикрепить флажок. Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость передвижения зависит от силы толчка. Взрослый учит малыша делать первые умозаключения: эта машинка самая быстрая. Игрушки можно выстроить по степени лидерства, присвоив самой быстрой номер первый, наклеив цифру на ее капот, отметить цифрами и другие машинки. Малыш получает опыт символической записи в цифровом обозначении.

На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т. п.

"Какие предметы держатся на воде?"

Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

Материалы. Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), пластиковая планочка (рыбка), железный гвоздик (кораблик), бумажный кораблик, резиновый шарик и др.; широкое блюдо, наполненное водой.

Ход занятия. Взрослый предлагает малышу встать около емкости с водой. Он показывает набор подобранных предметов. Малыш рассматривает их. Затем по предложению мамы ребенок начинает опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.

В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности плавают легкие предметы, такие, как щепочка, резиновый шарик; металлические (железные) предметы тяжелые, они тонут. Мама предлагает малышу подуть на воду, чтобы дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.

В конце занятия мама предлагает испытать бумажные лодочки: она складывает методом оригами две лодочки, малыш опускает их на воду. Далее игра разворачивается по замыслу играющих.

"Солнечный зайчик"

Цель. Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде.

Материалы. Небольшое зеркальце.

Ход занятия. Занятие проводится в солнечный день в помещении или на воздухе. Солнечным зайчиком мама называет луч от зеркальной поверхности, предлагает малышу посмотреть, как зайчик бегает по травке (на улице), как играет в прятки (в доме). Игра разворачивается по желанию ребенка: он может просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самому поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают солнечных зайчиков одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик догоняет другого; солнечным лучиком играют с котенком и т. п.

"Где ночует солнышко?"

Цель. Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.

Ход занятия. Утром в солнечный денек, поднимая малыша после сна, мама предлагает ребенку поздороваться с солнышком. Она подводит его к окну с восточной стороны и предлагает протянуть к солнышку ладошки:

Здравствуй-здравствуй, солнышко!
Солнышко-колоколнышко!
Лей щедрее, солнышко,
Золото в ладонышки!

А теперь с солнышком поздороваются игрушки: и зайка, и мишка, и кукла Настя, и все-все твои любимые друзья, все говорят: "Здравствуй, солнышко!"

В течение дня, если у малыша сохраняется интерес к наблюдению, мама обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было: солнышко гуляет.

Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: "Солнышко садится, прячется за горизонт, уходит спать, отдыхать. Видишь, оно совсем в другой стороне, его можно наблюдать в противоположном окошке (с западной стороны). Скажем солнышку: "До завтра". А утром опять встанем встречать солнышко!"

Солнце спряталось за ветки,
Спать легли лесные детки,
Кто в берлоге, кто на ветке,
Кто в дупле, а кто в канавке
У воды в зеленой травке,
Мой малыш в своей кроватке.
(Л. Павлова)

"Ловись рыбка большая и маленькая"

Цель. Познакомить ребенка со свойствами магнита (притягивает металлические предметы).

Материалы. Магнитные удочки (по числу играющих): палочки длиной 40-50 см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30-35 см; на конце нитки крепится магнит. Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями. Магниты можно взять из пособия "Магнитная азбука (алфавит)", вместо палочек -два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами, разноцветные рыбки - из картона, укрепив на нем металлические скобки или канцелярские скрепки, которые хорошо притягиваются к магниту.

Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо без воды с рыбками. "Это озеро, в нем живут разноцветные рыбки, мы попробуем их поймать удочками", - поясняет взрослый.

Мама демонстрирует свойства магнита, используя несколько металлических предметов: "Это магнит. Видишь, как он притягивает к себе гвоздики, шурупы, скрепочки - все металлическое. Попробуем, притянет ли магнит бумажку, тряпочку или щепочку? Нет, не притягивает!" Далее экспериментирование переходит в игру с удочками. Мама обращает внимание малыша, что на конце каждой удочки имеется магнит (рыбки будут клевать на него и приклеиваться); показывает игровое действие.

Малыш самостоятельно ловит рыбок. Взрослый отмечает, какую рыбку удалось выловить. Целесообразно кроме рыбок заготовить изображение каких-либо предметов, например сапожок, шляпу, кастрюлю, колесо, калошу и пр. Когда малыш вылавливает вместо рыбки какой-то неожиданный предмет, это вызывает много смеха и веселья. В игре могут принимать участие все члены семьи: интересно узнать, у кого же будет самый большой улов.

Родители могут сами создавать интересные ситуации экспериментирования с игрушками и различными предметами. Ребенку можно показать увеличительное стекло, рассмотреть божью коровку (посчитать, сколько пятнышек на ее крылышках), муравья-труженика, мотылька с разноцветными крылышками и чашечки цветов. Можно наблюдать за подсолнухом, поворачивающим головку вслед за солнцем, и многое другое. Так родители учат ребенка любознательности.

© 2008-2017, rebyenok.ru